Сычевляне - защитники Москвы
летчик А.М. Голубой, зенитчица В.Э. Карепанова, Сычевка, Смоленская область
Аннотация на статью «Сычевляне – защитники Москвы». Данная статья посвящена теме войны и человека на войне глазами современной молодежи. Проблема исследования – участие земляков-сычевлян в обороне Москвы и Московской битве Великой Отечественной войны. Новизна исследования в том, что это ранее неизвестные страницы войны глазами очевидцев их родственников и исследователя. Цель – осмысление истоков героизма и патриотизма сычевлян через раскрытие новых страниц истории, прошлого и систематизация исследовательского материала. Задачи исследования: ознакомиться с имеющимися историческими и документальными материалами по теме исследования; исследовать вещественные и письменные источники, культурное наследие города Сычёвки Смоленской области, библиотечных фондов районной и детской библиотек города Сычёвки Смоленской области, архивов местных жителей; систематизировать полученную информацию для осмысления мотивации героизма и патриотизма жителей города Сычёвки Смоленской области использовать материал данного исследования для пополнения экспозиций школьного и районного историко-краеведческих музеев. Показано умение сбора, анализа и изложения документальных, фрагментарных, несистематизированных материалов в логически законченное повествование. Проявлен неподдельный интерес к истории родного края. Прослеживается глубина и прочувствованность темы исследования. Раскрыт вклад в Московскую битву лётчика – героя Советского Союза Голубого А.М. и зенитчицы Валентины Карепановой через единство разноплановых эпизодов войны. Найдены уникальные материалы из архивов, показывающие глубину проникновения в тему исследования, что особенно актуально в год 75-летия Великой Победы. Работа имеет практическую значимость – использование материала исследования для выступления на краеведческой конференции и пополнение экспозиции школьного и районного историко–краеведческих музеев.
Моя малая Родина – город Сычёвка, расположена на севере Смоленской области, на берегу реки Вазуза. Младенчество нашего края тесно связано с Вазузой. В IX-XI веках по ней шло оживлённое передвижение на ладьях из Днепра в Волгу, а по ним – в Каспий, Балтику и в «греки». Вазуза была колыбелью нашего края. Расположенная на водном торговом пути, Сычёвка уже в тот ранний период была крупным населённым пунктом, имеющим определённое экономическое значение.
В XII-XIII веках на край входил в состав Смоленского княжества.
Самое первое упоминание о Сычёвке как волости относится к XV веку. Оно приведено в упомянутой выше «Краткой географии Смоленской губернии»:
«В 1488 году князь Михаил Вяземский жаловался королю Казимиру, что люди Иоанна Молодого – сына Иоанна III – завоевали волости князя Василия Бывалицкого – Немигорь, а другую Сочёвки (село Немигорь – впоследствии Немирь – располагалось на правом берегу Вазузы).
Немного времени находилась эта волость в составе Тверского удельного княжества. В 1495 году Иоанн III отбил у литовцев Вязьму и объявил е уездным городом. Границею Вяземского уезда в северном и северо-восточном направлениях стали Вазуза и Гжать. Вошедшие в состав уезда село Сочёвки стало дворцовым селом.
В 1776 году дворцовое село Сычёвка было преобразовано в уездный город. Из Сычёвки волостной центр был перенесён в село Писково. В эту волость входило 123 деревни, расположенное в основном по обеим берегам Лосьмины, вплоть до Гавриловского озера.
Ранг города Сычёвка получила в результате большой реформ местного управления и суда, объявленной после подавления крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва в 1775 году,
Вместо прежних 23 губерний и 180 уездов по этой реформе создавалось 50 губерний и около 500 уездов. Новое административное деление вводилось для того. чтобы обеспечить более строгий административно-полицейский надзор за народными массами, ещё шире привлечь в органы местного управления дворян. В Смоленской губернии, наряду с пятью ранее существовавшими уездами, появилось 7 новых уездов, в том числе и Сычёвский. Итак, 22 февраля 1776 года (по старому стилю) Екатерина II издала указ об учреждении города и уезда. А 8 марта 1776 года был издан указ I Департамента Сената о распубликовании «Именного указа. В нём изложены конкретные предписания смоленскому генерал-губернатору об организации вновь учреждённых городов и уездов Смоленского наместничества, в том числе и города Сычёвки. Город Сычёвка получил жалованную грамоту с изображением герба города, утверждённого 10 октября 1780 года.
В момент преобразования Сычёвки в город в ней проживали крестьяне дворцовой волости и помещика А. И. Нарышкина, которые были куплены в казну. В «Атласе» генерального межевания, составленном в 1776-1777 годах, значится «город Сычёвка вновь утверждённый», в нём каменная церковь, водяная мельница, 96 деревянных крестьянских и мещанских дворов, 225 душ крестьян, 23 души мещан, заселённой земли 30 десятин.
С преобразованием в город, в Сычёвке быстро увеличивается население, меняется сословный состав жителей.
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Война жестоко опалила Сычёвку 5 октября 1941 года. Ранним утром немецко-фашистская авиация подвергла город интенсивной бомбардировке. В полдень налёт повторился. 7 октября, когда стало известно о прорыве противника к Вязьме, и артиллерийская канонада с запада стала доноситься до Сычёвки, город был объявлен на осадном положении.
Войска правого крыла Западного фронта стойко отражали фронтальные удары соединений вражеской 9-й армии. Но враг превосходил советских воинов в технике и живой силе. Много, очень много бойцов полегло в этих боях. И красноармейцам пришлось отступить. Последний бой за Сычёвку наши воины дали врагу 10 октября 1941г. 10 октября 1941г. немецко-фашистские захватчики вошли в город. Освобождена Сычевка была 8 марта 1943г.
Всё дальше в прошлое уходят от нас годы Великой Отечественной войны. В 2020 году мы отпраздновали 75 – летие Великой Победы. К сожалению, всё меньше остаётся в живых людей, участвующих в войне. Уходят наши ветераны, а вместе с ними уходит частица прошлого. Наша цель – сохранить бесценную военную память наших дедов и прадедов.
Сычевляне внесли свой вклад в борьбу с фашизмом, воюя на полях сражений, работая в тылу. В 2020 году мы будем отмечать 79 - летие великой Битвы за Москву. Оказалось, что среди сычёвских ветеранов были люди, защищавшие Москву. О них я и хочу рассказать.
Лётчик Голубой Александр Михайлович защищал небо Москвы в 1941 году. Его сын, Юрий Александрович, рассказал мне следующее. Александр Михайлович родился 13 декабря 1920 года в деревне Ивашево, ныне Шекснинского района Вологодской области, в семье крестьянина. После окончания 7 классов поступил в ФЗУ (фабрично - заводское училище). Работал токарем по металлу в железнодорожном депо станции Волховстрой – 1 . Это было в 1935 году. Но с детства Саша грезил небом. В 1937 году начал посещать занятия в аэроклубе, сделав первый шаг к своей мечте.
Прошло время. В 1939 году Александра Голубого призвали в армию. Но попал он не в лётчики, а в артиллеристы. Участвовал в освобождении Западной Белоруссии и советско – финляндской войне 1939 – 1940 г. И только когда отгремели бои, направили его в авиационную школу. Молодые лётчики овладевали техникой, учились бить врага в любых условиях. И это потом во многом пригодилось. Выучившись на стрелка-радиста, в начале 1941 г. Александр Голубой попал в 8-й молодёжно-комсомольский дальнебомбардировочный авиационный полк, который базировался под Смоленском. Здесь и застала Александра Голубого Великая Отечественная война. Полк стал действовать сразу же.
Рано утром 23 июня 1941 года пять эскадрилий, 45 самолётов, один за другим поднялись в воздух и взяли курс на Варшаву. Боевую задачу: нанести мощный авиационный удар по скоплению войск противника на железнодорожном узле - полк выполнил. Были и взлёты на бомбёжку скопления техники, и живой силы врага в Риге, Двинске, громили фашистов на переправе через Березину. Александр Михайлович вспоминал, что было очень трудно. Истребителей не хватало, летали почти без прикрытия. В таком положении у стрелка – радиста дел невпроворот: надо смотреть в оба, отстреливаться от наседавших фашистских «мессеров» и «хейнкелей». Потери в полку были большие …
Фашисты рвались к Москве. Вели бои на дальних её подступах. В конце августа 1941 эскадрилью, в составе которой был Александр Михайлович Голубой, перебросили на остров Эзель , что в Балтийском море. Отсюда летали бомбить Берлин. В то время Геринг хвастливо заявил, что не одна бомба не упадёт на Берлин. «В Берлине чувствовали себя спокойно», - вспоминал Голубой, - даже светомаскировки не было. Били мы тогда «по площади» .
На всю жизнь Александр Михайлович запомнил бои на подступах к Москве. 18 сенября 1941 года Александра Голубого – уже опытного стрелка-радиста перевели в экипаж молодого пилота Александра Молодчего. Предстояло нанести бомбовый удар по вражескому гарнизону в Спас-Деменске. Погода была облачная, машина сбивалась с курса. Но Александр Молодчий вывел самолёт на цель. Штурман самолёта Сергей Куликов бомбил без промаха. На головы фашистов высыпано 15 стокилограммовых бомб. Снизу заработали зенитки противника. Снаряд угодил в самолёт, отказал правый мотор. Нужно было немедленно выйти из огня. Молодчий придумал приём: он сымитировал падение самолёта. Обманув зенитчиков, лётчики вернулись на базу. Впоследствии Александр Молодчий стал дважды Героем Советского Союза.
Затем Александр Михайлович Голубой сражался в экипаже опытного лётчика лейтенанта Андреева. В середине октября 1941 года делали по 2 – 3 боевых вылета в день, бомбили прорвавшиеся танки под Можайском и Волоколамском. Александр Михайлович вспоминал такой случай. В ноябре 1941 года звено бомбардировщиков в районе Истры повстречалось с пятью вражескими истребителями. Силы были неравны. Но из боя лётчики не вышли. На прицел пулемёта Александра Михайловича Голубого попал «хейнкель – 113». Длинной очередью Голубой подбил стервятника. Вскоре такая же участь постигла и второй фашистский истребитель. Но был подбит и самолёт Александра Михайловича, ранен пилот. Несмотря на это, приземлились на одном из наших аэродромов. Никогда не забывал Александр Михайлович Голубой и радостные дни наступления под Москвой в январе 1942 года. Удары нашей авиации по колоннам танков, вражеских тылов и скоплениям войск нарастали. Звено Александра Михайловича Голубого прикрывало прорвавшуюся в тыл немцев конницу Белова. Летали бомбить скопившиеся части противника на станциях Гжатск, Ржев, Вязьма, Сычёвка. В родном сычёвском небе постигла неудача. Бомбили колонну противника около деревни Писково. Возвращались назад, в люках ещё остались бомбы. На железнодорожной станции Сычёвка увидели два эшелона. Штурман предложил «долбануть». Легли на боевой курс. Александр Голубой дал очередь по вагонам. Бросили бомбы и быстро ушли в облака. В это время в самолёт попал снаряд, перебил бензопровод. Машина загорелась. Пришлось сесть на незнакомом поле. К счастью, попали на нейтральную полосу, и вскоре встретили своих солдат. А всего Александр Михайлович Голубой четырежды горел в подбитых самолётах. В 1942 году эскадрилья, в составе которой был 204 бомбардировочный полк Александра Михайловича Голубого, бомбила Берлин второй раз.
Потом были бои под Ленинградом, Сталинградом, взятие Кенигсберга, Берлина, бомбёжки Будапешта и Хельсинки. Налетал более 1400 часов, сделал 368 боевых вылетов. В воздушных боях сбил лично 3 самолёта и 2 в групповом бою. Родина высоко оценила ратный подвиг Александра Михайловича Голубого. Он награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны и многими медалями (14 орденов и медалей). 18 августа 1945 года удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Многое было пережито за годы Великой Отечественной войны, но самыми памятными днями Александра Михайловича Голубого всегда оставались бои за Москву и первая боевая награда, полученная под Москвой: медаль «За отвагу».
Александр Михайлович Голубой защищал нашу столицу с неба. А с земли её отстаивала молодая девушка, моя землячка, Валентина Эдуардовна Карепанова, в девичестве Штенгель. К сожалению, Валентины Эдуардовны Карепановой уже нет в живых, она умерла 29 мая 2009 года. Но я нашла её двоюродную сестру, Новосельцеву Валентину Георгиевну, которая переехала жить в Сычёвку из Москвы. Валентина Георгиевна рассказала мне о своей сестре.
Валентина Эдуардовна родилась 25 декабря 1923 года в деревне Щёкино Андреевского района (ныне Сычёвский район) Смоленской области. Её отец, Штенгель Эдуард Христофорович, латыш по национальности, работал машинистом конторы « Заготлён» в городе Сычёвке. В декабре 1937 года был арестован по ложному обвинению и приговорён к заключению в лагеря постановлением военного трибунала 24.01.1938 г. После смерти Сталина в 1953 году начался процесс реабилитации репрессированных, и семья узнала, что Эдуард Христофорович умер в лагере (место не известно) 20 марта 1942 года. 8 ноября 1957 года дело было пересмотрено и прекращено за отсутствием состава преступления. Штенгель Эдуард Христофорович реабилитирован посмертно. Семья его узнала об этом в 1960 году.
Мать, Ольга Никитична Штенгель, осталась одна с тремя детьми (Валя и её 2 брата). Мама работала в сычёвской больнице поваром. Жили тяжело, поэтому после окончания 7 классов, Валю к себе забрала тётя (сестра матери) Евдокия Никитична Никитина, которая жила в Москве и работала в Метрострое проходчицей. Жили в общежитии на Лосиноостровской улице. Валя работала на оборонном заводе. Когда началась война, тётя ушла рыть окопы, а Валю призвали служить в армию. Сначала она проходила службу в Тимирязевской военной комендатуре, была секретарём. Немцы подошли совсем близко к Москве, и девушку призвали служить в 1202-й артиллерийско-зенитный полк. Была она прибористкой. Пройдя обучение, могла собрать приборы наведения с закрытыми глазами.
Жили вшестером в землянке, совсем близко к переднему краю. В землянке были нары на троих человек, так как постоянно три человека находилось на боевом дежурстве, а трое отдыхали. Валентина Эдуардовна вспоминала, что в самые тяжёлые дни осени 1941 года, во время наступления немцев, землянка пустовала, так как все девочки были на боевом дежурстве. Чугунная печка, где грели чай, да нары – вот и вся обстановка. Еду привозила полевая кухня. Страшно было очень, особенно, когда погибали бойцы-товарищи. При налёте фашистской авиации нужно было действовать очень быстро, ловить прожектором самолёты. Гул от самолётов, от бомбовых разрывов, сирены – уши закладывало. Но, несмотря на страх, действовали дружно и уверенно. В боях под Москвой Валентина была ранена в ногу, лежала в госпитале в Можайске.
Когда Валентину Эдуардовну спрашивали, какие военные эпизоды запомнились больше всего, то она неоднократно в беседах с двоюродной сестрой вспоминала 1942 год, налёт на Москву. Сбили они самолёт-разведчик, самолёт упал, а лётчик выбросился с парашютом. На место приземления прибежали бойцы, окружили его. Все девчонки-зенитчицы вышли посмотреть. Лётчик был мальчик лет 18-ти, совсем молоденький, и плакал от страха. Валентина Эдуардовна не могла забыть это всю жизнь. Девчонки, глядя на немецкого лётчика-мальчика, тоже заплакали от жалости. Валентина Эдуардовна говорила, вспоминая этот эпизод, что война не смотрит, молодые или старые, страдают все.
На фронте Валентина встретила свою любовь, он был поляк, воевал на стороне союзников, но война-разлучница развела влюблённых, навсегда оставив в сердце грусть. Конец войны Валентина Эдуардовна встретила в Восточной Пруссии. Вот как она само об этом вспоминала:
« День победы встретила рано утром, когда на батарее объявили тревогу и комбат объявил конец войны. Радости не было предела со слезами на глазах. Столовая наша находилась в деревне. Я и ещё двое солдат побежали в деревню, разбудили священника, и он вызвал старосту, и тот зазвонил в колокола, собрал жителей деревни и сам объявил о конце войны».
В июле 1945 года демобилизовалась, пройдя со своим 1202-м полком всю войну. После войны Валентина Эдуардовна вернулась в родную Сычёвку, вышла замуж и до 1994 года работала в сычёвском Доме культуры в отделе кадров, вела различные кружки. Была активной участницей Женсовета города Сычёвки, вспоминать войну не любила, сразу начинало болеть сердце, слишком много горя оно видело.
Александр Михайлович Голубой закончил войну в Белостоке и продолжил службу в ВВС СССР. В 1949 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу, со звания сержант вырос до старшего лейтенанта. Последние годы службы занимал должность начальника связи полка. В 1955 году капитан Голубой уволился в запас, после увольнения приехал в Сычёвку, на родину жены Евдокии Петровны. Работал сначала председателем рабочего комитета племзавода Сычёвка, затем с 1959 по 1967 год – председателем райкома ДОСААФ, был старшим инструктором 26-й профессиональной пожарной части. А с 1974 года и до ухода в 1978 году на пенсию – председателем добровольного пожарного общества. Александр Михайлович Голубой был пенсионером союзного значения. До конца своих дней Александр Михайлович оставался патриотом своей Родины, часто встречался с молодёжью, рассказывал о боевых буднях. Александр Михайлович Голубой ушёл из жизни 15 июля 1981 года и похоронен на центральном кладбище города Сычёвки.
Я хочу, чтобы мы услышали живые голоса героев Великой Отечественной войны.
Я хочу, чтобы мы почувствовали дыхание той войны.
Я хочу, чтобы мы гордились своим народом.
И я хочу, чтобы подобное никогда не повторилось.
Отбирая, исследуя и систематизируя полученную информацию, раскрывая личностные характеристики героев исследования, помимо гордости за мужчин – воинов, меня удивило бесстрашие, мужество воительниц-женщин.
Это исследование заставило меня по-новому посмотреть на современную Сычёвку и моих земляков. Я уверена, что в трудный момент они тоже проявили свои лучшие гражданские качества.
Комментарии