Богатства, отданные людям
Памяти М.И.Бруснёва, Сторожевая, Карачаево-Черкесская Республика
Цель: возвращение истории России и увековечивание имени и дел нашего станичника М.И.Бруснева. М.И. Бруснев, революционер-романтик, организатор одной из первых в России социал-демократических групп (в дальнейшем отошел от революционной деятельности), ученый-полярник. Будучи осужденным за революционную деятельность, ссыльный М.И. Бруснев вошел по ходатайству организаторов в состав знаменитой Русской полярной экспедиции, искавшей легендарную «Землю Санникова», стал исследователем ряда островов за Полярным кругом. М.И. Бруснев был членом Российского географического общества. Его именем назван остров в море Лаптевых. На острове установлен памятник М.И.Брусневу. Михаил Иванович был образованнейшим человеком, хорошо знал несколько европейских языков, много лет работал в торгпредствах Франции и других стран. М.И.Бруснев - наша особая гордость. В нашей школе создан музей имени М.И.Бруснева. Экспонаты музея рассказывают о жизни и деятельности нашего земляка. Материал «Богатства, отданные людям» призвано сохранить память о нашем знаменитом земляке, воспитать у учащихся чувство гордости за свою малую Родину и ее сына, прославившего нашу страну.
Русская история, история необычайного роста русского народа. Такова была его историческая судьба. На туманном фоне нашей ранней истории Русская история, история необычайного роста русского народа. Такова была его историческая судьба. На туманном фоне нашей ранней истории рельефно обрисовываются титанические фигуры богатырей, передовых русских бойцов, стремившихся все дальше от Киева в таинственную степь. Окружавшая Московское царство степь приняла передовые русские форпосты, а борьба с ней составляла наследие завещанное богатырями.
Этим передовым форпостом, сменившим богатырей былинного эпоса, было наше казачество, явление свойственное только нашей Руси. Все что было в ней удалого, жившего вольною волюшкой, не желавших склонить голову перед приказными дьяками и лихими воеводами – вся эта беспокойная Русь издревле стремилась на окраины государства, где общая опасность сплачивала их в особый род военного войска. На широком просторе южнорусских степей развилась и воспиталась мощная сила, которою справедливо гордится русский народ.
У подножия Кавказа казачеству пришлось закрыть собою степь, уже ставшую достоянием земледельцев. Казаки несли дозорную и сторожевую службу в степи, провожали и встречали государевых послов. Образ жизни, нрав казаков всегда являлся символом независимости, гордости и храбрости. В казачьей семье все были воинами.
Одним из таких форпостов была станица Сторожевая.
В конце XIX века в станице жили 4698 казаков. В 1871 году была построена деревянная Николаевская церковь. При ней работала церковно-приходская школа так как, главным делом казачат была учеба. Казачата вели себя на улице солидно и достойно, их старики звали по имени-отчеству.
В станице Сторожевой и родился 25 января 1866 года в семье хорунжего Ивана Филипповича и его жены Гликерии Федоровны Брусневых сын, нареченный Михаилом. Тот самый мальчик, которому отец мечтал передать сколоченное им самим немалое состояние. Но, видно, совсем иное было начертано на роду мальчику.
Из автобиографии Михаила Бруснева: «Первоначальное образование я получил в местной народной школе, куда поступил в 6 лет отроду. В 1878 г. я поступил в Ставропольскую гимназию, в которой и окончил курс в 1885г. Так как у моих родителей не было достаточных средств, то уже с 4-го класса я принужден был зарабатывать уроками. От платы за учение меня обыкновенно освобождали за хорошие успехи.»
Пришло время – и родовитый хорунжий решил претворить в жизнь свою заветную мечту – пристроить повзрослевшего сына на государеву службу. И тут неожиданно для самого себя услышал:
- Нет, отец. Я поеду в Петербург, хочу учиться в институте.
Беспредельным был отцовский гнев! В запале даже пригрозил сыну “самым страшным” – лишением наследства.
- Что ж, - прозвучало в ответ, - в таком случае проживу и без него.
По окончании гимназии в 1885 году Бруснев поступил в Петербургский Технологический Институт. В Петербурге, во время учебы в институте, Михаил Бруснев становится марксистом. Он запоем читает труды Маркса, Энгельса, Плеханова. И, наконец, создает в 1889 году одну из первых в России социал-демократических групп, которая вошла в историю партии под названием группы Бруснева.
А что же отец? Он предпринимает еще один, последний шаг, чтобы вернуть сына в Сторожевую, сделать его “хозяином”: разделяет имение между детьми, отдавая большую часть его Михаилу – не сдержал-таки грозный старик своего страшного, на его взгляд, обещания. Уж теперь-то, решил он, сын непременно вернется: кого не тянет к себе собственное добро! Вот, думал, сын-то обрадуется! Пусть приумножает отцовские богатства…
И Михаил, объединивший в тот период под своим руководством революционно настроенных студентов технологического, лесного, горного институтов и даже знаменитого Петербургского университета, наладивший их прочную связь с рабочими кружками столицы, точно, обрадовался. Он… продал свою часть наследства, а деньги, все до последней копейки, отдал делу революции. На них наладили члены группы Бруснева выпуск газеты, воззваний, стали регулярно выписывать из-за границы нелегальную литературу для самообразования. Вот куда они пошли, деньги его отца – верного царского слуги! И первую рабочую маевку в городе провели тоже не без их помощи, и демонстрацию противоправительственного направления организовали…
Потом – обычное следствие активной революционной работы: по Высочайшему повелению от 7 декабря 1894 г. «государственный преступник Технолог Михаил Иванов Бруснев» был подвергнут тюремному заключению на 4 года, по отбытии которого подлежал высылке в Восточную Сибирь под надзор полиции сроком на 10 лет.
Из воспоминаний племяницы Бруснева Александры Гавриловны: «“Я помню, - пишет она, - как говорила о нем моя бабушка - мать М. Бруснева. Как собирала посылочки в далекую Якутию: сухари, мед в железных коробочках из-под леденцов, на дно которых она клала монеты пятирублевого достоинства. Видимо, другим путем денег посылать было нельзя. Да и посылки отправлять разрешали нечасто. Меня как ребенка все интересовало, и я приставала к бабушке с вопросами: “А зачем дядя Миша туда поехал? А скоро ли он приедет?”. Бабушка плакала и говорила: “Наверное, не дождусь я его, а там полгода ночь и всегда холодно”. Бабушка умерла в 1899 году, так и не дождавшись сына”.
Будучи в ссылке по просьбе и поручительству Российской Академии наук и с особого дозволения властей Михаил Бруснев, как опытный технолог, картограф и фотограф, был «откомандирован» к участию в Русской Полярной Экспедиции.
В феврале 1901 года он присоединился к основной партии исследователей. К тому времени экспедиция барона Толя пропала, на поиски своего благодетеля Михаил Бруснев и его товарищи положат самих себя до предела. Исступленно, в условиях полярной ночи и путей в неведомое – до отчаяния оттого, что поиски так и не дали результатов.
Из дневниковых записей Бруснева узнаем, что в течение весны и лета 1902 года поисковая экспедиция с его участием была занята передвижением тяжелых грузов, устройством складов на островах.
«Запасы провизии заложены в землю на аршин,- писал Бруснев,- заделаны бревенчатым помостом, забиты землей и снегом, окружены деревянными срубами и на каждом поставлен высокий столб с надписью о времени устройства. Возле столба — лом, лопата, кайло, топор и запас топлива. Имеется ящик с запиской, в которой указано, где устроены склады с провизией на Новосибирских островах».
Это была забота о неведомо куда девшейся партии Толя. Поисковики вернулись на главную стоянку и стали ждать. Но не теряли времени зря. В период летней стоянки на Новосибирских островах группа Бруснева изучала отложения четвертичного периода, вела наблюдения за погодой. Фотографировали, делали зарисовки, картографировали местность.
Из воспоминаний племянницы Бруснева Александры Гавриловны: «Помню присылаемые в письмах моему отцу маленькие фотографии, на которых был снят Михаил Иванович возле оленьей упряжки и возле нарт, запряженных собаками. Могу еще добавить, что, находясь в ссылке, дядя изучал иностранные языки, а также принимал участие в экспедиции путешественника Толя на Новосибирские острова. Как память об этом, один из островов той группы назван именем моего дяди – остров Бруснева. Я думаю, что Толя с дядей связывала большая дружба, ибо когда Толь пропал в одной из своих экспедиций, Михаил Иванович участвовал в его розыске”.
Снова заглянем в экспедиционный дневник Михаила Бруснева: «18 ноября пролив по тому направлению, куда предстояло возвращаться, замерз. Без всякого сожаления оставляли мы пустынные берега Новой Сибири, с глубокой скорбью о печальной участи отважных путешественников барона Толя, оставшихся где-то во льдах, в лютую зиму... Нам нужно спешить пройти как можно быстрее пространство свежего льда... 29 ноября мы благополучно прибыли на материк»,- это одна из последних записей в дневнике М.И. Бруснева.
С 1907 года Михаил Иванович отошел от политической деятельности. В 1920-х годах работал в системе Наркомвнешторга в Литве и в Париже. Бруснев умер в 1937 году. Измученный болезнями от тюрьмы, ссылки и суровой Арктики, отошедший от революции, от партии и забытый к концу жизни. Похоронен в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Но родовые корни его оставались в Карачаево-Черкесии. В 1976 году ушла из жизни племянница Бруснева, Александра Гавриловна, а три года спустя ее сын. Гранитная стела установлена в 1960-е годы.
Самоотверженность, храбрость, преданность Родине не остались не замеченными потомками. В далеком холодном море Лаптевых лежит остров.
В 1903 году командир шхуны «Заря» Ф. А. Матисен назвал остров в честь участника Русской полярной экспедиции инженера Михаила Ивановича Бруснева, составившего подробнейшую карту острова Новая Сибирь. Остров Бруснева расположен в бухте Тикси в 5 км на восток от посёлка Тикси. Размеры острова 1 на 2 км. На западном берегу острова Брусневу сооружен памятник. Бетонный обелиск поставлен Тиксинским радиометцентром в 1968 году.
Вячеслав Шапошников — прозаик, поэт, публицист-написал повесть «К земле неведомой», посвященную Михаилу Ивановичу Брусневу — организатору и руководителю одной из первых социал-демократических организаций России. Автор рассказывает о сложном и драматическом периоде в революционной деятельности М. И. Бруснева, связанном с его пребыванием в Петербурге и Москве. Исключительное мужество, цельность характера, человечность, верность революционным идеалам — вот чем особенно привлекательна личность этого замечательного человека.
19 апреля 2016 года на территории нашей школы открыт памятник Михаилу
Ивановичу Брусневу и переименована школа.
История жизни Михаила Ивановича показывает нам, как может человек беззаветно служить своей родине и своему народу, несмотря на постоянное непонимание, трудности и препятствия.
Велика матушка Россия, многонациональная, многоязыкая, которая славится великими царями, императорами, революционерами. Великими сынами и дочерьми разных народов, которые вошли в историю навека. Людьми с горячими сердцами, нерушимой волей, готовыми выстоять и перенести все ради ее величия, могущества, безопасности, ради ее народа.
Комментарии