Иванов-13. Герой Русско-Японской войны - ХранителиРодины.рф

На фотографиях представлены портрет Иванова-Тринадцатого, крейсер «Рюрик», броненосец «Пересвет», фотографии с выставки «Корабли и люди» из Музея Города (Филиал Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева), проходившей в 2018 году

5 сентября (23 августа по старому стилю) 1905 года в американском городе Портсмут был подписан мирный договор положивший конец, длившейся полтора года кровопролитной русско-японской войне. Эта война оставила неоднозначный след в истории России и ее военно-морского флота. Историки до сих пор ожесточенно спорят о причинах, ходе, результатах этой далекой войны. При всех негативных последствиях: территориальных утратах, человеческих потерях, гибели большей части флота, морального удара по авторитету самодержавия, вылившегося в революцию 1905 – 07 годов, никогда и никем не подвергалось сомнению мужество и героизм личного состава. До сих пор, подвиги экипажей крейсеров «Варяг», «Рюрик», «Дмитрий Донской», броненосца «Князь Суворов» миноносцев «Стерегущий», «Смелый» и других, являются ярчайшим примером верности присяги и воинскому долгу. Многие из прославленных офицеров в разное время побывали во Владивостоке. Чрезвычайно интересно, а порой трагически сложилась их дальнейшая судьба. Наш рассказ о личности воистину необыкновенной и легендарной– Константине Петровиче Иванове-Тринадцатом.

От родного Финского залива к Японскому морю

Родился Константин Петрович 16 мая 1872 года, в Кронштадте, в семье потомственных морских офицеров. В 1895 году Константин закончил Морской кадетский корпус, и три года в звании мичмана служил на Черном море. В 1899 году был произведен в лейтенанты, и по существовавшей тогда в Российском Императорском флоте традиции, присваивать офицерам с одинаковыми фамилиями порядковые номера, ему был присвоен номер 13. Вопреки распространенному мнению, этот номер, оказался очень счастливым для офицера.

С первых лет службы на флоте, судьба не раз бросала молодого человека с Черного моря на Дальний Восток (где он принимал участие в подавлении восстания ихэтуаней, за что был награжден орденом Святого Станислава III степени). В октябре 1903 года Иванов-13 прибывает во Владивосток, и вступает в должность младшего артиллерийского офицера крейсера «Рюрик», входившего в состав Владивостокского отряда крейсеров. Здесь он и застал начало русско-японской войны. Так описывает свою первую встречу с Владивостоком Константин Петрович:

«Был конец октября 1903 года, когда на «Тамбове» мы подходили из Артура к Владивостоку. Приближение зимы еще не чувствовалось, и все пассажиры сгруппировались на спардеке, чтобы любоваться чудной панорамой входа в проливы и бухты, этого удивительного по красоте с моря порта и города...»

А вот его трогательные строки о крейсере «Рюрик» и его экипаже, вместе с которым ему в последствии придется вступить в смертельный бой с врагом:

«…Личный состав «Рюрика», за исключением лишь старшего механика и старшего врача, был бессемейный, а потому и весь отпечаток жизни на корабле носил холостой характер. Состав долго плавал без существенных перемен, а это создает особую спайку между соплавателями, да и душа корабля была превосходна…»

Владивостокский отряд крейсеров, в который также входили броненосные крейсера «Россия», «Громобой», бронепалубный крейсер «Богатырь», вспомогательный крейсер «Лена», выполнял задачи по морской обороне Владивостока и нарушению морских коммуникаций противника в Японском море.

В этих походах молодой офицер зарекомендовал себя с самой положительной стороны, например, во время шестого похода с 15 по 20 июня 1904 года в Японском море, 18 июня успешно отразил минную атаку противника, за что был награждён орденом Святой Анны III степени с мечами и бантом «За мужество и храбрость». Но настоящая слава пришла к нему во время легендарного сражения крейсера «Рюрик» с превосходящими силами японского флота в Корейском проливе 1 августа 1904 года.

Потеря «Рюрика»

29 июля во Владивосток пришла телеграмма от наместника Алексеева с приказом крейсерам отряда немедленно следовать в Корейский пролив с целью оказания помощи эскадре вице-адмирала Витгефта, прорывавшейся из Порт-Артура во Владивосток. Однако, вместо русской эскадры, которая в ходе ожесточенного сражения 28 июля в Желтом море, не смогла осуществить прорыв, наши корабли встретили японскую эскадру. Завязался кровопролитный, 5-часовой бой. Примерно через час после начала сражения «Рюрика» постигла судьба, которую ему предсказывали эксперты сразу по вступлению его на службу, японский снаряд, попав в незащищенное румпельное отделение, вывел из строя рулевое устройство. Крейсера «Россия» и «Громобой» несколько раз возвращались, чтобы помочь подбитому «Рюрику», прикрывая его своими бортами от попадания вражеских снарядов, но самостоятельно исправить повреждения экипаж «Рюрика» не смог. Видя, что поврежденному крейсеру помочь нет возможности, и более того, велика была вероятность потери остальных крейсеров, командующий отрядом крейсеров вице-адмирал Иессен принял решение прорываться во Владивосток. Камимура, со своим отрядом, некоторое время преследовал русские крейсера, но крейсера «Нанива» и «Такачихо» остались, чтобы расправиться с обездвиженным «Рюриком».

В результате кровопролитного боя командир крейсера капитан 1 ранга Трусов Е.А. и старший офицер капитан 2 ранга Хлодовский Н.Н умерли от полученных ран. Из 22 офицеров остались невредимыми семь человек; из 800 членов экипажа погибло более 200. Когда к «Рюрику» стали приближаться возвратившиеся из погони крейсера Камимуры, лейтенант Иванов-13, вступивший в командование кораблем по старшинству (к тому времени неоднократно раненный и контуженный), чтобы не допустить захвата корабля, решил его затопить, открыв кингстоны.

За этот бой, его последний командир был удостоен ордена Святого Георгия IV степени, но вместо золотого оружия, какое получили другие уцелевшие офицеры, лейтенанту Иванову-13 «высочайше был упразднен цифровой номер среди Ивановых и велено было впредь именоваться «Ивановым-Тринадцатым». Уникальный случай в истории российского флота! Вернувшись в Россию из плена, Константин Петрович продолжил службу на Дальнем Востоке.

Вверх по карьерной лестнице 

В 1908 году Иванов-Тринадцатый был произведён в чин капитана 2-го ранга, и переведён во Владивосток на должность начальника дивизиона подводных лодок Тихого океана. Заниматься приходилось многим: комплектованием и подготовкой личного состава, материальным снабжением подводных лодок, организацией учебных выходов в море и др. Известно, что Константин Петрович всячески поддерживал инициативы офицеров, направленные на совершенствование службы и расширению технических возможностей первых подводных лодок. Так, например, в декабре 1908 года подводная лодка «Кефаль», входившая в состав дивизиона, совершила несколько выходов в море, в условиях тяжелой ледовой обстановки и произвела подъем на поверхность моря пробивая корпусом лед. Именно в бытность, командования дивизионом Ивановым-Тринадцатым, активизировалась боевая подготовка личного состава, чаще стали проводиться стрельбы. Только в 1911 году, каждая из 10 подводных лодок дивизиона поучаствовала в нескольких учебных стрельбах, выпустив в среднем по 20-25 торпед. И с каждым разом, эффективность стрельбы подводников улучшалась.

В конце июня 1916 года уже в чине капитана 1-го ранга К. П. Иванов-Тринадцатый был назначен командиром броненосца «Пересвет», попавшего в руки японцев в ходе русско-японской войны и выкупленного российским правительством.

В июле, после формирования экипажа и небольшого ремонта во Владивостоке, «Пересвет» перешёл на ремонт в порт Майдзуру (Япония). Оттуда 19 октября броненосец отправился на Балтику, чтобы войти в состав Балтийского флота. Два месяца спустя, 22 декабря, выйдя в сопровождении английского эсминца из Порт-Саида, броненосец подорвется. «Пересвет» затонул на глубине 45 метров, в 10 милях от Порт-Саида. Вместе с кораблём погибли 252 человек экипажа. 557 членов команды спасли команды английского эсминца и французских траулеров. Командир корабля в очередной раз чудесным образом избежал гибели.

С востока на запад

Будучи убежденным монархистом, Константин Петрович не принял ни февральскую революцию, ни последовавший за ней октябрьский переворот. В ноябре 1917 года он вступил в ряды Вооружённых сил Юга России (ВСЮР), которые возглавил А. И. Деникин. Однако, воевать против соотечественников не стал, ограничившись должностью начальника Таганрогского торгового порта. В 1920 году, после поражения белых, эвакуировался из Новороссийска в Константинополь. Спустя 2 года переехал в город Лион (Франция). Здесь Константин Петрович с большим трудом сводил концы с концами. С января 1922 года и до самой смерти являлся членом Союза морских офицеров. С 1923 по 1931 год вел активную общественную деятельность, был председателем кружка бывших воспитанников Морского кадетского корпуса и отдельных гардемаринских классов в Лионе. В 1930 году, был избран председателем Лионской кают-компании бывших офицеров Императорского флота и морского ведомства. 13 марта этого же года Константин Петрович произведён в контр-адмиралы по Корпусу Императорских армии и флота.

Скончался во Франции 2 декабря 1933 года. Смерть легендарного морского офицера всколыхнуло эмигрантскую общественность. В одной из газет был опубликован некролог:

«Жалкие, слепые люди. Судите друг друга по мелочам, по партийности, даже по одежде, а не замечаете жаркого горения, которое синеет в недрах души человеческой. И только в перспективе времен и в аспекте истории рождается объективная оценка. Без прошлого нет настоящего. Без настоящего нет будущего. Характерным представителем прошлого был, скончавшийся 2 декабря 1933 г. в Лионе контр-адмирал Иванов-Тринадцатый. Он навсегда связан с прекраснейшей страницей истории Российского флота…»

Символично, что и сын, и внук легендарного русского офицера пошли по его стопам и с честью носили имя своего прославленного родича.

Комментарии