Горшок на живот и всё заживёт - ХранителиРодины.рф

Что сухокарсунские горшени оставили нам в наследство Горшечники, горшени, гончары проживали в Сухом Карсуне с начала основания села. В каждом доме был гончарный круг и сухокарсунцы семьями занимались этим необычным ремеслом, которое кормило их во все времена.

Помогали мастеровым их женщины – мамки, сёстры, жены, дочери. Они варили-парили-жарили-пекли пищу в глиняных горшках и плошках, ухаживали за домашним скотом и делали вредную свинцовую глазурь, хранили секреты её изготовления. Их кормилицы – коровушки – не только молоко давали, из которой пахтали масло, сметану, этих коровушек мужики впрягали в телеги и везли горшки и прочую глиняную утварь на продажу по всему Присурью, Поволжью, позже уже на лошадях до Крыма доезжали.

Как это – любить по-русски?

Земли в этом краю называли «глинники», а глина была и белая (для побелки печи), и серая (для кладки печи), синяя, пёстрая, красная (для посуды), потому и стали считать Сухой Карсун в губернии крупным центром гончарного промысла. И чего только не лепили из глины: печи, кувшины, балакири (кринки), корчаги, квашенки, миски (тарелки), плошки, кубышки, печные трубы «гончарки», рукомойники, мыслимых и немыслимых размеров горшки – под цветы, под зерно, под сыпучий продукт, под молоко, сметану и сыр. И только в прошлом веке научились мастера керамики лепить изящные произведения – кружки, лампады, пепельницы, копилки, вазы, фигурки-скульптурки и т.д. Мастерить горшки умели в Сухом Карсуне ребятишки с пяти лет и до глубоких стариков почти три с половиной века. В каждой семье имелся гончарный круг, и только горн для обжига глиняных поделок иногда делали на две семьи или сговаривались с родственниками. В прошлом веке, в 60-х годах село процветало, жило там тысячи три человек, и даже построили кирпичный завод, на котором работало одна половина села, вторая обрабатывала сельхозугодья. А вот сегодня в селе, с трех сторон окруженном лесами, едва ли наберется человек пятьсот. Но есть библиотека, клуб, детский садик и единственный в области Сухокарсунский Дом гончарного промысла.

Под музей, с лёгкой руки Карсунского районного отдела культуры, выкупили целый дом под рябинкой в 1998 году и обустроили его с верандой, надворными постройками, сенями и двумя комнатами. Как положено, с русской печью и полатями для сушки глиняной посуды в задней комнате и в горнице с голландкой, полками с глиняной посудой и поделками гончаров и школьников, и самое главное, с несколькими настоящими оригинальными гончарными кругами.

Заведует всем этим хозяйством с 2002 года, да еще и с выстроенным отдельно горном для обжига посуды, гончарная фея – Ольга Николаевна Андреева. Почему фея?

Ольга Николаевна окончила торговый техникум, но не сладилось за прилавком стоять, а приехала в родное село и устроилась сначала в музей техничкой, но вскоре начальница переехала в областной город, оставив музей на её попечение. А та душой прикипела к старине, легендам, собирательству, сама научилась ваять из глины любой горшок или плошку на гончарном круге, освоила процесс обжига в горне, сама может мастер-класс провести для детей по лепке за гончарным кругом. Но предпочитает в этом деле профессионалов – мастеров, которые ей помогают и на выставках, и на ярмарках, и на встречах с гостями. А гости не заставляют себя ждать и из-за границы приезжают посмотреть, как и чем живет народ в российской глубинке.

Хранительница музея из разряда настоящих русских женщин – корову подоить умеет, и считает, что самое лучшее молоко всегда прохладное в глиняном балакире-кринке. Не ради бахвальства рассказывает, как любит распиливать бензопилой дубки в лесу, водит уазик, готовит настои и чаи из местных целебных трав, косит траву, солит грибы-огурцы-помидоры по старинным рецептам. Пользуется особым уважением у односельчан, уж они ни одну посудину, ни один горшок, сбрую, ступку, а иногда просто затейливую черепушку на помойку не выбросят, все несут в музей. Один из последних её экспонатов – деревянный столбец-венец из местной, разрушенной в 1937 году церкви – сохранил и принёс его 80-летний старожил, мол, распилить рука не поднимается, а тебе в музее пригодится.

Не боги горшки по ночам обжигали

Хозяйка гончарного царства открывает экскурсию по музею с плетня во дворе с надетыми на колья горшками. Горшку народ приписал столько мифов и поверий, что ни один глиняный предмет с ним не сравнится: повешенный на кол горшок приманивает дождь, а если идёт проливной ливень, то хозяйку просят горшок с плетня снять; по традиции в новый дом хозяева переезжали, выгребая жар из старой печки и кладя её в горшок, чтобы на новом месте с этих жарких угольков начиналась новая жизнь, да дедушка домовой переезжал следом за хозяевами обживать новое жилище, сам же горшок после этого разбивали на черепки и закладывали под передний угол, чтобы всякой нечисти неповадно было в домовину ходить.

А некоторые современные массажисты, как и древние знахари-целители, «правят» пациентов при помощи горшка-глечика и русской поговорки «Горшок на живот – и все заживёт». Над горшками в сенях висит табличка «Волшебный горшочек». В старину за горшки платили по 30–50 копеек серебром за штуку.

Вслед за плетнем в музее устроились улья и «фура», как называет телегу хранительница музея. На таких «фурах», запряженных коровой или лошадьми, ездили сухокарсунцы по России продавать глиняную посуду. В доме гончарного промысла существует оригинальный реестр учета мастеров: фамилия, что делал, где продавал. География весьма обширная – от соседних от села Мордовии и Чувашии до Нижнего Новгорода, Пензы, Казани.

В сенцах музея притулились горшки-богатыри, почти амфоры греческие по размеру, но греки в них больше виноградное вино разливали, а русский крестьянин зерно в амбаре под будущий урожай хранил, или муку с мельницы привозил.

Бревенчатая рубленая изба состоит из двух комнат, задней и передней. Сегодня мы бы назвали первую – кухней, так как треть комнаты занимала всегда русская печь, у сухокарсунцев она была чаще всего глинобитной, с лежаками для спанья, в этой же комнате сразу у входа справа ставили гончарный круг и на нем по ночам мастера лепили свои произведения на продажу, а потом стелили на него какой-нибудь «махор» и спали.

– Наше лукошко, называет комнату с русской печкой, сложенной уже с новизной – с подтопком, хранительница глиняной сказки и преподносит посетителям стихотворение собственного сочинения, как визитную карточку центра, приговаривая при этом:

В нашем лукошке тепло и уютно.

В нашем лукошке в сказке как будто.

Дверки со скрипом, ступеньки со скрипом.

Входим тихонько, где всё по старинке.

Стол деревянный стоит под иконой,

Дорожка к столу вьётся лентой плетено,

Кровать с одеялом, сшитым из клиньев;

Зыбка с младенцем танцует на крыльях.

Прялка с донцом, веретенце на лавке.

Ждет не дождется встречи с хозяйкой.

Русская печка, шесток и ухваты.

Скотина надворье – ей корм из ушата.

Надо муки, чтоб испечь пирогов,

Ступа с пестом – накормлю мужиков...

Каждому экспонату в стихотворении нашлось и своё место, и рифма.

Каждой корчаге свое время

Всё было расписано по сезонам, глину заготавливали при первых заморозках, вырубали её комами (не меньше 40 кг каждый); складывали в сарай, домой заносили понемногу, чтобы оттаивала. За водой бегали на родник, считалось, что воду надо было брать с молитвой в субботу до восхода солнца. Глину мяли до тех пор, пока она не переставала прилипать к ногам.

Молодые сухокарсунцы, гости-подростки с удовольствием посещают мастерскую музея. Где же еще можно сесть за гончарный круг и творить волшебство своим руками, наблюдая, как из комка глины вырастает кринка, кувшин или кружка.

Первые гончарные круги были ручные. Одной рукой мастер вращал круг, а другой придавал изделию нужную форму. Позднее придумали приводить круг в движение с помощью ног, и обе руки мастера стали свободными.

Ольга Николаевна с удовольствием и легкостью покажет, как это работает. Школьники на мастер-классах в музее лепят с ней свои горшки, ставят их на просушку, украшают рисунками, и потом готовят к обжигу. Любому подростку будет удивительно посмотреть, что из себя представляет музейный горн. Хранительнице музея помог его выкопать и сложить из огнеупорного кирпича отец – Николай Ларин. В свободное время – гончар, вместе с супругой, мамой Ольги, учительницей биологии обустроили горн рядом с залежами глины, сделав его по всем правилам. Все интересно: как расположена печка под горном, как она топится только сосновыми дровами, как 12 часов кряду проводят обжиг (закалку) горшков. Установленные в горн горшки сверху засыпаются глиняными черепками, которые остаются от прошлых обжигов и хранятся тут в изобилии, и тёмные с перекалом – трещинами на боку, светлые – с недокалом, и просто рассыпанные от хрупкости и оставленные специально для этих целей.

Гончары – люди, поцелованные богом, так как работали с землей, огнём, водой, талант горшечникам приходил как бы с небес. Одна из местных легенд рассказывает об одиннадцатилетнем Миколе, у которого отца забрали на Великую Отечественную войну, оставив семью без кормильца, мальчик сел за гончарный круг и стал делать посуду. А так как обжигать её было негде, он сам выкопал яму и сложил маленький горн. Готовую посуду в соседних селах обменивал на зерно, крупу, картошку, так затянул его на всю жизнь гончарный промысел. Приезжайте в гости в музей, и вы все увидите воочию и научитесь древнему ремеслу.

Как найти

Сухокарсунский Дом гончарного промысла. Расположен в Ульяновской области, Карсунском районе, деревне Сухой Карсун.

Тел. для связи: Ольга Николаевна Андреева 8 927-272-99-02

Комментарии