Станция, Карл! Как барон юг с Москвой связал - ХранителиРодины.рф

Забраться на паровоз Черепановых (узнав предварительно, кто это), побывать в теплушке 1930 годов, сделать селфи с богатырём – и всё это на открытом воздухе. Такое можно представить лишь в одном месте Тульской области, облагороженном семь лет назад.

Город Венёв не только красив сам по себе, но и интересен богатой историей. В частности, именно здесь была построена станция, которая по замыслу её создателя барона Карла фон Мекка, соединила юг (со стороны Ельца) с Москвой. Основана она в 1903 году.

Грандиозная афера или домыслы?

Здание станции выполнено в псевдоготическом стиле, в котором сочетаются элементы готики, барокко и византийской архитектуры.

Примечательно, что вокзал является практически близнецом дома в усадьбе фон Мекка, которая располагается в 4 км от Венёва. Сейчас усадьба заброшена, но местные краеведы отмечают, что сходство этих двух строений не случайно. Барон провернул грандиозную аферу, так как по документам на вокзал потрачено средств больше, чем должно было быть. Правда это или нет – остаётся лишь догадываться.

Между тем, красивый вокзал небольшого города решили украсить историко-культурным комплексом. Идея пришла от самих железнодорожников.

Музей под открытым небом открылся 30 октября 2013 года. Но перед этим были месяцы подготовки и расчистки местности, поиска экспонатов и малоизвестной, но важной информации.

Традиции железной дороги

Есть у сотрудников железной дороги традиция – каждую станцию посвящать интересному человеку, уроженцу того места, где станция расположена. Ведь в каждом уголке нашей необъятной страны есть свои Циолковские и Толстые. Нашёлся и на венёвской земле такой деятель – Иван Лихачев. Иван Алексеевич – легендарный директор завода ЗИС. За короткий срок из небольшого завода ему удалось создать настоящий автомобильный гигант. Кстати, сейчас завод носит его имя.

Именно поэтому гостей комплекса встречает большая фигура – памятник Лихачёву, держащему в руках своей детище – тот самый ЗИЛ.

Но не забыли создатели музея и об основателе станции – бароне и его большой семье. В самом здании «поселился» бюст Карла фон Мекка, а за его спиной расположилось большое панно на стене, на котором отмечены его сыновья и жена. Сыновей, к слову, у барона с баронессой было 12, но лишь трое из них продолжили детище отца – строительство железных дорог. Именно их портреты и можно увидеть на панно.

Рядом же с портретом супруги фон Мекка также находится и изображение Петра Чайковского.

Как рассказывают сотрудники комплекса – это тоже не случайно. Несмотря на то, что Надежда Филаретовна ни разу не встречалась с Петром Ильичом, его музыка очень нравилась баронессе, и она высылала ему деньги на развитие творчества.

Композитор, как говорят, в благодарность посвятил ей свою четвертую симфонию.

Тётка с пирогом и маяк на вокзале

Хотя музей посвящен железной дороге, посетителей в первую очередь возле экспонатов встречает румяная девушка с караваем или, как прозвали ее в народе, тётка с пирогами. Таким образом, гостей приветствуют и показывают, что им здесь рады. Статная фигура – объект для многочисленных и креативных селфи. Поулыбавшись с милой особой и пройдя далее, гости увидят перед собой водонапорную башню, появившуюся здесь в начале XX века. В годы войны башню взрывали, отчего нынешняя ее высота в два раза меньше первоначальной.

Когда станцию начали обновлять и готовить местность к возведению комплекса, башню планировалось снести, однако кирпичная кладка оказалась настолько прочной, что пришлось оставить «экспонат» на месте и облагородить территорию возле него. Тут же у входа расположился богатырь и пушка.

Кстати, водонапорная башня здесь не одна. Чуть дальше есть еще, она повыше. Её превратили в символичный маяк, фонарь которого зажигается каждую ночь. Здесь же установлена фигура казака-хранителя ночного света.

Экспонаты на колёсах

Уникальными экспонатами на аллее железнодорожной техники являются маленький паровоз Черепановых, «теплушка» 1930-х годов и единственный в стране бронеавтомобиль БА-11.

Паровозик отца и сына Черепановых является точной копией того, который был создан в 1833 году. На него с легкостью можно забраться и разглядеть механизм во всех подробностях.

А вот теплушка – торговый вагон, приспособленный для перевозки людей, или, например, лошадей, – на аллее подлинный. В таких теплушках, в годы войны перевозили солдат и гражданских. Условия в ней, мягко говоря, не самые комфортные – небольшое помещение без отопления, и двухъярусные кровати – нары. На станции в Венёве в такую теплушку можно заглянуть и оценить её «уютность».

Но одна из самых интересных историй имеется у бронеавтомобиля, красующегося на этой же аллее.

Когда только началась реконструкции станции, планировалось установить в числе прочего автомобиль ЗИЛ-5, как дань уважения Ивану Лихачёву. Но поиски ретро-авто не увенчались успехом. В погоне за желанным экспонатом сотрудники РЖД обратились на «Мосфильм». Но автомобилю не суждено было оказаться на аллее. Кабина и кузов легко загораются, поэтому объект может стать жертвой вандалов. Решено было поставить бронеавтомобиль, который изготавливали на том же заводе.

И начальник и экскурсовод

У истоков обновлений станции стояла Светлана Агеева. Светлана Викторовна – потомственный железнодорожник с 30-летним стажем. 10 лет из них она отдала венёвской станции.

- Краеведом или историком никогда не была, просто при подготовке к открытию обновлённой станции, всё это само собой осталось голове, так и стала водить экскурсии для гостей городаю

хранительница станции-музея

Сама она родом из села Грямячего Новомосковского района Тульской области. В Венёв попала по распределению, и долгое время жила на служебной квартире.

«Наш музей в первую очередь интересен тем, что на экспонаты можно залезть, потрогать их, рассмотреть детали максимально близко. Это, наверное, больше всего и нравится детям».

По пути

Кроме венёвского музея под открытым небом, стоит заглянуть в музей краеведческий, где вам расскажут о булочке-венёвке и покажут местную Красную площадь.

Остановиться можно в одной из трёх гостинец, которые располагаются тут же, в городе. Ну и в завершении можно доехать до усадьбы того самого барона Карла фон Мекка, которая хоть и полуразрушена, но всё ещё похожа на своего брата-близнеца.

Комментарии