У истоков музейного дела на Урале - ХранителиРодины.рф

Верхнеуральск считается одним из первых городов Челябинской области, он основан в 1735 году. А местный краеведческий музей – один из старейших в регионе: его основали в 1948 году как филиал Магнитогорского краеведческого музея. Однако очень скоро он стал самостоятельной единицей.

В центре войны

У истоков музея стояли ветераны гражданской и Великой отечественной войн, поэтому первые экспонаты посвящены теме войны и послевоенного времени. Например, большая гордость музея – диорама «Бой на горе Извоз», работа мордовского художника Василия Неясова, посвященная гражданской войне на Южном Урале. В 1918 году Верхнеуральск как раз был центром этой войны.

– Ни в одном из пятидесяти районных музеев Челябинской области диорам такого масштаба больше нет! Неясов работал над ней несколько лет, встречался с участниками событий, изучал документы и фотографии. Летом 2018 года в башкирском городе Белорецке был сформирован сводный отряд, объединивший партизан из Белорецка, Верхнеуральска, Троицка, Кундравов, Уйска. Командиром отряда назначили нашего земляка Николая Дмитриевича Каширина. Гора Извоз расположена в нескольких километрах от Верхнеуральска, белые заранее соорудили на ее склонах заграждения, установили пулемёты. В том самом бою Николай Каширин передал командование отрядом своему брату Ивану, поскольку сам был ранен. Иван Каширин изображён в центре картины, в белой папахе с алой лентой, в его руке револьвер. Несмотря на превосходство в силах, белые потерпели поражение и покинули Верхнеуральск. Кстати, много лет спустя, одна из городских улиц и огромный городской стадион были названы в честь братьев Кашириных. Есть улицы с таким названием и в Магнитогорске, и в Челябинске.

Валентина Ефанова, методист музея

По словам методиста, после гражданской войны Николай Каширин продолжил военную карьеру. В 1923 году под его командованием в седьмой кавалерийской дивизии служил будущий маршал Георгий Жуков. И как раз благодаря Каширину Жукова перевели сразу в командиры полка после окончания кавалерийских курсов.

Музейные редкости

Почётные места в военных экспозициях занимают солдатская ложка, настоящий солдатский котелок с выцарапанными именем и фамилией хозяина, муляж гранаты Ф-1, такую называли «лимонкой» в честь разработчика – англичанина по фамилии Лемон. Есть даже гимнастёрка со знаком «Отличник командирского состава», прикрепленным прямо на воротничок. Такая гимнастёрка – истинная музейная редкость: в январе 1943 года ввели погоны и на воротнички уже ничего не крепили.

Суровости экспозиции придаёт пулемёт «Максим». Музею он достался в полной исправности, сотрудники признаются, что пришлось даже его немного «испортить», иначе сделать из него экспонат никто бы не позволил. Поговаривают, что пулемёт нашли в советские годы в сарае у местной бабушки. Затем он долго служил учебным пособием в школах ДОСААФ, где молодёжь готовили к службе в армии, а потом школы закрылись и боевое оружие передали в музей. На стене над пулемётом размещена картина Василия Неясова «По тылам белых». На ней – всё тот же объединённый партизанский отряд гражданской войны, но уже под командованием Василия Блюхера, который сменил Каширина. Несколько лет работа художника была в московских галереях, пока картину не выкупила администрация Верхнеуральского района.

В музее хранятся куски кошмы – плотного нетканого материала из овечьей шерсти. В 30-е годы в Верхнеуральске запустили кошмо-валяльный цех, в годы ВОв он снабжал фронт валенками и кошмой. Тогда же в Челябинске было налажено массовое производство танков (за это столицу Южного Урала называют «Танкоградом»). Из области на фронт шли целые эшелоны с боевыми машинами. Так вот, чтобы до пункта назначения танки прибыли без единой царапины, их укрывали верхнеуральской кошмой.

Главный экспонат

Всего в главном здании музея пять залов: зал гражданской и Великой Отечественной войн; жилая комната середины XX века с резной мебелью и кухонной утварью того времени; зал «Цитадель» (легенды и были Верхнеуральской тюрьмы); отдел природы с чучелами животных, обитающих на территории района, и выставочный зал, в котором регулярно устраивают тематические выставки из экспонатов, не используемых в основных экспозициях. Но это ещё не всё. В 2001 году музей получил самый крупный «экспонат» – каменный особняк купца Устинова. Это одно из красивейших зданий Верхнеуральска, построенное на рубеже XIX–XX веков.

– Григорий Алексеевич Устинов родился в 1850-х годах, торговал хлебом и другими продуктами питания.  Когда-то вместо этого здания здесь стояла его маленькая деревянная избушка на три окошка. В новый дом он вложил все свои деньги. Кто именно строил ему дом, неизвестно, но этому мастеру удалось сотворить настоящий архитектурный памятник, одни только потолки с арками чего стоят!

Валентина Николаевна

В советские времена здесь был ресторан, потом – очень дорогие фешенебельные магазины.

Мамонты, самовар и Эрнст Неизвестный

Экспозиция музея начинается с самых древних экспонатов – находок археологов. Это останки мамонта, носорога и бизона, некогда обитавших на территории Южного Урала. Есть предметы эпох неолита и энеолита, бронзового и железного веков – каменные топоры, скребки, наконечники стрел, глиняные горшки, найденные на территории района.

Зал «Коренные жители Южного Урала» повествует о быте многонационального района. Здесь можно восхититься красотой национальных свадебных костюмов, мастерством казахов, вырезавших из дерева посуду с затейливыми формами, фантазией башкирских красавиц, которые в серьги из конского волоса умудрялись вплетать камушки из бирюзы и яшмы.

Естественно, что не обошлось без постоянной экспозиции, посвящённой казачеству. Всё-таки оренбургские казаки всегда отличались своей военной выправкой и славились своими подвигами далеко за пределами страны.

Ещё одна выставка – о последнем «голове города» Петре Полосине, ценнейший её экспонат – самовар, принадлежавший некогда градоначальнику царских времен. Старший сын Петра Михаил в 1918 году скрывался от красных, бежал из города, эмигрировал в Чехословакию, внучка Полосина Нина уехала в США. Вместе с ними, за сто лет самовар совершил кругосветное путешествие Верхнеуральск – Владивосток – Йокогама – Сан-Франциско – Панама – Норфолк – Прага – Нью-Йорк – Москва – Верхнеуральск. На историческую родину его вернули потомки Петра.

Одна из выставок посвящена советскому и американскому скульптору Эрнсту Неизвестному. Возникает естественный вопрос: «С чего бы это вдруг?»

– Дело в том, что нам удалось выяснить, что дед Эрнста Неизвестного когда-то жил в нашем городе. Более того, ему принадлежала самая большая в городе типография, и он работал в ней наборщиком.

К слову, развитию печатного дела в Верхнеуральске тоже уделено внимание: в одном из залов расположились три огромных печатных станка, которые в своё время чуть не сдали на металлолом, и стол с инструментами для ручного набора. Любой посетитель музея непременно удивляется количеству оттисков с буквами разных размеров и шрифтов, пробелами, клише, формами, гранками. Раньше слова и предложения надо было собирать из маленьких деталей, потом переворачивать и штамповать.

Внимание посетителей музея обычно привлекает стол с макетами верхнеуральских церквей. Создал их житель Магнитогорска Геннадий Николаевич Малышев. В работе он использовал фанеру, картон, пенопласт, проволоку, краски и другие подручные материалы. Самое интересное, что макеты он делал по фотографиям. С этой уникальной работой он даже участвовал в популярной передаче «Сам себе режиссёр».

Валентина Ефанова проработала в музее уже почти тридцать лет. В год она проводит сотни экскурсий и чувствуется, что может рассказывать об экспонатах и истории города бесконечно. Биографии выдающихся земляков она знает наизусть до мельчайших подробностей.

– Когда-то мне очень захотелось составить своё родословное древо, исследовать историю своего рода. Мне удалось выяснить, что мои предки приехали сюда из Владимирской губернии. Чем больше я выясняла, тем больше углублялась в историю всего Верхнеуральского края. Так и влюбилась в него. Моя работа – моя жизнь. Всем, что я знаю, делюсь с другими. Очень хочется, чтобы наша молодёжь знала и чтила историю своей малой родины.

Валентина Николаевна

Как найти

Адрес музея: г. Верхнеуральск, улица Луначарского, 31; ул. Карла Либкнехта, 56а

Режим работы: вторник – суббота с 9:00 до 18:00.

Телефоны: (35143) 2-12-72, 2-23-83.

Комментарии