Дачный ответ композитора - ХранителиРодины.рф

Лучшим курортом для композитора Римского-Корсакова был Плюсский район Псковской области, здесь же оборвалась его жизнь

В Плюсском районе расположились сразу два музея одного композитора – Николая Андреевича Римского-Корсакова. Оба дома – это дачи, на которых он отдыхал вместе с семьёй. Нет, Римский-Корсаков не был крупным псковским землевладельцем, просто сначала не один год он снимал дом в Вечаше, а потом купил дачу в собственность буквально в километре — в Любенске.

- Любенском мы все восхищаемся и все время говорим о том, что и как будем делать, когда он будет наш, так как покупка его нами в сущности решена. (…) Дети и мама строят всякие хозяйственные планы, а я слушаю с восхищением <…> Действительно, как приятно иметь нечто свое, да притом такое хорошее. Не надо больше думать о приискании дачи, да и никакая дача не пойдет в сравнение с собственным углом.

Наталья Петровна Алексеева, хранитель музея цитирует Николая Андреевича

Сама Наталья Петровна признаётся, что полюбила Любенск и Вечашу с детства: «Я родилась в Плюссе, мы с детства ездили в эти места, ходили сюда в походы, тогда ещё дом в Вечаше не был восстановлен. Потом я окончила филологический факультет педагогического института, и в какой-то момент моей жизни созрело решение, что я хочу работать в музее, здесь, в этом удивительно красивом месте».

В Вечашу Николай Андреевич с семьей впервые приехал в 1894 году и за летний отпуск написал оперу «Ночь перед Рождеством». В последующие годы здесь же, на даче, были созданы «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Наталья Петровна говорит, что композитора вдохновляла местная природа, в деревьях он видел мифических существ, которые потом становились героями его произведений. Действительно, совершая прогулку по парку, можно найти что-то необычное – одно дерево похоже на атлета с поднятыми руками, другое – на медведя.

В Вечаше

Сегодня музей в Вечаше рассказывает о жизни Римского-Корсакова с самого его рождения в Тихвине, также здесь много фотографий, документов, клавиров.

Есть, например, снимок родительского дома композитора и его письма матери, где он пишет на сколько соскучился по родине, фото Николая Андреевича в Нью-Йорке и на Ниагарском водопаде, куда он попал во время почти трёхгодичной службы на паруснике «Алмаз» после окончания кадетского корпуса.

Первый экспонат, который относится уже композиторской карьере Римского-Корсакова, - это афиша его выступления 19 декабря 1865 года. Тогда в первой части концерта звучала симфония Николая Андреевича, а во второй – «Реквием» Моцарта. По словам Натальи Петровны, несмотря на то, что начинающий композитор в тот момент был никому не известен, зал аплодировал ему стоя.

Клавиры опер композитора, которых в музее множество, в основном были напечатаны в типографии Митрофана Беляева в Лейпциге. Издатель дружил с Римским-Корсаковым и даже приезжал к нему на дачу в Вечашу. Можно увидеть в музее и костюмы, в которых артисты самых известных театров России исполняли роли героев опер Римского-Корсакова. Многим из этих экспонатов более 100 лет.

В Любинске

В отличие от Вечаши, где большая часть помещений небольшого дома – это выставочные залы, в Любенске воссозданы интерьеры комнат в том виде, в котором они были при Римском-Корсакове.

Этот дом и 20 гектаров земли композитор купил в 1907 году за 13 тыс. 500 рублей у Александры Бухаровой. С балкона открывается прекрасный вид на парк, клумбы с пионами, пруд и даже Вечашу. Как говорит Наталья Петровна, именно здесь любил прогуливаться Николай Андреевич, отдыхая от напряжённой работы над оперой «Золотой петушок». Можно представить, как композитор обходил сад и возвращался в дом через парадный вход по аллейке из акаций.

Сейчас из этого главного входа гости попадают в сени, где размещена экспозиция, рассказывающая о предыдущих хозяевах дома Бухаровых. Николай Иванович Бухаров был генерал-майором Русской армии, о чём напоминают две небольшие пушки. По словам экскурсовода, эти два предмета стояли у дома и во времена Римского-Корсакова, но когда здесь стали создавать музей, то пушек не обнаружили, а позже одна из них нашлась в пруду.

Самая маленькая комната в доме – это кабинет композитора. Там есть письменный стол, но нет рояля. Наталья Петровна поясняет, что Римский-Корсаков сочинял музыку на бумаге, а уже потом исполнял своим произведения на рояле в гостиной.

Из подлинных вещей Николая Андреевича и его семьи в кабинете можно увидеть коробку для папирос, фотографию матери композитора в бархатной рамке, подставку для чернильницы и перьев. Украшают кабинет несколько портретов супруги Римского-Корсакова Надежды Николаевны, один из них — силуэтный - создал уличный художник в Париже. Тут же можно увидеть семейный снимок, который, как уверяет экскурсовод, Николай Андреевич очень любил. В музее выставлена и золотая ручка, принадлежавшая композитору. Этот экспонат в 2012 году передали его потомки.

Рояль посетителей музея встречает в следующей комнате – в гостиной. Там же на круглом столе, покрытом скатертью, лежат альбом со стихами, принадлежавший невестке композитора, и шкатулочка для рукоделия, которой могли пользоваться все члены семьи, поскольку, отмечает Наталья Петровна, рукоделием занимались и мальчики, и девочки. В доказательство она демонстрирует в следующей комнате — в столовой скатерть, вышитую младшей дочерью композитора Надеждой, и салфетку, выполненную сыном Владимиром.

Самый необычный экспонат – стереоскоп, который Римские-Корсаковы привезли из Франции. Этот агрегат воспроизводил слайды, давал объёмное изображение, что было тогда чудом техники. Музею стереоскоп достался в совершенно нерабочем состоянии, но в 2011 году правнук композитора приехал и починил устройство.

Николай Андреевич Римский-Корсаков умер именно здесь, в Любенске 8 июня 1908 года. В то лето у него на даче случился сердечный приступ после известия о том, что опера «Золотой Петушок» поставлена не будет.

По состоянию здоровья композитор даже пропустил венчание своей младшей дочери Надежды, которое прошло 4 июня в Крицкой церкви недалеко от Любенска. Как рассказывает Наталья Петровна, отец встретил молодых у порога любенского дома и, по деревенскому обычаю, обсыпал их зерном.

7 июня композитор гулял по парку с сыном Михаилом, потом любовался закатом, сидя на улице, а затем делал какие-то записи. Около двух часов ночи ему стало плохо, сделанный укол не помог и в полтретьего ночи 8 июля (по старому стилю) Николай Андреевич скончался. В комнате, где это произошло, хранятся посмертная маска композитора и его белый летний пиджак.

Сейчас музей Римского-Корсакова — это еще и концертная площадка. По словам директора музея Евгения Барканникова, здесь регулярно выступают ученики музыкальных школ Пскова и Луги, профессиональные исполнители, многие из которых являются лауреатами различных конкурсов, а Петербургская консерватория организует на музейных площадках экспериментальные постановки опер Римского-Корсакова.

Наталья Петровна говорит, что общение с преподавателями консерватории, с исполнителями, даёт вдохновение для работы.

- Мы пониманием, что та часть биографии великого композитора, которую сохраняет наш музей, очень важна для музыкантов, для любителей истории, а чтобы у нас было интересно всем, в том числе и детям, у нас есть интерактивные программы, в которых я часто сама исполняю разные роли.

Наталья Петровна

Она подчеркнула, что весь коллектив музея работает над тем, чтобы каждый визит, каждая экскурсия были незабываемыми для гостей Вечаши и Любенска.

Как найти

Адрес музея: Псковская область, Плюсский район, деревня Любенск.

Телефоны: Любенск (8-811-33)21-553, Вечаша (8-811-33)21-253

Комментарии