Мы сеем и сеем… - ХранителиРодины.рф

Удмуртское Пушкиногорье, родина Кузебая, воршудная (родовая) сила, «глухариный дом» – каких только эпитетов не удостаивалось это место. Что это и почему, попробуем разобраться и мы.

Кто мы?

Словно окидывая взглядом окрест, над небольшим прудом в деревне Гурезь-Пудга стоит небольшой, даже по нынешним деревенским меркам, дом. Дом небольшой, но впитавший в себя всю историю родникового края, дом который слышал мечты и чаяния, строки первых выдающихся стихов и напевы родного края. «Кто мы, удмурты?» – один из часто задававшихся в этом доме вопросов. Если многие народности чаще задаются вопросами: «Кто виноват» и «Что делать?», то удмурты чаще обращаются внутрь, пытаясь себя идентифицировать. А, правда, кто мы?

По сути это и есть главный вопрос «певца удмуртского народа» Кузебая Герда.

Мы сеем. Мы сеем и сеем...

А жать подоспеют за нами другие,

С радостью выйдут в поля большие.

Мы сеем и сеем!

Наши посевы – слова –

Взойдут у дорог золотою стеною,

Будут шуметь, наклоняться волною.

Наши посевы – слова. Мы сеем и сеем...

А жать подоспеют за нами другие –

Может быть, свяжут в снопы тугие,

Может быть, стопчут посевы благие... Пусть!

Мы сеем и сеем...

Эти строки, написанные в 1916 году Кузебаем Гердом (в миру – Кузьмой Павловичем Чайниковым), сегодня знает и помнит любой образованный житель Удмуртской Республики.

Имя твое – сила!

Дом-музей Кузебая Герда стоит в паре километров от деревни, где родился известный удмуртский общественник, политик, просветитель, поэт, писатель, сказочник Кузьма Чайников. На месте, где он родился – в деревне Покчивуко (Большая Докья) сегодня стоит памятная стела.

Сегодня и в районном центре есть улица имени Кузебая Герда, центр Вавожа украшает памятник поэту и мыслителю. Здесь ежегодно проходят митинги в память о гибели поэта, дети и взрослые читают стихи и заветы. Возлагают цветы и венки. Символично, что памятник расположен возле районной библиотеки, напротив Дома культуры. В Гурезь-Пудге недалеко от Дома-музея расположена, стилизованная под старину, база отдыха колхоза «Луч». По словам распорядителя объекта Анатолия Попова, Герд мечтал, чтобы удмурты жили чисто и красиво:

– Он мечтал, чтобы его земляки жили в красивых рубленых избах с крышей синего, как неба, цвета. Мы постарались воссоздать такие избы, два новых рубленых дома с крышами цвета неба украшают территорию. Еще мы помимо традиционной печи, где выпекаем табани (удмуртские лепешки) с зыретом (аналог соуса бешамель) и перепечи (открытые пироги со всевозможными начинками), придумали установить здесь памятник Крезю – инструменту, на котором играл Кузьма Павлович, о котором писал стихи. Это щипковый красивый музыкальный инструмент дарит по-настоящему «мелодии небесной росы». Или на удмуртском – ин ву гур.

Туристический маршрут «Тропа Герда» – это не только Дом-музей, но еще и база отдыха, памятник, стела… и родовая деревня. Малиновка – деревня под таким поэтическим названием была материальным воплощением мечты Кузебая Герда, с аккуратными домами и улицами, прудом, и обязательным большим садом. В 90-е годы силами и по инициативе пичи – Герда, директора школы Анатолий Егорова, уже было умирающая деревенька, получила вторую жизнь, здесь построил дом сам Анатолий Егорович, его примеру последовали несколько земляков, мечта поэта живет и здравствует!

Бывший главный редактор газеты Николай Колзин в День пожилых – 1 октября 2018 года, когда для ветеранов и сотрудников редакции прошла большая обзорная экскурсия, начавшаяся в Доме-музее Кузебая Герда, отметил:

– Мы живем на территории, но часто не знаем свою историю, своих великих земляков. Подобная экскурсия, это хороший повод узнать что-то новое, знать свои «корни», помнить и гордиться своей малой родиной.

Ежегодно здесь бывает порядка около 3 тысяч посетителей с Вавожского района, всех уголков республики и из-за границы. Дом-музей стал настоящей визитной карточкой передового в агропромышленном комплексе республики, района. На малой родине ежегодно проводятся Гердовские чтения, национальные праздники «Виль (праздник нового урожая) и Гырон быдтон (праздник в честь окончания посевных работ). Молодые пары на бракосочетании обязательно посещают эти красивые места, дом-музей с прудом, живописную базу отдыха, возрожденную деревню Малиновку.

Экскурсии в музее проводятся на двух языках: удмуртском и русском. Для посетителей проводят игровые занятия, мастер-классы по изготовлению оберегов, этнографические мероприятия, в роли хозяев деревни гостей часто встречает местный фольклорный ансамбль «Жильыртись ошмес» («Поющий родник»).

Словно журчит родник, звучит рассказ о короткой и трагической судьбе Поэта. Буквально за пятнадцать лет было написано множество литературных работ, пьесы, рассказы, песни, стихи, в том числе и для детей. Огромное влияние на творчество Герда оказала поэзия «Серебряного века». Здесь он, как лиричный Есенин любуется местной природой и уверяет, что нет места краше, спустя немного – уже бушующий Маяковский с призывом к народу «выходить из тьмы», учиться и гордиться своей родиной, Удмуртией.

История дома – судьба человека

Экспозиция музея знакомит посетителей с жизнью и творчеством, раскрывают значение его трудов в национальной и общечеловеческой культуре. В музее отдельное место занимает этнографический зал – полностью воспроизводящий крестьянский дом семьи Чайниковых, в котором все убранство настоящей деревенской избы удмуртов конца XIX–начала XX века.

Небольшая комната, где жила семья Кузьмы Чайникова воссоздана по воспоминаниям племянника Герда Юрия Чайникова и представляет собой традиционный интерьер удмуртской избы конца XIX–начала XX веков. В центре комнаты – печь-кормилица, вдоль стен – длинные деревянные скамьи, у входа в избу – старинная кровать, а над потолком – полати, любимое место для шалостей и отдыха детворы. Рядом с ней комната-класс, где учился Герд, а потом и сам проводил уроки. Тетрадки, парты и классные журналы. И, конечно, как кульминация – мемориальный зал. Рабочий письменный стол, собрание книг, черно-белые фотографии, с которых смотрят родные и близкие писателя, его сподвижники и он сам, архивные документы, среди которых «Метрическая книга, данная из Вятской духовной консистории причту Николаевской церкви, села Вавожа, второго благочинного округа», где есть уникальная запись рождения Герда: «Родился 2 января. Крещен 9 января. Наречен Косма. Родители деревни Большой Докьи, крестьянин из вотяков Павел Васильев и законная жена его София Никифорова, православные. Восприемник – той же деревни крестьянин из вотяков Никита Абрамов»…

Интересна судьба появления самого дома. Его в 1893 году построили отец и старшие братья Кузебая Герда, а затем, в 1895 году для открытия Больше-Докьинской начальной школы родные подарили дом земству.

С 1895 года в здании размещалась начальная школа. Уже в XX веке, в 1967 году хорошо сохранившийся дом (вот что значит строить на века!), был перевезен из Большой Докъи в соседнюю Гурезь-Пудгу. В 60–80-е годы прошлого века здесь также учились юные земляки Кузьмы Павловича Чайникова.

В 90-е годы по инициативе директора школы Анатолия Егорова, или Пичи (маленького) Герда, на базе этого дома начал создаваться школьный музей.

В 1998 году, во время празднования 100-летнего юбилея со дня рождения Герда, состоялось его торжественное открытие.

В 2000 году музей стал филиалом Вавожского районного краеведческого музея. В этом статусе он находится и до сей поры.

Легенда Глухариного рода

Легенда, которую рассказывают на экскурсии сотрудники музея, говорит о том, что Кузебай Герд относился к роду Докья – глухарь.

Этот род пришел в края из-под Казани еще в XIII веке. Его представители отправились в путешествие по реке Вала в поисках более удобной территории для поселения и добрались до этих мест. Удивленные живописной первозданной природой и особой умиротворенностью, они вышли на берег реки. И вдруг из-под ног главного жреца вылетел глухарь, это было воспринято ими как знак, посланный сверху. Мол, сам Бог указывает им это место. И больше семи веков назад в этих местах образовалась первая деревня Докья, через нее проходили многие важные дороги на Казань, на Арск.

Род Докья здесь жил большой и дружной семьей, но в одно время , по преданию, люди стали умирать от неизвестной болезни. Поэтому они решили покинуть деревню. В итоге в округе образовались другие населенные пункты, связанные с родом Докья, – это Большая Докья, Итчи Докья, Чемошур Докья, Уе-Докья. Были и те, кто решил уехать подальше, так образовалась деревня Яган-Докья (Малопургинский район).

Время настоящее

Легенды Дома-музея сменяются действительностью, здесь помимо традиционных экскурсий, встреч и праздников внедряют современные технологии, придумывают интересные мастер-классы, используют возможности техники и Интернета. Пару лет назад в наш район попала уникальная запись начала прошлого века, где Кузебай Герд сам читает стихи собственного сочинения. Поэтому можно не только увидеть, где учился и жил поэт, но и услышать его наяву.

Сотрудники музея не только гостеприимные хозяева, они участники различных выездных мероприятий. Так, к примеру, весной 2008 года сотрудники Дома-музея К. Герда приняли участие в этнофутуристической выставке «Финно-угорский мир. Север – северо-восток: континентальное подсознание» (Эстония г. Таллин).

В 2017 году была произведена реконструкция здания с заменой отопительной системы и кровли, построен пристрой – в 40 квадратных метров, где размещен кабинет, кладовка и санузел. Здание стало современнее, краше, привлекательнее.

С одной стороны, оно не кажется старым и полуразвалившимся, выглядит достойно, а с другой – сохранилось ощущение, что это добротный настоящий деревенский дом, из дверей которого через минуту выйдет сам Кузебай Герд, и, улыбнувшись, будет петь оду новому дню.

Новый день встречает и улица в столице Удмуртии – Ижевске, названная в честь Кузебая Герда, его имя присвоено Национальному музею Удмуртии, создана Национальная гимназия им. К. Герда. А в карельском лесу, где в 1932 году был расстрелян К. Герд, открыто мемориальное кладбище. Рядом – кресты скорби, деревянная часовенка и памятник – гранитная глыба с надписью: «Люди, не убивайте друг друга».

- Жизнь и творчество Герда на многие годы было забыто в связи с предвзятыми, обусловленными идеологическими догмами партийного руководства. Объективная оценка значимости жизни и деятельности К. Герда, признание по достоинству его заслуг состоялось лишь в конце прошлого столетия.

сотрудницы музея

Евгений Федорович Шумилов, историк-краевед:

– Если говорить о Кузебае Герде, то это, прежде всего, не политик и чиновник, а выдающийся поэт, замечательный этнограф, опытный фольклорист, крупный просветитель. Формирование его было связано с Вавожем. Вообще создается впечатление, что все лучшее в Герде идет от Вавожа и вавожского края. Выше среднего роста, стройный и энергичный, поэт всегда общался с народом. Находил время и для детей, с ними он часто ходил на луга.

Вот так, навсегда оставшись в памяти всего финно-угорского мира, всей культуры страны, он остался здесь, на родине, в своих стихах и песнях, утренних зорьках Малиновки, и туманах над рекой Валой. Местом силы. Он сеял и сеял доброе, умное, вечное…

Цифра: Более 3000 человек ежегодно посещают Дом-музей Кузебая Герда

Как найти

Музей находится в деревне Большая Гурезь-Пудга в 100 километрах от Ижевска, столицы Удмуртской республики

Сегодня именем Кузебая Герда названы три школы, улицы населенных пунктов, музей в Ижевске

Комментарии