Одобрено редакцией
Бочковых дел мастера
Историко-краеведческий музей, Бондари, Тамбовская область
О старинных русских ремеслах расскажут в Бондарях Тамбовской области. Если у современного человека спросить, кто такой бондарь, ответит не каждый. Не помним мы уже и кто такие сбитенщики, лудильщики, филенщики, наузницы, офени, шорники, да и многие другие. Одно понятно – от всех этих слов так и тянет стариной.
Время не стоит на месте. Уже не нужно зажигать керосинку в уличных фонарях, лудить медную посуду, да и деревянными бочками пользуются разве что редкие ценители заготовок по старорусским рецептам. Но это – наша история, и в буквальном смысле дотронуться до неё рукой можно в историко-краеведческом музее села Бондари Тамбовской области.
Кто же они – бондари?
Село Бондари – районный центр Тамбовской области. Здесь проживают чуть меньше четырёх тысяч человек. Казалось бы, немало, но и не так много, чтобы все здесь друг друга знали. Райцентр совсем небольшой, и все социально значимые объекты расположены в шаговой доступности – школа, магазины, музей, больница.
Село появилось в конце XVII века – благодаря суконной фабрике, которую в 1696 году открыл дворянин Василий Поспелов. Население делилось на фабричных рабочих и однодворцев – свободных людей, которые занимались ремёслами. А вот традиционных крепостных тут вообще никогда не было.
Название села говорит само за себя. На Руси традиционно для засолки огурцов, капусты и других запасов на зиму, для выдержки кваса и хмельных напитков, использовали деревянные бочки. В старину их изготовлением как раз и занимались бондари. Сделать бочку – дело хитрое. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы не пропускать воду. Навыки и умения передавались от отца к сыну. Потребность в этой профессии сошла на нет только в XX веке. Но и сегодня встречаются энтузиасты, которые по крупицам собирают в старых книгах секреты, как гнуть бочки.
Сегодня в селе Бондари таких мастеров уж и не осталось. Тем не менее здесь ежегодно проводится фестиваль-ярмарка «Бондарская карусель», посвященная традициям и старинным промыслам. Сюда привозят товар лучше мастера со всей страны, в том числе и бондари. Например, в прошлом году из станицы Смоленская Краснодарского края с мастер-классом на ярмарку приехал Александр Бруяка. Он, кстати, и подарил несколько бочек местному краеведческому музею.
Край мордвы
Старинные бочки, конечно же, найдете вы и в музее, особенно много их собрано в подвальном помещении. Им там по прошлому статусу, кстати, самое место.
Хранитель музея Ольга Попова работает в должности директора с 1996 года. По профессии она – учитель начальных классов:
– Я родилась и всю жизнь прожила здесь. Я считаю, что очень важно путешествовать, получать опыт, знания, встречаться с людьми, копить впечатления, но жить лучше всего там, где родился. И поэтому моё главное дело, призвание и любовь – история моей малой родины. Узнать об истории этих мест в музее можно с древних времён.
– На территории Бондарского района есть три памятника природы – Кёршинское водохранилище, Кёршинско-Хмельнский заказник, и река Большой Ломовис. Так что древности мы находим буквально под ногами. Нам помогает краевед Виктор Степанович Приежкин, он собрал очень много экспонатов.
Среди них есть, например, кости мамонта, а также фрагменты его бивней. Хранитель музея рассказывает, что в этих краях останки древних животных всегда были чем-то обыденным. Например, долгое время у здания местной школы лежал вроде бы огромный камень, на который никто не обращал внимания. Только потом выяснили, что это не камень вовсе, а череп довольно крупного мамонта.
Сегодня мало кто помнит, но русское население в этих краях – пришлое. До прихода и освоения земель здесь веками жил финно-угорский народ – мордва-мокша. Этот народ сохранял свои традиции, культуру, верования, и подтверждение этого археологам удаётся сегодня найти в древних курганах. Особый интерес – это женские украшения. Гривны, лунницы, шумящие подвески, сюлгамы, браслеты и многое другое. Мордовские женщины украшали руки перстнями, браслетами, кольцами, а грудь – шумящими подвесками, фибулами и сюлгамами. Все подвески имели привески и при движении шумели. В обрядах мордвы шум подвесок имел особое значение, ему приписывались свойства отгонять злых духов. Потому говорили, что выходящую из леса мокшанку сначала слышно, а только потом уж видно. В Тамбовской области русское и мордовское население давно стали одним народом, и лишь единицы при переписи населения называют себя мордвой. Но финно-угорские топонимы сохраняются до сих пор, в том числе в названии сёл и рек Бондарского района – Кёрша, Ломовис, Казывань, Шача и многие другие.
Не просто игрушка
В XX веке Бондари прославились своими гончарами и керамическими изделиями. Гончарный промысел зародился на бондарской земле в деревне Фёдоровка в далёком 1833 году. В музее широко представлены образцы глиняной посуды и предметов быта. Гончарное ремесло стало развиваться в деревне Фёдоровка, так как в окрестности есть залежи уникальной глины. Достаточно сказать, что из 80 дворов в деревне 60 занимались гончарным производством. В деревне работал и целый завод по изготовлению керамики.
Самые известные фёдоровские мастера – Григорий Иванов и Пётр Попков. Именно их работы в 70-х годах прошлого века экспонировались на выставках ВДНХ. Пик популярности фёдоровской игрушки пришёлся на 70-е и 80-е года прошлого века, но с распадом СССР игрушки ручной работы быстро сменили дешёвые китайские товары. Глиняную игрушку перестали делать, и постепенно она стала музейным экспонатом.
Тем не менее, на ярмарку «Бондарская карусель» съезжаются мастера, которые владеют секретами её изготовления, они также проводят мастер-классы. Также два года назад в Бондарях открыли памятник гончару.
Здесь родилось «Лебединое озеро»
Не многие знают, что с 1871 по 1876 год великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский в летние месяцы гостил у своего друга графа Владимира Шиловского в селе Усово Бондарского района. Именно там композитор делал наброски «Лебединого озера», а также написал оперу «Кузнец Вакула» и другие свои произведения.
– В советское время в Усово проводились музыкальные вечера, посвящённые творчеству композитора. И эта традиция у нас возрождается.
На бондарской земле, вдали от городской суеты, Петру Чайковскому хорошо сочинялось. Позднее он писал: «Прямо из Парижа в начале августа я поехал в Тамбовскую губернию… Очутился совершенно один в прелестном оазисе степной местности. Я не могу вам передать, до чего я блаженствовал эти две недели. Я находился в каком-то экзальтированно-блаженном состоянии духа, бродя один днём по лесу, под вечер по неизмеримой степи, а ночью сидя у отворённого окна и прислушиваясь к торжественной тишине захолустья».
– В нашем музее имеются копии титульных и нотных листов автора, где посетители экскурсии могут прочитать: «Окончено произведение в августе 1874 г. в Усово». Также мы создали музыкальную гостиную в музее, у нас есть рояль, и мы проводим вечера классической музыки.
Комментарии