Влюблённая в марийскую культуру - ХранителиРодины.рф

Музей – это кладезь вековой мудрости, сокровищница, хранящая историю народа. Изучая происхождение древних обычаев и традиций через предметы, вещи и документы, всегда можно провести параллель со своим родом, своей семьёй и стать ближе к тем людям, которых ты никогда не знал и не видел. Но желание прикоснуться к их судьбам проходит красной нитью через времена, соединяя прошлое и настоящее.

Краеведческий музей под руководством А. И. Глазыриной взял своё начало еще в 2004 году в стенах Большекоклалинской школы Сернурского района. В 2005 году, когда образовательное учреждение закрыли по программе оптимизации, пристанищем музея стал Сернурский районный Дом детского творчества.

Представленные экспозиции включают в себя орудия труда и быта крестьянского подворья, марийские национальные наряды, документальные материалы памятника природы – заказника «Горное Заделье», историю астрального мира народа мари, а также биографии знаменитых талантливых людей Большекоклалинской стороны.

На базе музея ДДТ в течение учебного года проходят занятия краеведческого кружка. Программа для младших школьников «Юный краевед» прививает детям интерес к истории родного края, закладывает основы краеведческого образования. Старшеклассники, изучая программу «От чистого истока», знакомятся с обрядами и обычаями, приметами и поверьями, пишут серьёзные исследовательские работы по истории и культуре сернурского края. Кружковцы – победители и призёры многочисленных муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов и конференций.

Как рассказывает руководитель музея Анастасия Ивановна, самое главное в краеведении – это вдохновляться историей и культурой народа, изучать её, стремиться узнавать новое и научить созиданию детей.

– Когда я начала вести такой предмет, как история и культура народа в Большекоклалинской школе, я удивилась, насколько талантлив наш край и богата культура марийского народа. Мы можем гордиться земляками: поэтами, писателями, музыкантами, скульпторами. Но как я могла о них рассказывать другим, не имея личного представления об их творчестве. Первое, с чего я начала, это сбор документального материала. Встречалась с близкими родственниками знаменитых земляков, находила их контакты, адреса, ехала и знакомилась. Например, после такой встречи жена первого марийского скульптора Филиппа Шабердина подарила мне его незаконченную скульптуру, которая нашла место в этом музее. А самым моим любимым экспонатом является рукопись советского и российского композитора, народного артиста СССР Андрея Эшпая. В то время я собирала материал о творчестве заслуженного артиста России Виталия Шапкина, уроженца д. Тумерсола Сернурского района, для оформления экспозиции. Случилось так, что с Эшпаем мы встретились на одном из мероприятий в г. Йошкар-Ола. Он меня очень вдохновил как энергичный, одержимый искусством, приятный, внимательный человек. Тогда я ему призналась, что собираю документальный материал о Шапкине. Надо сказать, что Андрей Эшпай высоко оценивал творчество артиста, поэтому он мне оставил на листе бумаги следующие строки:

«Виталий Шапкин – выдающийся музыкант, обладающий огромным талантом, высочайшим профессионализмом, позволяющим решать самые смелые творческие задачи. Он живёт музыкой, его природный артистизм и темперамент всегда увлекают зрителей. Это и есть высшее счастье артиста – зажигать сердца слушателей».

Эта небольшая запись стала доказательством оценки таланта флейтиста Шапкина, написанная собственноручно известным композитором. В музее остались и другие памятные вещи Андрея Эшпая – дипломат и пиджак, которые подарил мне Виталий Шапкин.

Одним из масштабных проектов об истории края стало изучение Горного Заделья в п. Горняк, небольшого участка максимального возвышения Марийско-Вятского увала, одного из крыльев седого Урала, сформировавшегося, по мнению учёных, 180 миллионов лет тому назад. На его днищах и склонах выходят на поверхность самые древние в республике горные породы. Крестьяне сернурской волости более 200 лет занимались выработкой жернового камня и продавали его крестьянам Вятской, Казанской, Вологодской, Костромской и частично Владимирской губерний, – продолжает свой рассказ А. И. Глазырина. – Для обогащения музея документальными материалами я связывалась с Уржумской библиотекой, получила копии, сканы редких фотографий, затем подавала запросы в Екатеринбургский архив. Сбор документов позволил нам вместе с учащимися кружка восстановить историю каменотёсной мастерской, которая была открыта в селе Сернур 1 января 1907 года и просуществовала более семи лет. Наглядно могу показать кружковцам фотографии, орудия труда. Учительница начальной школы п. Горняк Н. П. Гаптрахманова передала в дар музею небольшой по размеру кусок известняка, в котором отпечатался моллюск пермского периода. А одним из древних орудий труда горняков – тукча – поделился житель Куженерского района А. И. Сидоров.

С каждым переездом оформление музея обновлялось. Эту работу выполняли хорошо знакомые Анастасии Ивановне художники И. В. Иванов и В. Г. Александров. Самой оригинальной деталью оформления можно признать экспозицию, расположенную на потолке – астральный мир народа мари. Юг – страна тепла и света, «Страна птиц» противопоставлялась в финно-угорской мифологии Северу, который отождествлялся со страной смерти, мрака. Две эти страны соединяла по земле великая река, текущая с юга на север, а по небу – Млечный путь или же в астральном мире мари «Дорога диких гусей» (Кайык комбо корно). По древним представлениям народа именно по этому пути летят божьи птицы (лебеди, гуси, утки) с юга (с небес) на север (к людям).

Всё едино

Можно увидеть здесь и связь мира земного с миром небесным посредством священного дерева, росшего в роще «онапу» на земле. По языческим представлениям мари оно является олицетворением Кава Менге (Небесного столба) Полярной звезды. А с созвездием Большой Медведицы связывали времена года, потому что при наступлении темноты весной созвездие указывало своим хвостом на восток, летом – на юг, осенью – на запад, зимой – на север, служа наглядным представлением идеи о четырёх сторонах света и временах года.

Гордость Анастасии Ивановны – это коллекция марийской одежды, которую она собрала для музея. Что-то покупала на выставках, находила авторов, знакомилась с ними. Специально освоила технологию стирки вещей из натурального льна или конопли. Кстати, от многочисленных стирок со временем вещи из конопли становятся намного белее.

– Я влюблена во всё это. Посмотрите – какое изящество. Когда я провожу экскурсию, то делаю акцент на том, какими модницами были марийки. Например, рассказываю про передник. Помимо яркой нарядной вышивки он украшен кружевами. Обращу ваше внимание на маленькую деталь. Посмотрите, какая аккуратная сборка в поясе, выполнена она вручную. Каждый человек стремился подчеркнуть индивидуальность своей манерой одеваться. Также рассказываю ребятам, что их бабушки, прабабушки тоже носили такие вещи, подбирали наряды, украшали их вышивкой, цветными лентами и монистами, монетки в которых звенели в праздничном танце от плавных и лёгких движений. От такого сравнения им кажется, что всё это для них родное и было совсем недавно в домах их предков, они чувствуют причастность к своему роду. Бережному отношению к вещам и предметам меня научила мама. Многие наряды в музее – её, сохранилось даже платье моей старшей сестры, в котором она выходила замуж.

Анастасия Ивановна

Показывает Анастасия Ивановна и как выглядят настоящие каури, которые красавицы-марийки вплетали в свои мониста. Похожи эти ракушки на утиную или гусиную лапку, а так как эти птицы считались божьими, то такие каури и являются оберегом.

Также вместе с детьми Анастасия Ивановна ещё во время преподавания истории и культуры народа инсценировала праздники, ритуалы – Новый год в виде Шорыкйол, Праздник каши, Праздник первого хлеба. У любого из этих обрядов очень глубокий смысл, который нужно доступно раскрыть и показать.

Свадебный обряд

Таинственный и священный обряд по смене девичьего головного убора на женский на марийской свадьбе (вуй пўтырымаш) кружковцы также восстанавливали и изучали на занятиях. Задолго до свадьбы невеста сама вышивала свадебный девичий платок, как символ надежды на долгую и счастливую супружескую жизнь. Готовила и женский головной убор. У марийской женщины Сернурского района это были шовыч (платок) и шымакш (головной убор замужней женщины). Ритуал смены головного убора проводила вуй пўтырышє ава – уважаемая, почитаемая в роду родственница со стороны жениха. Проведение обряда означало, что с данного дня девушка является женой своего мужа, должна слушаться и не перечить ему. Со своим головным убором она уже никогда не расставалась.

Данный обряд не был подробно изложен ни в одном письменном источнике. Вместе с кружковцами Анастасия Ивановна записала его в марте 2009 года по подробным рассказам местных жительниц деревни Большая Коклала – настоящих свидетелей тех времен и традиций. Всего было восстановлено около 15 обрядов.

Всё для посетителей

Обычно в музеях запрещают трогать экспонаты, в случае же краеведческого объединения – всё наоборот. По словам Анастасии Ивановны с наглядным использованием предметов дети лучше запоминают историю. Например, они учатся солить капусту по старинному рецепту, стирать бельё с помощью настоящей стиральной доски.

– Мы стараемся испробовать предметы в действии: взвешиваем горох с помощью маленьких гирек на старинных весах, учимся гладить бельё рубелем, завязывать пионерский галстук, пишем перьевыми ручками, считаем на школьных счётах советского времени. Через эти маленькие элементы дети познают урок жизни, открывают для себя мир своих предков.

В период создания музея, жители окрестных деревень Большекоколалинской стороны передавали старинные предметы. И до сих пор их предлагают. Вот, например, принесли калёные гвозди. Из последних переданных предметов – конские вожжи, настоящие, сыромятные. Их привезли из с. Кукнур. Всего в музее более 500 предметов.

Поначалу педагогу было сложно преподнести историю музейных экспонатов так, чтобы для детей это было не только познавательно, но и нашло отклик в их сердцах. Но со временем все встало на свои места. В течение последних трёх лет кружковцами защищено 32 музейных проекта, а это говорит о том, что созидание и влюблённость Анастасии Ивановны в своё дело приносят значимые плоды.

Справочная информация

Адрес музея: Республика Марий Эл, п. Сернур, ул. Комсомольская, 24, 2 этаж.

Комментарии