Жизнь и деятельность Дмитрия Дмитриевича Иванова.
Судьба директора Оружейной палаты Д.Д. Иванова., Чаплыгин, Липецкая область
Во всём мире известен музей московского Кремля «Оружейная Палата». Но практически никто не знает, что его облик хранит на себе яркий отпечаток личности директора Оружейной Палаты Д.Д. Иванова – человека высокой духовной силы, обширных знаний, твердого характера.
Введение
На возвышенном берегу Становой Рясы, недалеко от пруда, образованного этой рекой, в с. Солнцево Раненбургского уезда Рязанской губернии была построена дворянская усадьба в редком для нашей местности стиле «ампир» и исключительная по своей красоте и качеству. Последним владельцем усадьбы стал Дмитрий Дмитриевич Иванов.
Во всём мире известен музей московского Кремля «Оружейная Палата». Но практически никто не знает, что его облик хранит на себе яркий отпечаток личности директора Оружейной Палаты Дмитрия Дмитриевича Иванова – человека высокой духовной силы, обширных знаний, твердого характера. Имя Дмитрия Дмитриевича Иванова, к сожалению, почти забыто.
Директор Оружейной палаты (1922-1929 гг.), действительный член двух академий: ГАХН (1923 г.) и ГАИМК (1925 г.), эмиссар (1918) и эксперт Главмузея Наркомпроса во множестве комиссий, активный участник заседаний комиссии музея «Старая Москва», он преподавал на курсах театральных работников (1920-1921 гг.), во ВХУТЕМАСс (1922-1923 гг.), на курсах музейных работников (1926 г.). Вот вкратце круг его деятельности в советское время.
У Д.Д. Иванова осталось не много опубликованных трудов, наиболее известен путеводитель по музеям Петербурга. Жизненный путь его был трагичен, как и у многих представителей русской интеллигенции. А его ужасный конец заставил надолго замолчать о нем.
Между тем судьба Дмитрия Дмитриевича и его деятельность заслуживают того, чтобы о нем вспомнили.
Жизнь и деятельность.
Д.Д. Иванов родился 17 мая (ст. ст.) или 30 мая по н. ст. 1870 г. в семье потомственного дворянина, действительного статского советника, почетного мирового судьи Дмитрия Васильевича Иванова, сына погибшего в войну 1812 г. поручика Василия Семеновича Иванова - подпоручика Тульского ополчения.
Отцу было в то время 57 лет. Отслужив в 1853 г. более 20 лет по гражданскому ведомству, он уволился от службы по болезни, однако в последующие 25 лет регулярно избирался почетным мировым судьей и даже председателем съезда мировых судей Раненбургского мирового округа. Его мать – Любовь Антоновна (урожденная Бистром) владела усадьбой в с. Солнцево Раненбургского уезда Рязанской губернии. Оба деда Дмитрия Дмитриевича были героями войны 1812 г.: барон Антон Антонович Бистром – генерал-лейтенант, представитель легендарной фамилии, десять членов которой сражались в войне в рядах русской армии. В битве под Кульмом огонь его батарей повлиял на перелом, ускорил победу. Смертельно раненого полковника вынесли из боя на глазах Императора Александра Первого. Тот повелел: «Пусть умрёт генералом». Но Бистром, к изумлению всех, выжил. И стал самым молодым генералом в двадцать шесть лет.
До 9 лет Дмитрий воспитывался в родовом имении Солнцево и вырос на семейных преданиях, героике прошлого. Память, дух двенадцатого года не просто хранились в семействе, но руководили поступками, выбором жизненной позиции. Детство же в усадьбе тонко развило чувство гармонии. Многое в родовом имении напоминало о героических событиях Отечественной войны 1812 г. и о предках: Любовь Антоновна наследовала по смерти матушки фамильные реликвии: старинные картины, фарфор, бронзу, мебель; усадебный парк с тенистыми аллеями, «залами» и балюстрадой для танцев и оркестра. Парк был разбит после войны пленным французом, вывезенным дедушкой Антоном Антоновичем в 1914 г. из Парижа.
В 1889 г., по окончании 5-ой Московской гимназии с серебряной медалью, «проявив отличные успехи в науках, особенно в истории», поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил с дипломом 1 степени в 1893 г. Затем – блестящая карьера юриста от кандидата на судебные должности при Московской судебной палате в 1893 г. до директора департамента Министерства юстиции, товарища обер-прокурора Правительствующего Сената в 1917 г. Неоднократно бывая за границей в 1893-1913 гг., Д.Д. Иванов изучил собрания лучших музеев Италии, Франции, Англии, Германии и, как писал в одной из своих анкет, познакомился с европейскими взглядами на историю искусства. Его первая научная работа, опубликованная в 1896 г., посвящена истории постройки здания Сената в Московском Кремле, обнаруживает интерес как к событиям войны 1812 г., так и к вопросам сохранения памятников истории и культуры на территории воюющих стран. А в 1904 г. в международном ежемесячнике «Lеs Arts», издаваемом в Париже, Д.Д. Иванов помещает статью «Защита произведений искусства во время войны». Предвидя неминуемость мировой войны и неизбежность утрат памятников искусства, он предлагал правительствам заранее принять взаимные обязательства по защите и охране памятников искусства. Он утверждал: «если войны нельзя избежать, по меньшей мере, она должна вестись в условиях цивилизованных государств нашего времени иначе, чем это было когда-то». В этом же 1904 г. в Петербурге выходит в свет первая книга Д.Д. (на 323 стр.) – «Объяснительный путеводитель по художественным собраниям Петербурга». В этой книге впервые дан обстоятельный обзор 10 музейных коллекций: Эрмитажа, музея Академии художеств, Русского музея, Публичной библиотеки, Музея при императорском обществе поощрения художеств, Придворного конюшенного музея, Музея при Императорском фарфоровом заводе и др.
В начале девятисотых годов Иванов переведён с повышением в Петербург – Товарищем Председателя окружного суда. Тогда же молодой юрист счастливо женился на дочери сенатора Завадского Софии Владиславовне. Родились сын – Владислав, дочь – Кира. Жена оказалась замечательной хозяйкой, обладала тонким эстетическим вкусом. Их дом, имения вскоре стали считаться образцовыми по ведению хозяйства, содержанию дома, подсобных строений. Комнаты дома были обставлены модной в то время мебелью в стиле «модерн», что говорило о развитости художественного вкуса владельцев и умении быть современными. А 16 декабря 1917 г. в газете «Русские ведомости» сообщили о разграблении Солнцева. «… в Раненбургском уезде разгромлено образцовое имение известных земцев князей Волконских Зимарово, инвентарь и племенной скот расхищены Ценная обстановка и знаменитая библиотека поломаны, порваны, расхищены… соседние крестьяне села Солнцево накануне разгромили образцовое имение бывшего председателя Московского окружного суда Иванова…».
Иванов подает прошение о приёме на службу: «Особенно желал бы работать в дорогом мне деле охраны памятников, воспрепятствовании вывоза их из России». В октябре-ноябре 1918 г. Д.Д. – эмиссар Подотдела столичной охраны памятников искусства и старины Музейного отдела Наркомпросса: глубокая образованность, шесть европейских языков – два древних и четыре основных новых – опыт юриста, искусствоведа. Д.Д. Иванов на грошовом жаловании, писал статьи, брошюры, читал лекции на театральных курсах, во ВХУТЕМАСе.
1922 г. окончательно связал судьбу Д.Д. Иванова с Кремлем. Мандатом от 11 января 1922 г. он назначается в качестве эксперта Отдела музеев Главнауки Наркомпроса в Комиссию Особоуполномоченного ВЦИК СНК по учету и сосредоточению ценностей придворного ведомства, хранящихся в Кремле. Д.Д. Иванов с первого дня работы в качестве эксперта вступил в бескомпромиссную борьбу за памятники искусства. В этой борьбе он осуществился как музейный деятель и честный человек. Д.Д. Иванов атаковал правительство письмами о высоком значении ценностей, о необходимости сохранить их в национальном достоянии ради поддержания и развития уровня культуры будущих поколений. «Все известные в истории попытки использовать произведения искусства для поднятия финансов оказались сплошь неудачными. Результат неизменно был такой же, как если в засуху выходить в поле и поливать его из лейки. Пользы никакой, но вред от утраты культурных ценностей не замедлит дать о себе знать».
27 апреля 1922г. Д.Д. Иванов назначается заведующим Оружейной палатой в связи со смертью М.С. Сергеева. В своем обращении в НКП Иванов, в частности, говорит о прошлом Оружейной палаты: « Музей Оружейной Палаты является старейшим центральным музеем России, органически зародившемся во мраке средневековья, уцелевшем в своем ядре среди разрухи Смутного времени и пышно расцветшим в 17 столетии, когда никаких других… музеев не было еще и в зачатке... Это столичный музей драгоценностей и роскошного оружия, музей типа Тауэра…». Иванов отдает все силы на обустройство музея. Помимо организационной деятельности Иванов много сил отдает борьбе за сохранение художественных комплексов и отдельных произведений искусств.
В 1922 г. он решительно отстаивает ценности музейного значения от передачи в Гохран и требует возвращения тех, что были изъяты волевым порядком. С помощью руководства Наркомпроса ему удалось добиться пересмотра свезённых в Гохран сокровищ. Создана специальная Музейная комиссия. Иванов пишет в одном из протоколов комиссии: «Передавая в Гохран коронные драгоценности, Комиссия заявляет, что из числа ценностей предметы величайшего исторического интереса, а именно корона, скипетр, держава, цепь, знак и звезда Андрея Первозванного, драгоценные камни исключительной красоты и редкости… должны быть сохранены… описаны и всенародно выставлены для всеобщего обозрения и изучения, как это сделано… во Франции и Англии…». Именно Иванову вместе с другими сотрудниками музея обязаны тем, что сейчас сохранены и выставлены в Алмазном фонде многие ценности.
Вся деятельность коллектива Оружейной палаты в эти годы освещена и вдохновлена личностью Д.Д. Иванова. Эта работа отражена в документах, написанных им и до сих пор заражающих энергией человека высокообразованного, владеющего обширными знаниями, деятельного, исключительно честного, одаренного, преданного музейному делу, талантливого руководителя.
Д.Д. Иванов отличался необыкновенной работоспособностью. Наряду с заботами руководства он брал на себя исполнительские задачи. Его же рукой сделаны сотни дополнений, ссылок на новейшие исследования, как русских, так и зарубежных специалистов. Им написана книга новых поступлений. Все протоколы, записки, справки, отчеты написаны лично Ивановым. Все эти документы блещут теми же достоинствами, которые подметил в свое время Бенуа. Они читаются как литературные произведения, достойные отдельной публикации.
В апреле двадцать четвертого на Дмитрия Дмитриевича в ОГПУ завели дело, арестовали. Две недели продержали в камере Бутырской тюрьмы. Для Дмитрия Дмитриевича это страшное время. Через него поставлено под удар самое дорогое – семья, родные, близкие. И он как опытнейший юрист старается не дать повода на допросах для малейших подозрений на кого-нибудь. Прямых и косвенных улик против него так и не нашли, но Особое совещание вынесло подозрение в политической неблагонадёжности.
Политика советского правительства 1920-30-х гг., распространившая на музеи задачи Промфинплана, привела к утрате множества ценнейших экспонатов, в том числе и из Оружейной палаты.
Директор Оружейной палаты одним из первых высказывается против антикварных распродаж музейных ценностей. Но попытка музейных сотрудников воспрепятствовать распродажам потребовала колоссального напряжения сил и не могла не привести к жертвам. Все эти испытания, как и начавшееся массовое уничтожение архитектурно-исторических памятников, даже – в самом Кремле, закрытие музеев, сломили здоровье директора. В декабре двадцать девятого окончательно смещён с поста директора Д.Д. Иванов.
Он ушел из жизни 1930 г., немного не дожив до шестидесяти лет. Не будучи в состоянии реально противостоять разрушительной силе государственной власти, не имея возможности не быть причастным к разбазариванию национального достояния, и не желая принимать в этом участия, Д.Д. Иванов погиб. Сегодня уже ставится под сомнение версия самоубийства… В предсмертной записке он написал: «не расхищал, не продавал, не торговал, не прятал Палатских ценностей…». Это случилось 12 января, а 13 явился представитель Антиквариата с мандатом об изъятии 120 предметов, в том числе тех, которые удалось спасти в 1922 г.
Похоронен Д.Д. Иванов на Введенском кладбище в Москве.
Фото №1 Д.Д. Иванов.
Фото №2 Д. Иванов - выпускник университета.
Фото №3 Д.Д. Иванов за разбором музейных ценностей. 20-е гг. 20 в.
Фото №4 Сотрудники Оружейной Палаты за разбором музейных ценностей, 20-е гг. 20 в.
Фото №5 Усадебный дом, парадный вход. Солнцево. Нач. 20 в.
Комментарии