Памятные места в Новочеркасске, связанные с генералом А.М. Калединым - ХранителиРодины.рф

Далеко не каждый русский город может похвастаться большим количеством знаменитых людей побывавших, а тем более проживавших в нем. Новочеркасск может гордиться целой плеядой его жителей, имеющих всемирную известность. Одним из таких был Атаман Войска Донского генерал от кавалерии Алексей Максимович Каледин. 11 февраля (29 января по старому стилю) 2019 года испонилось сто один год со дня смерти генерала Каледина, который, не сумев принять братоубийственную войну, выстрелом в сердцепрекратил свое земное существование. Целью моей исследовательской работы было найти в Новочеркасске места, связанные с пребыванием генерала Каледина. Для подготовки доклада я пользовался следующей литературой: 1. Журнал «Донская волна», 1918 г. 2. ПоляковИ.А. «Донские казаки в борьбе с большевиками». 3. Гурко В. Война и революция в России : мемуары командующего Западным фронтом. 1914-1917. 4. С.П. Чибисова Генерал А.М. Каледин, фронтовые письма 1915-1917 г.

Казак Войска Донского Алексей Максимович родился 12 (24) октября 1861 года на хуторе Каледин станицы Усть-ХопёрскойУсть-Медведицкого округа Всевеликого Войска Донского.

Его дед был участником Отечественной войны 1812 года, соратником атамана Матвея Платова. Отец - участник обороны Севастополя. Будущий атаман продолжил военную династию. Получил классическое для донского офицера образование: Усть-Медведицкая гимназия, 2-е Военное Константиновское и Михайловское Артиллерийское училище, Академия Генерального штаба.

Служил хорошо, тому свидетельствуют награды- ордена. Св. Анны 3 -ей степени, Св. Станислава 2-й степени, Св. Владимира 3-й степени.

А.М. Каледин – участник Первой мировой войны 1914-1918 гг. Уже в августе-сентябре 1914 г. 12-я кавдивизия генерала Каледина, идя в авангарде 8-ой армии, активно участвует в Галицийской битве и одерживает первые военные победы. За ДемнюКаледин был награжден георгиевским оружием.

Во время Брусиловского (Луцкого) прорыва(22 мая — 7 сентября (по старому стилю) 1916 года)- одной из самых блестящих операций русской армии в период Первой мировой войны – Алексей Максимович командовал 8-й армией Юго-Западного фронта генерала Брусилова. 8-я армия приняла участие в разгроме 4-й австрийской армии, взяла в плен более 50000 человек. К наградам генерала от кавалерии А.М. Каледина добавилось Георгиевское оружие, ордена Св. Георгия 4-й и 3-й степеней, звание генерала от кавалерии.

С Новочеркасском Алексея Максимовича связывает очень многое. Здесь в Донском Императора Александра III кадетском корпусе учился его младший брат Мелентий (1874-1901).

Согласно известным источникам Алексей Максимович приехал в Новочеркасск на новое место службы в штаб войска Донского на должность адьютанта штаба в июле 1895 года. Здание штаба Войска Донского, где служил старший адъютант подполковник А.М. Каледин хорошо сохранилось, здесь размещена военная прокуратура.

Здесь же в Новочеркасске 16 августа 1895 года он обвенчался с гражданкой Швейцарии, француженкой по национальности Марией Петровной Оллендорф, в девичестве Ионер.

Чета Калединых снимали квартиру в доме генерала А.П. Коротченцова на Александровской улице.

В конце 1899 года Алексей Максимович получил звание полковника и в начале следующего года был переведен в Дагестан на должность штаб-офицера при управлении 64-й пехотной резервной бригады (05.04.1900-25.06.1903).

В 1903 году вновь вернулся в Новочеркасск на должность Начальника Новочеркасского казачьего юнкерского училища (25.06.1903-26.08.1906).

Здание юнкерского училища также хорошо сохранилось.

Проявив себя как опытный руководитель, Алексей Максимович получил повышение и был назначен на должностьпомощника начальника штаба Войска Донского (26.08.1906-02.06.1910). В 1907 году получил чин генерал-майора (пр. 22.04.1907; ст. 31.05.1907; за отличие).

О жизни семьи Калединых в Новочеркасске в этот период можно узнать из воспоминаний офицеров, служивших вместе с Алексеем Михайловичем. Мария Петровна очень часто устраивала домашние обеды, куда приглашались подчинённые мужа, она была очень хлебосольной и радушной хозяйкой.

В 1910 году генерал Каледин покинул Новочеркасск, получив новое назначение на должность командира 2-й бригады 11-й кавказской дивизии (02.06.1910-09.12.1912). Семья Калединых переехала в город Проскуров Подольской губернии. Ныне город Хмельницкий на Украине.

С началом Первой Мировой войны супруга генерала А.М. Каледина вернулась в Новочеркасск. Мария Петровна сняла комнату в доме полковника Карпова Владимира Анатольевича, по адресу Платовский проспект № 41 (ныне разрушен). Дом находился между зданиями Духовной семинарии и Областных Присутственных мест. Здесь она прожила до 1918 года, когда Алексей Максимович приехал с фронта.

После Февральской революции 1917 года генерал Каледин выступил против "демократизации армии", считая, что подобные действия подрывают дисциплину. Из-за разногласий с генералом Брусиловым Алексей Максимович, ссылаясь на ранение, выехал на лечение и по дороге на Кавказ заехал в Новочеркасск за супругою.

В Новочеркасске в это время проходилБольшой Войсковой Круг (26.05.1917-18.06.1917). Круг открылся 26 мая 1917 года в летнем саду театра Бабенко. Один из основных вопросов стоящих на повестке был выборы Войскового атамана. Претендентов на пост было много. Но депутаты уговорили генерала Каледина выставить свою кандидатуру и большинством голосов выбрали его атаманом Войска Донского.

Церемония вручения пернача атаману Каледину проходила на Соборной площади Новочеркасска.

Атаманская чета переехала жить в Атаманский дворец. Здание сохранилось, здесь расположен филиал Донского музея, где находится мемориальная комната,экспонируются личные вещи атамана.

Алексей Максимович с головой погрузился в работу.

В ноябре 1917 года на Дон прибыли политические и военные деятели России. В Новочеркасске был образован «Донской гражданский совет», во главе которого стали А.В. Алексеев, Л.Г. Корнилов и А.М. Каледин. Генерал М.В. Алексеев отвечал за финансовые вопросы и внешней политики, генерал Корнилов - организацию и командование Добровольческой армии, генерал Каледин – за формирование Донской армии.

В январе 1918-го представители донских полков собрались в станице Каменской. На съезде фронтового казачества, где был выбран Донской Казачий комитет во главе с председателем подхорунжим Ф. Г. Подтёлковым и секретарём прапорщиком М.В. Кривошлыковым ,прозвучало требование: передать власть в Донской области Военно-Революционному Комитету.

Казаки,во главе с Подтёлковымзанявшие активную позицию, желая самостоятельно ликвидировать антисоветское движение в области без участия красногвардейских отрядов, пошли на переговоры с атаманом А.М. Калединым. Делегация казачьего ВРК во главе с Ф.Г. Подтёлковым 15 января 1918 года прибыла в Новочеркасск для переговоров. Встреча делегации Ф.Г. Подтёлкова и атамана А.М. Каледина проходила в здании Войсковых Присутственных мест на проспекте имени М.И. Платова. Делегаты ВРК предъявили донскому правительству ультиматум с требованием немедленной передачи власти казачьему Военно - Революционному Комитету, на, что атаман согласиться не мог, переговоры зашли в тупик.

Неудавшиеся переговоры положили конец надежде на мирное разрешение сложившейся ситуации. Следствием этого были трагические события зимы и весны 1918 года.

Военно - Революционный Комитет принял решение о захвате Новочеркасска вооруженным путём. Понимая это донское правительство во главе с атаманом начала подготовку к обороне города.

Между тем в январе 1918 г. наступавшие советские войска сжимали кольцо вокруг Новочеркасска.Не сумев организовать казачьи отряды из казаков-фронтовиков, было принято решение о создании партизанских отрядов. В этих отрядах были мальчишки - гимназисты и студенты, кадеты, которых активно агитировали прямо в учебных заведениях.

Перед отправкой на фронт партизаны провели парад на улицах города и построились на Дворцовой площади перед зданием Атаманского дворца. Парад принимал сам атаман – генерал-лейтенант А.М. Каледин.

После парада на Дворцовой площади отряды партизан отправились на фронт, где они необстрелянные, необученные военному ремеслу массово гибли. Отпевали партизан в Войсковом соборе и хоронили Новочеркасске на кладбище. И.А. Поляков в воспоминаниях написал, что только атаман А.М. Каледин лично провожал на кладбище гробы с телами юных защитников Дона: «Каждый день жуткая процессия тянулась от собора по улицам города к месту вечного упокоения несколько гробов, наскоро сколоченных, порой окружённые родными и близкими, а чаще безыменные, чуждые всем, под звуки траурного марша сопровождались одиноко только Атаманом Калединым».(2.Поляков)

Но все попытки остановить наступление революционных отрядов были тщетны. Генерал Каледин явно не желал форсировать открытие междоусобицы на родной казачьей земле, чтобы горели донские города и станицы. Фанатически ненавидя большевизм, боевой генерал явно не вписывался в начавшуюся братоубийственную войну. Именно в этом была двойственность положения одновременно и белого генерала и донского атамана.

29 января наступил последний день атамана. Утром в атаманском дворце открылось закрытое заседание объединенного правительства. Каледин заявил: «Положение вещей должно быть признано безнадежным. Население не только нас не поддерживает, но настроено к нам враждебно. Сил у нас нет и сопротивление бесполезно. Я не хочу лишних жертв, лишнего кровопролития... Борьба и сопротивление в дальнейшем бесцельны. Я слагаю с себя полномочия атамана и полагаю, что то же самое следует сделать и членам правительства». (3?)

В последнем постановлении правительство призывает все свои части: не оказывать сопротивления наступающим войскам СНК; войсковому атаману и объединенному правительству сложить полномочия; войти в переговоры с советскими войсками; до созыва Войскового Круга и съезда неказачьего населения руководство текущими делами области и подготовку организаций общей краевой власти возложить на временный областной общественный комитет порядка, составленный из представителей городского самоуправления, Новочеркасского станичного правления, областного военного комитета.

Одновременно Каледин отдает приказ походному атаману генералу А. М. Назарову прекратить сопротивление советским войскам. Вызвав начальника штаба походного атамана полковника В. И. Сидорина, он диктует свой последний приказ: «Части Добровольческой армии сосредотачиваются в районе города Ростова, перед донскими партизанами на Сулинском фронте встает роковая необходимость стрелять в своих же донских казаков... Это недопустимо ни при каких условиях... Объявляю, что каждый * партизан, каждый отдельный партизанский отряд может считать себя свободным и может поступить с собой по своему устремлению». Далее атаман предлагает дилемму: присоединиться к Добровольческой армии или перейти на положение обывателя и скрыться. Приказ заканчивался словами:«Этим я открываю фронт с единственной целью: не подвергать город ужасам гражданской войны». Не смотря на самоубийство атамана Каледина, похороны его проходили по всем правилам Православной церкви.

В «Донской волне» (5 (33), 27.1. 1919 г.) в статье «Последний путь А.М. Каледина» подробно описана церемония прощания жителей Новочеркасска с атаманом: «Атаманский дворец погружен в безмолвие. Над залами и лестницами дворца висит жуткая траурная тишина. Домовая церковь освещена свечами. Здесь посреди церкви, в скромном гробу, покрытым светлым парчовым покрывалом, покоится прах Алексея Максимовича Каледина…30 января, около 5 часов вечера, из церкви Атаманского дворца гроб с останками войскового атамана А.М. Каледина был вынесен и установлен а траурном катафалке. Под звуки траурного марша печальная процессия медленно направилась от дворца по Платовскому проспекту к Войсковому собору….На крышке гроба была прикреплена боевая шашка генерала Каледина, увенчанная георгиевским темляком. Впереди траурного катафалка представители учреждений, организаций и учебных заведений несли венки с надписями на белых лентах»

Прощание с атаманом Калединым началось с раннего утра, тысячи жителей города пришли к собору, чтобы сказать атаману последнее «прости». В одиннадцать с половиной часов утра архиепископ Митрофан и епископ аксайский Гермоген начали отпевание атамана А.М. Каледина.

Совершал панихиду священник дворцовой церкви Митрофан Прокопьев. Ответственность за это взял на себя епископ Гермоген Максимов – викарий Донской епархии. Соборная площадь и Платовский проспект были заполнены людьми. После отпевания траурный кортеж направился к кладбищу по Платовскому проспекту. «Катафалк, на котором покоился гроб атамана, был окружён крепким кольцом дружинников. Впереди катафалка два генерала торжественно на плаще несли атаманскую булаву, затем на подушке несли регалии покойного А.М. Каледина. За гробом покойного атамана шёл отряд седых партизан - аксайцев».(4)На кладбище после похорон люди долго не расходились.

В Государственном архиве РФ в Москве хранится акварельный рисунок могилы атамана Каледина, который опубликован в книге «Фронтовые письма Каледина». Вид памятника типичен для того времени: аналой, на нём раскрытое Евангелие и надпись. Захоронение находилось с правой стороны от входа в церковь.

Сегодня мы вспомнили забытого в Советское время жителя нашего города , могила которого еще не найдена, не поставлена точка в моем рассказе.

1. Гурко В. Война и революция в России : мемуары командующего Западным фронтом. 1914-1917 / Василий Гурко. М. :Центрполиграф, 2002. С. 371-375.

2. ПоляковИ.А. «Донские казаки в борьбе с большевиками». Мюнхен, 1962 г. http://militera.lib.ru/memo/russian/polyakov_ia/index.html

3-4. Журнал «Донская волна», № 5 (33), 27.1. 1919 г., статья «Последний путь А.М. Каледина», стр. 7.

Комментарии