Исследователь русского зодчества - ХранителиРодины.рф

Материал рассказывает о жизненном пути уроженца липецкого края, подвижника и ученого Георгия Ивановича Гунькина. Его вклад в дело сохранения памятников архитектуры Липецкой области трудно переоценить. Составленные Г. И. Гунькиным подробные паспорта на исторические здания и сооружения нашего края и по сей день служат хорошим подспорьем в работе местным краеведам и реставраторам.

В 2021 году исполнится 110 лет со дня рождения нашего земляка Георгия Ивановича Гунькина (1911–1993). Один из коллег сказал о нём так: «Неутомимый подвижник, прекрасный знаток истории архитектуры, один из последних представителей классической русской школы реставраторов».

Будущий архитектор родился 30 июня 1911 года в селе Подгорном Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Сырский сельсовет Липецкого района) в крестьянской семье. Его мать занималась воспитанием детей, а отец, Иван Никитович, не только вёл своё хозяйство, но и подрабатывал на уездных заводах и рудниках. Нужно было кормить семью, в которой подрастали пятеро сыновей и дочь.

До 16 лет Георгий жил в родном селе, где окончил четыре класса церковно-приходской школы при храме Параскевы Пятницы. В 1927 году он переехал в Липецк и поступил в профессионально-техническую школу на отделение холодной обработки металлов. Затем работал инструктором производственного обучения в ФЗУ при заводе «Свободный Сокол». В 1931 году Георгий Гунькин продолжил обучать молодых рабочих уже на московской фабрике «Красный Октябрь». Вскоре юноша поступил в Московский архитектурный институт, где в то время преподавал ещё один наш земляк, — знаменитый российский зодчий, академик Иван Павлович Машков.

В 1939–1940 гг. начинающий архитектор Гунькин работал на станции Шлиссельбург Ленинградской области, где по его проекту строились промышленные и гражданские здания завода № 6 наркомата «Боеприпасы». Начало Великой Отечественной войны Георгий Иванович встретил в Москве. В 1942 году его направили сначала в родной Липецк на службу в проектном отделе НЛМК, а затем — на завод «Электросталь» в Московскую область. В 1943-м нашего земляка призвали в действующую армию, но уже через год демобилизовали по состоянию здоровья.

После Великой Отечественной войны Георгий Иванович Гунькин приступил к работе в комитете по делам архитектуры при Совете министров РСФСР, а вскоре занял должность младшего научного сотрудника в Институте истории искусств АН СССР. Именно там он серьёзно увлёкся изучением творчества выдающегося российского зодчего Василия Ивановича Баженова, обретя единомышленника в лице директора института, Игоря Эммануиловича Грабаря. Итогом их совместной работы стал опубликованный в 1951 году фундаментальный научный труд «Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова». На страницах этого издания была опубликована статья нашего земляка «О Церкви Знамения Божией Матери в селе Вешаловка Липецкого района». Опираясь на собственные исследования, а также на воспоминания сына последнего владельца вешаловской усадьбы Николая Александровича Кожина, утверждавшего, что в их семье хранился проект этой «жемчужины» церковного зодчества с подписью Баженова, Гунькин убедительно доказал, что Знаменский храм — одна из самых уникальных построек гениального архитектора в русской провинции. Позже Георгий Иванович нашёл и обследовал ещё два творения Баженова на Липецкой земле — храм Владимирской иконы Божией Матери в селе Баловнево и усадебный дворец Нечаевых-Мальцевых в селе Полибино (оба в Данковском районе).

В начале 60-х гг. прошлого века Гунькин приступил к работе в Научно-методическом совете по охране памятников при Министерстве культуры СССР. Вместе с коллегами нашему земляку довелось реставрировать шедевры архитектуры в Азербайджане, на Северном Кавказе, в Чернигове и Смоленске. Творческий потенциал и неуёмный характер исследователя подтолкнули Георгия Ивановича и к участию в археологических раскопках. Он выезжал в экспедиции Института археологии АН СССР, исследовавшие античные города: Аполлонию в Албании, Пантикапею в Керчи и Фанагорию на Таманском полуострове.

В то же время Георгий Иванович вплотную занялся изучением архитектурных памятников Рязанщины. Не забывал он и свою малую родину. Каждое лето приезжал в Липецкую область, где проводил исследования объектов культурного наследия. Работал Гунькин в одиночку: бродил по деревням пешком, порой по бездорожью. Им руководило страстное желание зафиксировать и сохранить всё увиденное для потомков. Вот как вспоминал о своих путешествиях по Липецкой области сам Георгий Иванович: «Находя остатки, а порой и в приличном виде постройки, я радовался, иногда восхищался, но больше огорчался. Многие из них представляют руину, другие на грани разрушения. И в этих случаях щемило сердце о трагических положениях дел, о невосполнимых потерях…». Ценность собранной Гунькиным информации в том, что она отражает состояние памятников нашего края 60-летней давности с утраченными за прошедшее время элементами. По сути, его фотографии, рисунки и описания уникальных архитектурных объектов являются энциклопедией культурного наследия Липецкой области.

В настоящее время на государственной охране в нашем крае состоит 535 объектов культурного наследия регионального и 42 федерального значения, а более 2500 имеют статус выявленных. Большую часть этого богатства передал нам Георгий Иванович Гунькин. Именно он первым обозначил архитектурные памятники, которые ныне считаются визитной карточкой Липецкой области. Всего за тридцать лет профессиональной деятельности наш земляк составил 76 подробных паспортов на исторические здания и сооружения нашего края, внеся огромный вклад в организацию государственной охраны памятников культуры на Липецкой земле. Труды Георгия Ивановича Гунькина по сей день не утратили своей актуальности и служат хорошим подспорьем в работе местных учёных и реставраторов.

Несмотря на свою занятость, Георгий Иванович никому из коллег не отказывал в профессиональной консультации и охотно делился своим уникальным опытом с любым из них. Елецкий архитектор Александр Васильевич Новосельцев вспоминает: «Я всегда с нетерпением ждал его приездов: можно было поделиться очередными находками или проконсультироваться у него. У него всегда находились примеры, советы, уточнения. Обсуждая детали подготавливаемого мною проекта воссоздания Бунинской усадьбы [родового гнезда И. А. Бунина в деревне Озёрки Становлянского района Липецкой области], он сразу вспомнил, что [аналогичное крыльцо было] на уже утраченном деревянном доме в Усмани, но остались его фотографии. В следующий приезд он привёз эти фотографии».

С 1966 года Гунькин работал в Московском архитектурном институте в качестве руководителя студенческого проектно-конструкторского бюро и читал лекции на кафедрах введения в архитектурное проектирование и архитектурной реставрации. Кроме того, Георгий Иванович заведовал институтской библиотекой. Эрудированный человек и прекрасный специалист, он мог ответить на любой вопрос, решить самую сложную задачу. «Настоящая ходячая энциклопедия», — говорили о нём коллеги. Действительно, по уровню знаний Гунькин являлся настоящим профессором, хотя никогда не стремился к высоким званиям и должностям. Он просто был великим практиком и истинным знатоком своего дела.

С 1973 по 1983 годы Георгий Иванович служил главным реставратором, а затем главным консультантом Академии художеств; продолжал заниматься изучением неизвестных построек В. И. Баженова, в том числе и на Липецкой земле. Научные работы Георгия Ивановича Гунькина были опубликованы в фундаментальной «Истории русского искусства» (том VI) и в «Ежегоднике» Института истории искусств. Он также выполнил иллюстрации к первым шести томам «Истории русского искусства», к третьему тому «Всеобщей истории искусств» М. В. Алпатова, к книге «Рязань» М. А. Ильина и другим изданиям.

В 1983 году Георгий Иванович вышел на пенсию по состоянию здоровья, но продолжал по мере сил свою подвижническую работу, частенько наведываясь в Липецкую область. По словам его внучатой племянницы Нины Агеевой, которая иногда сопровождала дядюшку в поездках, Георгий Иванович очень любил выращенные на малой родине картошку, огурцы и местную ключевую воду. В последние годы жизни Георгий Иванович публиковал статьи в липецких периодических изданиях, призывая земляков «защитить красоту, созданную нашими предками». «Как патриот Липецка, он постоянно интересовался ходом реставрации памятников, судьбой исторических зданий и сооружений. Горько переживал их необоснованный снос или переделку», — писал архитектор Липецкой и Елецкой епархии Владимир Дмитриевич Тягунов.

Умер Георгий Иванович Гунькин на 82-м году жизни, 29 декабря 1993 года. В 2011 году, по инициативе Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области, вышел в свет 1-й выпуск альманаха «Исторический квартал», в котором друзья и коллеги посвятили несколько глав нашему земляку — архитектору, историку, археологу и реставратору, «который знал памятники в лицо».

В своих «Воспоминаниях о Г. И. Гунькине» елецкий архитектор Александр Васильевич Новосельцев написал: «Человек этот поистине уникален для Липецкой области, т. к. нет другого, давшего столько делу изучения культурного наследия области во второй половине ХХ века, и имя его достойно быть увековеченным в названии улицы, культурного учреждения или в виде памятника. А рукописи его так и не опубликованных работ, хранящиеся в его архиве, должны быть изданы, хотя бы уже потому, что интерес к ним вовсе не ограничивается рамками одной лишь только Липецкой области, его работы имеют и общероссийское значение…».

В галерее представлены фотографии:

1. С.Баловнево. Храм Владимирской иконы Божией Матери.

2. Водонапорная башня в с. Баловнево.

3. Западные въездные ворота в усадьбу Муромцевых.

4. Село Вешаловка Липец. р-на. Церковь Знамения иконы Божией Матери

5. Храм в с. Баловнево Данковск. р-на Липец. обл.

6. Церковь Знамения в усадьбе с. Вешаловка Липец. р-на Липец. обл.

Комментарии