Начальная школа С. В. Зенченко - ХранителиРодины.рф

Дом заведующего Красково-Малаховским средне-учебным заведением Сергея Васильевича Зенченко был в разные годы и дачей, и начальной школой.

Зенченко Сергей Васильевич (1862, Воронеж – 1933, Малаховка) – педагог, общественный деятель. Родился в Воронеже в дворянской семье. После гимназии поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1887 году.

С 1887 года преподавал в Московском Елизаветинском институте, с 1888 года – в частной гимназии М. Б. Пуссель и Театральном училище.

Зенченко часто выступал с докладами о необходимости преобразования «старой» школы в «новую, демократическую», поддерживал новые методы преподавания, которые создавал сам или черпал из книг, выходивших за рубежом. Вернувшись в Россию, создавал новые формы воспитательной работы, организовывал летние детские колонии, был назначен председателем Комиссии по организации школ для умственно отсталых детей и занимался постановкой физической культуры в городских начальных школах. Принимал участие в организации журнала «Народное образование».

С 1896 по 1898 год Зенченко был членом Совета по учебной части Александро-Мариинского института со специальным поручением провести реформу учебно-воспитательной работы; его усилиями в институте была собрана библиотека, стали проводиться различные практические занятия. В 1904 году вышел в отставку, так как начальство Александро-Мариинского института не одобряло и не поддерживало его деятельность [5].

В 1911 году Сергей Васильевич Зенченко был назначен заведующим Красково-Малаховского учебного заведения (ныне школа № 48) и переехал в Малаховку (дом Зенченко, 1900-х годов постройки, находится в начале Февральской улицы). Красково-Малаховское учебное заведение (гимназия) для детей обоего пола открылось в 1908 году. Инициаторами этого учреждения были земский врач М. С. Леоненко, владелец южной Малаховки Николай Дмитриевич Телешов и местные общественные деятели [1]. Ольга Сергеевна Зенченко, дочь Сергея Васильевича и продолжательница его дела, писала в своих воспоминаниях: «Первые заведующие – прекрасные люди, но не организаторы, не могли дать школе того, что хотела общественность. Поэтому в 1911 году они возобновили уже не раз высказанную просьбу папе встать во главе школы, довести её до должной высоты в педагогическом отношении, чтобы она получила права министерской гимназии. Папа ввёл дисциплину, некоторые учителя ушли, другие поняли свои ошибки. Явились новые учителя. Вышло, как он предсказал: только года через два папе удалось отшлифовать, реорганизовать всю жизнь школы так, что ревизия прошла блестяще» [4].

В 1912 году Сергею Васильевичу Зенченко и его дочери удалось осуществить ещё одно начинание – открылась начальная школа, уроки в которой вела Ольга Сергеевна. Газета «Малаховский вестник» за июнь 1913 года так описывала первый учебный год в этой школе: «В Краскове (Плоховской проезд, Малаховской гимназии, дача Зенченко) открылась 1 сентября 1912 года начальная школа для детей обоего пола. К концу учебного 1912/13 года в ней было 14 детей: 8 мальчиков и 6 девочек в возрасте от 7 до 10 лет. Дети по своим знаниям делились на две группы: младшую и старшую. Хотя школа эта не ставит себе задачей специальную подготовку к экзамену, но у неё есть своя определённая программа, и она находит возможным представлять детей по 2-му году обучения на экзамен в приготовительный, а детей по 3-му году обучения в первый класс средних учебных заведений. Весной 1913 года в приготовительный класс выдержали экзамен 3 девочки: одна в 6-ю Мариинскую гимназию в Москве; а 2 остальные – в Красково-Малаховское среднее учебное заведение (ныне школа № 48). В школе преподавались следующие предметы: Закон Божий (2 урока в неделю), русский язык (5 уроков в неделю) и арифметика (6 уроков в неделю). Кроме этих предметов преподавались: ручной труд (лепка, аппликация), иллюстративное рисование и пение. На уроках русского языка детьми старшей группы ежедневно вёлся календарь погоды: записывалось состояние неба, температура воздуха: выпадение осадков, направление ветра, час солнечного восхода и захода. В конце каждого месяца делалась сводка записанных наблюдений, дававшая характеристику погоды за месяц; дети следили за последовательным убавлением и прибавлением дня. Введены были также и рассказы по картинкам. Для этого вывешивались на стенах класса картины известных художников, преимущественно из Третьяковской галереи. Эти рассказы после совместной выработки текста записывались старшей группой здесь же в классе. В начале зимы д-ром Н. А. Флёровым был произведён осмотр детей и родителям были даны гигиенические и медицинские советы. Было произведено взвешивание и измерение роста детей. Заразных заболеваний, кроме одного случая кори после Пасхи, не было. В течение учебного 1912/13 года было устроено 4 литературных вечера по временам года: осенью, на Рождестве и 2 весною. К вечерам каждым из учащихся старшей группы было выучено по 6-ти, а из младшей – по 4 стихотворения. Песен было выучено 32. На двух последних вечерах детям был показан домашний кинематограф (системы Кук). Кроме вышеуказанных вечеров были ещё: 1 чтение с туманными картинами, утро, посвящённое юбилею 300-летия дома Романовых, и прощальный вечер. Время от времени устраивались подвижные игры под руководством Т. Ф. Богданова. Весной детям была устроена в саду при школе площадка, около которой они сами сделали себе клумбы и грядки, где посадили и посеяли цветы, овощи и другие растения. Летом дети раза два в неделю будут приходить, чтобы работать в огороде, заниматься постройкой из кубиков и песку, лепить, читать. По окончании занятий, перед роспуском на каникулы, 13 мая состоялась прогулка в зоологический сад при участии многих из родителей детей. 23 мая была устроена выставка ручного труда и письменных работ – результаты учебного года. После осмотра этих работ состоялся прощальный литературный вечер, на котором детям был представлен свободный выбор как стихов, так и песен» [3].

Газету «Малаховский вестник» основал также Зенченко; он был её редактором-издателем. В газете публиковалась разнообразная информация, важная для дачников: новости Общества благоустройства, театральные анонсы, списки лиц, «поселившихся в дачных помещениях», а также информация о созданной в том же 1913 году Организации для возможно полного использования детьми летнего времени. В рамках этой организации Зенченко удалось воплотить идею активного летнего досуга детей: для юных дачников работали кружки разной направленности, организовывались сеансы кинематографа и сеансы с туманными картинами. Профессор ботаники Б. В. Игнатьев проводил «ботанические экскурсии по Малаховке» по 6 разработанным им маршрутам [5].

Позднее, в 1920-е годы, на левой половине дачи С. В. Зенченко работал детский сад. Организатор и руководитель – Ольга Сергеевна Зенченко. В этом детском саду детей обучали читать, писать, рисовать. Воспитатели гуляли с ними по Малаховке. Ольга Сергеевна вела музыкальные занятия, организовывала праздники. Около садика был огород, где дети сами ухаживали за грядками и выращивали овощи. Были и куры, которых тоже кормили дети [4]. Из воспоминаний В. Н. Качалиной (Хлыстовой): «Своё раннее детство, как и многие другие дети, я провела в садике, добровольно основанном для бедных детей Ольгой Сергеевной Зенченко. И все дети, кто был в садике Ольги Сергеевны, на всю жизнь, по-моему, сохранили самые тёплые воспоминания о нём. Это были голодные, трудные годы, но они были замечательны по богатству души «когорты славных». Никогда не забудутся ёлки, устраивавшиеся этой семьёй, сказки, представленные собственноручно сделанными куклами из папье-маше. Низкий поклон этой семье, так много давшей людям. Моей первой учительницей была Нина Константиновна Рукавишникова. Это был чуткий, требовательный и добрый наставник-педагог. Много лет спустя, будучи студенткой института, я всё равно встречалась со своими первыми учителями О. С. Зенченко и Н. К. Рукавишниковой» [2]. Несмотря на вполне успешную и плодотворную работу, детский сад Зенченко «не пришёлся ко двору» при Советской власти. В 1923 году после проведённой проверки Наркомпрос подверг критике разные аспекты работы детского сада: от непролетарского происхождения детей, посещавших сад, до репертуара песен, которые разучивала с детьми Ольга Сергеевна.

Занятия проводились на даче Зенченко. Этот дом является одним из наиболее интересных зданий в стиле модерн в Малаховке. На фронтоне обыграны формы круга и дуги, а сверху были (сейчас уже утрачены) украшения, похожие на какие-то корабельные надстройки. Окошки по форме напоминают то ли лист, то ли крыло насекомого. Здесь мы видим стремление воспроизвести формы природы – но воспроизвести зачастую скорее через ассоциации, чем через прямое соответствие чему-либо. Сохранилась картина, изображающая половину дома Зенченко. Картину написал тесть тогдашнего владельца А. А. Детлафа. Благодаря этой картине мы можем понять, как выглядел дом раньше.

Остаётся добавить, что в 1922 году Сергей Васильевич создал в Малаховке институт практикантов. В 1924 – 1925 годах институт был преобразован в двухгодичные педагогические курсы. Поставленные серьёзно и сознательно, курсы выпускали первоклассных педагогов, которые сразу получали ответственные места. Но реформа следовала за реформой. Курсы в 1926 – 1927 годах стали педагогическим техникумом. В 1928 году техникум занял территорию бывшего имения Н. Д. и Е. А. Телешовых «Озеро». В 1931 – 1932 годах техникум был преобразован в физкультурный. Таким образом, история Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) тоже началась с замысла Сергея Васильевича Зенченко [5].

Комментарии