Морской оберег из Умбы - ХранителиРодины.рф

Какой была жизнь людей у самого Белого моря? «И радость, и горе помору – всё от моря», – так с давних пор говаривали жители Терского берега. Они занимались морским промыслом под покровительством святого Николая Угодника и верили в обереги.

Жизнь на тоне

Побережье Белого моря облюбовали поморы, то есть «живущие по берегу моря». Основная часть поморов – это выходцы из Новгорода, из этих земель была привезена и культура, и основы быта, и фольклор. Как таковой, народности поморов официально в России не зарегистрировано, считается, что это русские люди.

В 1988 году решением исполкома Терского районного Совета был открыт общественный краеведческий музей «Быт и промысел поморов».

- Основательница музея, Людмила Валентиновна Панова, работала в библиотеке и занималась краеведением. Она стала собирать материалы о поморах, об Умбе. В библиотеке был создан музейный уголок. Людмила Валентиновна ездила в экспедиции на Терский берег, чтобы собирать различные материалы, утварь и другие предметы жизни поморов. На тот момент многое ещё сохранилось в сёлах. Со временем коллекция разрослась. В 1991 году здание клуба отдали под музей.

Мария Лушина, специалист по просветительской деятельности территориального отдела истории, культуры и быта терских поморов Мурманского областного краеведческого музея

Музей знакомит с бытом и промыслом поморов. Здесь рассказывают гостям о жизни на тоне. Тоня – это участок, на котором поморы занимались рыбным промыслом. Рассказывают о жизни в сёлах, об охоте, жемчужном промысле, добыче слюды и соли. Знакомят гостей с одеждой промысловиков. Интересна жизнь поморских женщин, они могли самостоятельно вести большое хозяйство, весь дом был на их плечах. А ещё они занимались вышивкой. На Рождество пекли обрядовое печенье – козули.

Один из интереснейших экспонатов музея – плечевое коромысло. Выглядит оно необычно, поэтому не каждый посетитель может угадать, что это за предмет.

- Коромысло всегда было сделано по размерам плеч хозяйки, оно более короткое и устойчивое, чем поперечное коромысло. В те времена поморы воду набирали не в колодце, которые в принципе отсутствовали на Терском берегу, а в реке, в роднике. Также в экспозиции есть коса-горбуша. Выглядит она как укороченная привычная нам коса-стойка, но на самом деле, это одна из разновидностей бытового инструмента. Она была придумана, чтобы окашивать территорию между кочками. Называется «горбушей» не в честь рыбы или своей формы, а потому, что ей косили в обе стороны, при этом сильно наклоняясь и сгорбившись.

Мария Лушина

Жемчужные берега

Поморы были христианами и особо почитали Николая Угодника – покровителя мореплавателей и рыбаков. Его даже прозвали «поморский бог». А исследователи называли поморов «николистами». При этом у них очень развиты и сохранены традиции оберегов. Потому что жизнь была сложная и много переносилось из прошлых дохристианских веков. Например, поморская игрушка из теста – козуля – плотно «срослась» с праздником Рождества, её дарили колядующим с пожеланием достатка и добра. У каждой козули (всего их 12 видов) есть своя символика, и вся она обозначает только хорошее. Праздник в честь поморской козули на Кольском полуострове отмечают и сегодня.

- Есть у нас и кибас поморский – это грузило, его привязывали к сетям. Но для помора это ещё и оберег, такой, как подкова сегодня. В основе лежит камень, своеобразно оплетённый берестой. Это символ солнца, круговорота жизни. Подарить кибас, значит, пожелать долгой и счастливой жизни. А если его кто-то украдёт, то прихватит удачу с собой.

сотрудник музея

Можжевельник использовали для скрепления лодок. Поморы лодки не сколачивали, а шили, даже есть выражение «сшить лодку». Можжевеловые корни от морской воды разбухали и становились ещё крепче.

Важную роль в культуре поморов играли не только обереги, но и обряды. В экспозиции «Искусство обработки дерева» есть прялки. На Терском берегу прялки, в основном, были резные, а не расписные. Резьба – это не просто украшение, а оберег. Определённые символы – чаще всего круг и крест, защищали женщину. Такую прялку дарил муж в знак уважения. Он делал её своими руками на промысле или приобретал на ярмарке в Архангельске.

Во время свадебного обряда надевали повойник – обязательный головной убор замужней женщины. Обряд заключался в том, что девушки, выходившие замуж, расплетали одну косу и заплетали две, как символ того, что теперь она не одна. Косы укладывали на голове особым способом и покрывали повойником. С тех пор замужняя женщина постоянно в нём ходила. Повойник ещё интересен тем, что на донце у него была вышивка. И они практически никогда не повторялись, каждая была своеобразным паспортом. У хозяйки был свой рисунок, в основном он носил растительный орнамент. На свадебном повойнике из Архангельской губернии, что хранится в музее, есть вышивка золотой нитью и «чёлочка» из натурального жемчуга. У каждой поморки были одна-две нити жемчуга, которые передавались через поколение – от бабушки к внучке. Терским жемчугом были расшиты одежды царя Ивана Грозного, а также жемчуг из Варзуги занял почётное место на выставке в Париже в конце XVIII века за счёт своего необычного розового цвета. Мелким жемчугом, который не продавали, вышивали, как бисером. В музее есть восстановленное по схемам украшение из бисера – серьги-бабочки, разработанные архангельскими мастерицами.

Многие посетители спрашивают: есть ли сейчас жемчуг в реках Терского берега. Жемчуг в реках Кольского полуострова не добывают более 100 лет.

Справка

Отдел истории, культуры и быта терских поморов Мурманского областного краеведческого музея находится в посёлке Умба, на ул. Дзержинского, 78. Тел.: (815 59) 51532.

Как добраться?

Два раза в неделю (пятница, воскресенье) из Мурманска в Умбу ходит рейсовый автобус. Стоимость билета 710 рублей.

Кроме того, от мурманского автовокзала ходит маршрутка № 235 до автовокзала в Кандалакше. Затем на автобусе № 222 можно доехать до Умбы. выйти на остановке «Октябрьская площадь» и затем пройти 1,5 км.

Комментарии