Наследие абазинских князей - ХранителиРодины.рф

Уроженец аула в КЧР собирает и хранит предметы старины.

Бывший школьный учитель Мухамед Туков своими силами создал музей в родном ауле Эльбурган. Экспонаты собирал у знакомых и родственников, посвятил этому больше половины своей жизни. Энтузиаст мечтает, что ему выделят участок, где он своими силами построит абазинское подворье и сможет хранить старинные предметы.

Переселенцам помешали зубры

Аул Эльбурган находится в Абазинском районе Карачаево-Черкесии на правом берегу реки Малый Зеленчук в 200 метрах от райцентра Инжич-Чукун. Своё нынешнее название населённый пункт получил в 1929 году, когда советские власти решили переименовать аул Бибердовский (Бибаркт).

- На территории нынешней Карачаево-Черкесии до Кавказской войны существовало пять таких одноимённых аулов – по названию абазинского княжеского рода, владевшего ими. К концу конфликта уцелело чуть больше 200 дворов, остальные были уничтожены. Оставшиеся после истребления жители этих аулов ушли в район современной Усть-Джегуты на берег Кубани в местность Джанатоши. Там переселенцы прожили какое-то время.

Мухамед Туков, директор местного музея

А затем основали аул на правом берегу реки Малый Зеленчук. Изначально он состоял из 57 дворов, располагавшихся на месте, где сейчас стоит средняя школа Эльбургана.

Аул известен также своими уроженцами. В 1847 году там родился первый абазинский просветитель Умар Мекеров, происходивший из княжеского рода. Он учился в Константинополе, служил в царской армии, а в 1869 год у стал кадием (мусульманский судья-священник) Зеленчукского окружного суда.

В том же году на свои средства он построил в родном ауле большую мечеть, а при ней открыл медресе (мусульманское учебное заведение). Спустя 10 лет по инициативе Мекерова в Эльбургане появилась и двухэтажная светская школа, работавшая по принципу пансиона. В ней обучались 60 мальчиков. В ней же учился и последователь Мекерова – Татлустан Табулов. Именно он составил первую азбуку для черкесов и абазин.

Слушал рассказы долгожителей

Мухамед Туков не случайно стал директором музея в родном ауле. Интерес к истории и культуре своего народа у него пробудился ещё в детстве, когда он был маленьким мальчиком. Любопытный Мухамед с большим интересом слушал рассказы односельчан-долгожителей, которым исполнилось больше 100 лет.

- Они помнили события Кавказской, Первой мировой и Великой Отечественной войн. После победы над фашистами часто встречались и делились удивительными историями. Рассказывали их торопливо, нередко перебивая друг друга. Приходили и к нам в гости. Когда аксакалы устраивали посиделки по соседству, я частенько пробирался к дверям, и с приоткрытым ртом жадно слушал разговоры о событиях прошлого. Многие запомнились на всю жизнь.

Мухамед Шамсудинович

Научившись читать и писать, мальчик завёл себе блокнот. Туда он записывал рассказы, услышанные от старейшин. Эти заметки в будущем стали основой для двух книг, изданных Туковым: «Эльбурган военных лет» и «Аулы князей Бибердовых».

Повзрослев и получив образование, Мухамед Шамсудинович стал работать в школе учителем. Однажды зашёл к односельчанину в гости и увидел, что тот разбирает старый сарай. Среди хранившихся в нём вещей Туков заметил приспособление для отделения шелухи зерна – крушило. Хотел его забрать, но 80-летняя мать хозяина воспротивилась. С трудом выпросил у неё это орудие. Женщина нехотя отдала его, рассказав, что вещь принадлежала ещё бабушке её супруга.

В сарае также нашлись другие мелкие старинные предметы, включая челнок от ткацкого станка. У другого односельчанина в доме Туков обнаружил кожаный бурдюк, войлочную шапку и кувшин. Получил их в подарок. Тогда и задумался о создании собственного музея. Вспомнил об оставшихся от родителей предметах и решил привести в порядок эту коллекцию. Начал ходить по аулу и искать новые экспонаты у родственников и знакомых. Попросил помочь и своих учеников. За 1–2 месяца старшеклассники принесли педагогу немало старинных предметов, удивив его своим рвением.

Однажды Тукову повезло обнаружить кожаную папку, замурованную в стене покосившейся хозпостройки, построенной ещё в XIX веке. В ней хранилась карта владений абазинских князей Джандаровых и Мекеровых на территории Урупского района современной Карачаево-Черкесии, почтовые переводы и другие документы.

А когда знакомый Джагапар Айсанов принёс собирателю древностей украшения, найденные им при дорожных работах, то Туков увлёкся и археологией. Начал искать в ущельях артефакты, оказавшиеся на поверхности после сильных ливней.

Устроил музей дома

Когда артефактов стало слишком много, Туков освободил для музея одно из подсобных помещений у себя дома. Хранил их там до тех пор, пока не понял, что нужна более вместительная комната и условия лучше.

- Попросил у администрации Эльбургана здание для музея. Мне выделили полуразрушенное здание на окраине аула, принадлежавшее раньше князьям Мекеровым. Но электричества там не было, дом не охранялся, а я постоянно находился на работе. Испугался, что могу потерять с трудом собранные экспонаты. Поэтому снова забрал их домой, где держал с 1977 до 2011 года.

Туков

Он обратился к властям Абазинского района. Администрация распорядилась отдать ему один из кабинетов в средней школе аула Эльбурган. Туков своими силами отремонтировал его, оборудовал помещение электричеством, а полки сколотил из старой мебели. Уволился из школы, чтобы всё свободное время посвятить музею.

После того, как экспонаты обрели новое место, в музей к Тукову начали приезжать учителя со школьниками из соседних аулов. Собранные им предметы старины выставляли в Москве, Кисловодске, Ставрополе, Ессентуках, Нальчике, Карачаевске и других городах. Так народный музей аула Эльбурган стал известен за пределами Карачаево-Черкесии.

В 2018 году с помощью общественника и мецената родом из КЧР Муссы Экзекова наиболее интересные предметы из коллекции музея привезли в Санкт-Петербург. Экскурсии проводил сам Туков. Впоследствии экспонаты оставили в городском музее, чтобы с ними могли ознакомиться как можно больше питерцев.

Благодаря Экзекову о собранных Туковым старинных вещах узнали и абазинские диаспоры. В гости к нему приезжали абазины из Турции, Абхазии, Франции, Иордании, Сербии, Соединённых Штатов Америки и Австралии.

Интересуются крошилом

Приходящие в народный музей аула Эльбурган посетители часто интересуются крошилом – приспособлением для отделения шелухи зерна. Их у Тукова два: одно изготовлено из дуба, второе – из дикой груши.

Абазинцы использовали для выпечки хлеба просо, а не пшеницу или кукурузу. Это связано с тем, что просо не гниёт в земле, как другие злаки, долго хранится после сбора. Да и вырастить его можно, где угодно, хоть на обочине на дороги. Это было удобно для абазин, которым приходилось часто менять место жительства из-за войн».

После снятия шелухи с проса при помощи крошила в дело вступали крупорушки. С их помощью просо превращалось в пшено. Из него делали бузу (слабоалкогольный напиток), выпекали хлеб и готовили разные блюда. Например, пшено жарили, добавляли к нему сметану, немного сахара и настаивали, получался своеобразный десерт.

Раньше из пшена пекли также так называемый «пахотный» хлеб – лепёшку диаметром до двух метров и толщиной до 15 см. Его делали перед выходом на первую борозду. На изготовление этой лепёшки уходило до двух суток, в выпечке участвовали все жители аула. Для костра часто использовали облепиховые ветки.

В музее можно увидеть и другие предметы быта, включая плуг и кузнечные изделия, приспособления для выделки кожи и шерсти – чесалки и мялки, сыромятную обувь, черкеску, археологические находки – бронзовый кинжал возрастом 4,5 тыс. лет, старинную мебель и т.д.

Как найти 

От аула Эльбурган до столицы Карачаево-Черкесии 34 км. Из Черкесска в аул Эльбурган можно добраться автобусом. Рейсы ходят каждые полчаса – больше 10 раз в день. Связаться с руководителем музея Мухамедом Туковым можно по телефону +79280276370.

Комментарии