Одобрено редакцией
Мужичок с музеем из Ивановки
Музей под открытым небом Евгения Болотова , Ялуторовский, Тюменская область
Таких, как Евгений Болотов в народе называют чудаками. Выйдя на заслуженный отдых, он решил преобразить свой двор. Старался для внучек, а получилось для всей деревни и гостей Ивановки. О создании музея он не думал, все сложилось само по себе, экспонат за экспонатом. Теперь у него десятки «свидетелей» жизни и быта жителей села и района.
«Помазок» для льна
Все свое музейное богатство Евгений Николаевич расположил во дворе под навесом. У него нет экспозиций и выставок, как у «больших» коллег, но есть душа и тепло, которые чувствуются в каждом экспонате и с лихвой перекрывают масштаб официальных учреждений.
Мелкие предметы хранятся в старинных буфетах, а остальными обвешаны стены, пол и потолок. Его музей можно называть интерактивным, здесь можно трогать руками все и посетителям, особенно маленьким, это очень нравится.
– А знаете, что это? – хитро улыбаясь, говорит хозяин, показывая на кисть, похожую на помазок. Многие так и говорят: «кисть для бритья!», что ж тут думать? Но, нет. Это тоже кисть, но совсем для других целей.
Когда-то местные крестьяне все делали своими руками, в том числе и ткани. Самым популярным сырьем был лен. Но шитье таких нарядов начиналось не с покупки ткани, а с посадки льна. Выращивали и возделывали его для получения волокна. Процесс этот был очень трудоемким. Сначала лен теребли, вытаскивая из земли вместе с корнями. После этого сушили, отделяли волокно от семян и на несколько недель замачивали. А потом снова сушили. К обработке приступали после второй сушки, лен мяли, трепали, чесали – все для того, чтобы отделить волокно от твердой оболочки. И вот тут-то незаменимым помощником была та самая кисть – щёть – ее использовали для чесания льна. Делали щёть тоже сами. Брали свиную щетину, завязывали ее пучком, а другой конец обшивали тканью и заливали варом. Чтобы кисть была красивой и ровной, с другой стороны концы обстригали.
Чтобы вычесывать лен щётью нужна была сноровка. У неопытных чесальщиков результат работы оставлял желать лучшего. Процесс был таким: в одну руку брали льняные волокна, в другую – кисть и начинали расчесывать.
Сегодня лен никто не вычесывает, поэтому о том, для чего нужна такая кисть знают только старожилы. А Евгений Болотов в шутку может почесать щётью головы юных посетителей музея, ребятам нравится.
Экспонаты из «личного архива»
Много в коллекции Евгения Николаевича и вышедшей из обихода домашний утвари. Посуда, похожая на вазу для цветов, на самом деле крынка для хранения молока. Когда-то такие «бутыли» стояли в шкафах практически каждой ивановской домохозяйки. Их появление стало настоящей «кухонной революцией». До стеклянных крынок еду хранили в глиняных. Как говорят хозяйки, в них молоко дольше не портилось, но мыть такие крынки было делом нелегким, такая посуда, а особенно большие кувшины и крынки, весили прилично. А вот стекло было и легче, и гигиеничнее, и удобнее, сразу видно было, прокисло молоко или нет. Когда-то такие стеклянные крынки были в каждом доме и выпускались массово, а сегодня – музейный экспонат. Вытеснили из кухни такую посуду современные трехлитровые банки.
Еще одна ушедшая кухонная утварь – чугунки. Эту вещь знают многие дети, в основном, благодаря русским народным сказкам и советским мультфильмам, а их папы и мамы помнят, как в детстве бабушка брала ухват и доставала из печи чугунки с вкусной вареной картошкой или другими блюдами. Эта некогда популярная кухонная утварь, между прочим, родом из Китая. Именно они впервые получили чугун, а затем технологию освоили монголы, потом европейцы и так далее. В России археологи находили фрагменты чугунных котлов XIII века.
Многие экспонаты в музее Евгения Болотова принадлежат его родным и односельчанам. Среди уникальных вещей – рубашка из китайского шелка, ее привез отец Евгения Николаевича с Великой Отечественной войны. Рядом хранятся медали папы. А вот напоминание о деде – плетенная корзинка.
Подарили односельчане в музей деревянную детскую кроватку, те малыши, которые в ней спали, уже давно дедушки и бабушки. Есть и прототип современной переноски для младенцев – дореволюционная колыбель, правда, ручки на ней использовались не только по прямому назначению, но и были каркасом для тюли, ей закрывали ребенка от комаров и мошек.
– А вот такие старые лампы раньше у нас были в каждом доме и даже на улицах. Пока не провели электричество, местные пользовались такими, открываешь осторожно «дверцу» и ставишь свечу, – удобно! Ветер не гасит пламя. А позднее уже появились керосиновые лампы.
Мастер на все руки
Евгений Иванович человек творческий, правда об этом он и сам не подозревал, до пенсии…
Вдохновили к изобретательству – внучки. Для них он начал создавать во дворе разные фигуры из дерева, смастерил старинные сани, да такие, что из соседних деревень приезжают с заказами. Но самый главный самодельный экспонат в его музее – пушка! Естественно, из дерева. Ни одна экскурсия не обходится без стрельбы из нее. Хозяин ловко поджигает спичку, бросает в специальное отверстие и ба-бах! Раздается хлопок, появляется дым. Маленькие посетители музея остаются в восторге.
Вырезает их дерева Евгений Николаевич и разные мелкие фигуры: ежики-подставки под ручки, символы года и многое другое. На каждой фигуре обязательно присутствуют его инициалы – БЕН – и национальный зырянский узор. В Ивановке Евгений Николаевич – местная знаменитость, к нему приводят на экскурсию гостей села, каждый год обязательно в музее бывают школьники. Встреча с ним делает гостей не только богаче на знания о прошлом села и района, культуре зырян, но и жизнерадостнее. Хозяин заряжает всех своей энергией и оптимизмом.
Как найти
Музей под открытым небом Евгения Болотова находится по адресу: Тюменская область, Ялуторовский район, с. Ивановка, ул. Большая, 46. Тел: 89504953058
Комментарии