Утробин и его черти. В краю, где живет нечисть - ХранителиРодины.рф

Маленькая деревенька Пармайлово, спрятавшаяся в тайге, известна во всем Пермском крае. Здесь и дворов-то, почитай, лишь двадцать. Но загляни в каждый – вернешься с коробом сказок, преданий и легенд.

Здесь, на самой окраине деревушки, живет талантливый мастер-самоучка Егор Утробин. Добрый, скромный, немногословный сказочник. Он сам уже почти легенда. Его парк деревянных скульптур – магнит для туристов. Мимо никто не проезжает – все спешат в музей под открытым небом, в котором он собрал всю нечисть с округи.

Тайны чудского леса

Шлют к чертям? Радуйтесь. Мы знаем, где они живут! И там очень красиво.

Это север Пермского края. Зима здесь наметает такие сугробы, что верхушек сосен не видно, а снег такой белизны, что брызжет синью. В крепкий морозец здесь ничего нет звонче музыки хрусталя – легкого скрипа миллионов снежинок под валенками. И нет большего счастья, чем спокойные тихие вечера в деревянной избе под томные напевы метели и уютный треск дров в печи.

В этих краях весной прямо под ногами путаются пистики (хвощ полевой), из которых варят сытную кашу и делают изумительно вкусные посикунчики (пирожки).

Летом – возвращаешься с «тихой охоты» из леса с полными корзинами. Здесь самые отборные белые грибы, отменные рыжики и маслята, лакомая черника, очень сладкая малина и вкусная морошка. Осень богата на бруснику и клюкву. Реки полны рыбы, леса – дичи. От столицы Прикамья – Перми – до Пармайлово чуть больше 300 километров.

Эта небольшая коми-пермяцкая деревенька стоит на старом сибирском тракте, бабиновской дороге, которая около 200 лет соединяла Европейскую Россию с Азией.

Местные жители – коми-пермяки – называют её по-своему – «Пармайыл», в переводе с коми-пермяцкого «вершина Пармы».

Здесь, на границах Пермского края, мало что изменилось. Время как будто остановилось взглянуть на таежные красоты и в задумчивости остановило свой бег.

Раньше в этих местах жила когда-то жила чудь. Рядышком, между Пармайлово и соседней деревушкой Митино расположен Митинский курганный некрополь.

Предметы так называемого пермского звериного стиля, найденные во время археологических раскопок на могильнике, можно и сейчас увидеть в Пермском краеведческом музее.

Из эпоса коми-пермяков:

«Жили чудины в ямах и землянках, не знали они ни хлеба, ни соли, ни ножа, ни топора. Еду и одежду им давали реки и леса, тепло и свет – солнце, а добрый бог Ойпель хранил их от болезней, порчи и несчастий. Ловкие и сильные были чудины: охотились по дальним местам и за себя умели постоять»

По легендам, с приходом русских и повальной христианизацией не захотела чудь принять чужую веру и «ушла под землю»: вырыли они большую яму, зашли туда все – старики, женщины, мужчины, дети и срубили стойки, заживо себя похоронив.

Но даже после принятия христианства местный народ упорно продолжал поклоняться языческим богам.

Не смогли коми-пермяки, приняв православие, молиться плоским иконам, чему яркое подтверждение – один из главных символов Пермского края – пермские боги (пермская деревянная скульптура). Местные жители вырезали из дерева фигуры Иисуса и святых, по сути, продолжая традицию поклонения деревянным идолам.

Более того, коми-пермяки одевали и обували деревянных богов (меняя со временем одежду и обувь), приносили им угощения и дары, веря, что по ночам скульптуры оживают. И даже священники смотрели на эти чудачества бывших язычников, закрыв глаза, боясь, начавши террор против «пермских богов», потерять паству.

Продолжают и сейчас местные мастера-самоучки вырезать из дерева языческих беззлобных богов, хитрых леших, пакостливых кикимор, благодушных водяных, сварливых баба-ёжек (вы же знаете, что русская баба Яга имеет финно-угорские корни?) – в общем, всю нечисть, которая водится в коми-пермяцких лесах и мирно соседствует с местными жителями.

Здесь, на вершине Пармы, и водятся все эти сказочные существа – в этом месте они нашли свое пристанище.

Собственный свой бестиарий создал в деревне Пармайлово Коми-Пермяцкого округа Егор Федорович Утробин.

Мастер, который приручил чертей

- Сколько помню себя, мне всегда, с самого детства, нравилось заниматься резьбой по дереву, с класса восьмого начал заниматься серьезно. Из армии как пришел, устроился работать трактористом в местный совхоз. В молодости некогда – по девкам бегал. А к годам 35 снова потянуло к творчеству. После работы, по вечерам в лесу шатался – то одно дерево притащу, то другое. Дотемна пилил, строгал, ковырялся. Сам всю науку постигал, учить некому меня было. Сейчас мне почти семь десятков. Уже не та прыть. Шарнирчики поизносились. Но все еще с деревом вожусь.

Егор Федорович

Природа сама подсказывала мастеру-самоучке сюжеты.

- Иду по лесу, смотрю на скрюченные, изогнутые деревья и вижу богатырей, чертей, вампиров, идолов… Иногда и делать ничего особо не надо было – глаза, уши, рога есть, только отсечь лишнее.

Егор Федорович

Вначале чудищ размещал в своей небольшой усадьбе, а после тесно им стало.

Рядом с домом местная администрация выделила гектар земли. И сейчас там целый музей под открытым небом.

На этой земле Егор возвёл в одиночку и на свои деньги трехэтажный сказочный терем, вокруг которого посадил деревья, населив лес языческими чудищами.

- Украшаю серые деревенские будни. Терем строил очень долго, никак не мог достроить. Сам все поднимал, вручную. С 1996 года. Деревья все сажал тоже сам.

Егор Федорович

Рассказывает: в 90-е годы, когда без денег сидели, истуканы у него выходили все злые и страшные. «В колхозе работали с утра до вечера, а денег не давали. Потом лучше жить стало. Истуканы стали получаться добрее», – смеется он.

Впрочем, если вглядеться – вся нечисть у Егора Федоровича получается какая-то беззлобная и добродушная. Ее даже маленькие дети не пугаются.

Сегодня в чудном лесу живёт больше пятидесяти нечисти различной масти: здесь и черти, и лешие, и бабки-ежки.

Рядом гуляют «подвыпившие веселые пармайловские мужики, возвращающиеся домой с магазина».

- Как пройти мимо, если смотришь, а дерево сухое – точь-в-точь мой сосед Ваня. Мужики когда приходят в парк – узнают в моих скульптурах себя.

Егор Федорович

Охраняют парк русские богатыри – Алеша Попович, Добрыня Никитич. Рядом – герои коми-пермяцкого эпоса – Кудым-Ош, Пера-богатырь. Многие экспонаты созданы по мотивам русских и коми-пермяцких народных сказок и легенд.

А самый заметный экспонат, охраняющий этот парк и этот сказочный лес, – огромная фигура в шесть метров высотой! То ли леший, то ли герой коми-пермяцкого эпоса – возвышался он над лесами, над деревней, над дорогой, и словно размахивал палкой (похожей на крест), кажется, что в лёгкой насмешке: как легко на этой земле уживается и православие и язычество, сплетаясь-переплетаясь так, что не понятно, где одно, а где другое.

- Дак жалко и мне тоже. Кто-то провод открутил, которым он был привязан к дереву, и упал он. Нет, так-то не пакостят посетители. Не знаю, как так вышло.

Егор Федорович

Век дерева недолог, многие фигуры стали гнить.

- Спасибо местным предпринимателям, помогли крыши над ними поставить, чтоб укрыть от дождей и снегов.

Егор Федорович

Сейчас, конечно, различные пропитки продают для дерева, для того чтобы продлить его век. Но это – деньги.

- Ведро пропитки стоит около двух тысяч рублей – хватит на две-три фигуры. Но с деньгами проблемы.

Егор Федорович

Ведь прибыли от парка никакой, только расходы. За погляд Егор Федорович деньги не берет. В парк может зайти любой и посмотреть всю эту красоту бесплатно. Проезжают мимо машины – обычно всегда останавливаются, парк – по дороге, и его сразу видно.

Пенсия у хранителя парка, отработавшего всю жизнь трактористом в совхозе, небольшая. Старается, как может, содержит на нее свой парк.

- Я – дурак, продавал некоторые фигуры, немного, но продавал.

Егор Федорович

Называет сумму – копейки.

- Без денег когда совсем сидели, почти бесплатно отдавал. Детей же надо растить. Не надо было никому отдавать. Пусть бы здесь стояли. Они здесь дома, им здесь хорошо.

Егор Федорович

Но мелькает и сожаление порой: кому все это оставлять?

- Предлагают некоторые купить все, соблазняют деньгами, – говорит он. – Но очень хочется, чтобы остался этот парк после меня. Ведь людям нравится. Приезжают туристы – и российские, и иностранные. Автобусами делегации водят. Праздники здесь отмечают. Я с ними сам уже сросся, с этими моими вампирами, чертями, чудами, лешими.

Егор Федорович

Живут в музее под открытым небом у Егора все «язычники» дружно, всем хватает места на добродушной гостеприимной коми-пермяцкой земле.

Так и стоят они в парке, словно заигравшись в игру «Морская фигура». Днём («фигура замри!») – нечисть отдыхает, хитро заглядываясь на заезжих туристов и незаметно наблюдая за ними. Ночью («море волнуется – раз») «лес» оживает и живёт своей языческой жизнью, все тайны которого известны только его создателю – мастеру «деревянных дел» Егору Федоровичу Утробину, человеку, который приручил нечисть.

Как найти

Адрес: Пермский край, Коми-Пермяцкий округ, Кочёвский район, деревня Пармайлово.

Режим работы: Доступ в музей круглосуточный.

Сколько стоит? Вход – свободный

Как доехать:  Маршрут: Пермь-Кудымкар-Кочёво-Юксеево-Пармайлово.

Из Перми до столицы Коми округа – Кудымкара 200 километров, из Кудымкара до Юксеево – около 130 км., от Юксеево (отворот на Косу) до Пармайлово (музей стоит по левую сторону дороги) – 5 километров. Итого: 335 километров.

Ездят автобусы, надо садиться на рейс Пермь-Коса (один раз в день). Лучше всего – на машине.

Где остановиться?

Ближайшие гостиницы в селе Кочёво (около 30 км) и Кудымкаре (больше 130 км). Лучше заранее узнать о наличии мест.

Что ещё посмотреть?

  • Музей спецпереселенцев и репрессированных в Юксеево
  • Часовня в деревне Демино
  • Кочевский музей этнографии и быта
  • Святой источник Таркамыс недалеко от Кочёво.
  • Больше-Кочинский музей этнографии и фольклора
  • Городище Кургкар («Птичье гнездо» в переводе с коми-пермяцкого языка) недалеко от села Большая Коча. Памятник археологии, датируемый VI веком.

Комментарии