Одобрено редакцией
Иконописец, влюблённый в Эхнатона
Музей истории соли, Соликамск, Пермский край
Заходишь в ванную и словно попадаешь на луга Нила. Священный лотос и папирусы, в которых затаилась кошка и гуляют цапли, летящие утки и бабочки.
Влюблённый в Эхнатона
Когда-нибудь про одного из самых необычных живописцев XX столетия Михаила Потапова обязательно снимут большой художественный фильм (документальных лент про него уже сделали немало). К этому точно обязывают масштаб его таланта, богатый на перипетии жизненный путь и сочетание в творчестве, казалось бы, несочетаемого: византийская иконопись (архидиакон Потапов более 40 лет расписывал храмы) и пронесённая через всю жизнь любовь к фараону-реформатору Эхнатону, которая вылилась в огромную серию удивительных «египетских» картин.
На самом деле, никакого противоречия и дисгармонии в этом нет. В чём можно убедиться, если посетить в Соликамске (Пермский край) музей-квартиру Михаила Потапова. В этот небольшой уральский городок на склоне лет переехал жить художник. И сегодня его наследие сберегает ученик Сергей Лапин − хранитель музея-квартиры.
Вещи мастера
Родился в Варшаве в 1904 году в дворянской семье. Учился в Московском дворянском пансионе, Черкасской и Севастопольской гимназиях. С юных лет у Михаила Потапова проявился талант к живописи, истории и древним языкам. Был практикантом в египетском отделе Эрмитажа. Работал художником в Дарвиновском Музее. Пять лет (с 1935-го по 1940-й) провёл в лагерях ГУЛАГа на Крайнем Севере после ложного доноса (реабилитирован в 1967 году). С 1943 года начал расписывать православные храмы Украины, спустя два года рукоположен в дьяконы. Одновременно с иконами продолжал писать портреты Эхнатона и его семьи.
Собственно, живописный цикл «Эхнатиана» и привёл Михаила Потапова на уральскую землю. В 1981 году Соликамский краеведческий музей купил его «египетские» полотна и пригласил на открытие первой в жизни мастера персональной выставки. А затем руководство города предложило переехать жить в Соликамск, пообещав выделить двухкомнатную квартиру.
Несмотря на почтенный возраст (а Михаилу Потапову тогда было уже за 80), он согласился перебраться на далёкую уральскую землю. Здесь он проживёт почти четверть века −до 103 лет. Распишет иконостас храма Иоанна Предтечи и создаст восемь икон для Знаменской церкви. И получит всероссийскую известность.
С собой из Закарпатья в Соликамск он перевёз значимые для него вещи и несколько предметов мебели. Среди них − кровать, платяной шкаф и тумбочка, выполненные по эскизам Михаила Потапова. И сегодня они хранятся в его личной комнате в квартире, которую когда-то ему подарили местные власти. Теперь это частный музей.
- Михаил Михайлович сам расписал кровать. На её спинке он изобразил древнеегипетского ангела-хранителя. Причём профиль лица сделал свой.
А рядом с кроватью на столе располагается один из главных экспонатов −портрет мамы, который Миша нарисовал в 14 лет в 1918 году.
- Акварельный рисунок чудом сохранился у его друга детства Лёни Иванова в Севастополе. На обороте этого портрета − самые первые зарисовки на древнеегипетскую тему: пальмы, колонны, вазы. Мама у Михаила Михайловича была очень красивой и одухотворённой женщиной. Это можно увидеть и по портрету, сделанному Мишей, и по фотографиям, которые сохранились у него.
Здесь же на столе хранится ещё одна важная реликвия – орден Святого Апостола и Евангелиста Марка. Им архидиакона Михаила в 1980 году наградил Александрийский Патриарх Николай VI за роспись архиерейской домовой церкви в городе Мукачево и главного храма Свято-Успенского мужского монастыря в Одессе. Николай VI был глубоко тронут этими росписями, которые Потапов сделал в любимом византийском стиле.
Также в этой комнате можно увидеть другие личные вещи Михаила Потапова. А на стене − среди «египетских» картин и икон − автопортреты.
Сохранился и египетский костюм, в котором юный Миша выбегал на берег Днепра и протягивал руки навстречу восходящему солнцу подобно его любимому фараону Аменхотепу IV (Эхнатону). И пел гимн, сочинённый Эхнатоном. Кстати, Миша сам к нему написал музыку.
Уникальные фолианты
А любовь к фараону-богоборцу проснулась у него, когда он в десять лет прочитал несколько глав про Эхнатона в книге американского Джеймса Брэстеда по истории Древнего Египта.
Прочитав эти главы, Миша на всю жизнь влюбился в удивительного фараона. Сначала он решил написать повесть про него, но так и не окончил её (тем не менее, она была издана в 2004 году к столетию художника, называется «Солнечный мессия Древнего Египта» – Авт.).
Рукопись можно увидеть в нашем музее-квартире. А потом на протяжении всей жизни Михаил Потапов рисовал портреты Эхнатона и его семьи, в том числе жены Нефертити. Так и появилась его знаменитая «Эхнатиана».
Михаил Михайлович обладал поистине энциклопедическими знаниями по истории Древнего Египта и особенно периода правления Эхнатона, знал и понимал древнеегипетские иероглифы. Он собрал прекраснейшую библиотеку по истории и искусству Древнего Египта, на протяжении всей жизни переписывался с ведущими отечественными египтологами», − поясняет его ученик Михаил Лапин.
Посетители музея могут познакомиться с большой личной библиотекой художника, которая насчитывает около тысячи книг. Есть среди них и старинные, и редчайшие экземпляры (некоторые из них можно найти ещё только в Ленинской библиотеке). Например, прекрасно иллюстрированная книга того самого американца Брэстеда на английском языке 1913 года с заметками-переводами Михаила Потапова на полях.
Кстати, художник даже состоял в переписке с Брэстедом. Среди его адресатов вообще было много известных учёных. Один из них − выдающийся советский египтолог Василий Струве − высоко ценил мастерство Михаила Потапова, называя его «воскресшим египетским художником». Потапову довелось немного поработать под руководством Струве, когда он в конце 20-х годов прошлого столетия участвовал в оформлении древнеегипетского зала Эрмитажа.
Переписку Михаила Потапова также бережно хранят в музее. Коллекция писем насчитывает около пяти тысяч экземпляров. Особенно много стали писать Михаилу Потапову после фильма «Египтянин», который вышел на Свердловской киностудии в 1989 году. Тогда у необычного мастера появилось немало поклонников и почитателей, ему писали со всей страны. И он каждому отвечал. Кстати, некоторые из его респондентов подарили музею письма, которые им присылал Михаил Потапов.
Жемчужины творчества
Прежде чем из комнаты Михаила Потапова проследовать в гостиную, которая при его жизни была и мастерской, посетителям частного музея непременно стоит заглянуть в ванную. Это настоящая жемчужина квартиры. Стены ванной художник масляными красками расписал почти сразу после переезда сюда в 1984 году. Разумеется, в древнеегипетском стиле. Заходишь в ванную и словно попадаешь на луга Нила. Священный лотос и папирусы, в которых затаилась кошка и гуляют цапли, летящие утки и бабочки. Михаил Потапов как всегда мастерски подошёл к делу.
А в гостиной можно увидеть старинный мольберт и кисти, которые много лет верой и правдой служили Михаилу Михайловичу. Кажется, художник вышел прогуляться и вот-вот вернётся, чтобы продолжить творить очередной шедевр.
Их на стенах в квартире-музее − десятки. Смотришь «египетские» полотна и, действительно, создаётся впечатление, что художник делал портреты семьи фараона с натуры. Специалисты отмечают не только высокую художественную ценность египетского собрания Потапова. По сути, это научные реконструкции. Недаром, например, его 17 картин из серии «Галерея выдающихся деятелей Египта» в Александрийской библиотеке (их Михаил Потапов подарил, когда ездил в Египет в 1990 году) пользуются спросом у крупнейших учёных-египтологов. По их мнению, они имеют большое научное значение.
Иконописец
А кому-то придётся по душе особый иконописный почерк Михаила Потапова, который при создании священных образов придерживался византийского стиля XII века. Также в квартире-музее можно увидеть замечательные портретные зарисовки современников, пейзажи Севастополя, где долгое время прожил художник.
Кстати, от соседства в квартире икон и «египетских» полотен не возникает никакого диссонанса. Совсем наоборот. Ощущается естественная гармония. Вот и его ученик Сергей Лапин подтверждает это.
- Иконопись и египетская тематика гармонично уживались в творчестве Михаила Михайловича. И никакого противоречия в этом не вижу. Может, учитель полюбил Эхнатона в том числе и за ту религиозную революцию, которую фараон попытался провести. Луч единобожия блеснул в то время, когда в Египте преобладало совершенно иное мышление.
Обычно посещение квартиры-музея Михаила Потапова гости совмещают с визитом в краеведческий музей Соликамска. Здесь в художественном отделе находится одна из самых значительных и эпических живописных коллекций мастера – «Эхнатиана». Именно она и привела его на склоне лет в старинный уральский городок. И это (наряду с полотнами из квартиры-музея) лучше хотя бы один раз воочию увидеть, чтобы оценить масштабы таланта Михаила Потапова.
Как найти
Музей-квартира Михаила Потапова находится в Соликамске (Пермский край) по адресу: ул. 20-летия Победы, д. 55 кв. 51. Телефон: +7 (34253) 5-23-36, 8-902-64-95-287. Электронная почта: potapovlapi@yandex.ru. Хранитель − Сергей Иванович Лапин. Экскурсии проводятся по предварительным заявкам по телефону.
Комментарии