Чертоги крымских ханов - ХранителиРодины.рф

Старый город, окружающий дворец, и сам смотрится кусочком старины. Поэтому высокие ворота, из-за которого видны черепичные крыши и минареты Большой ханской мечети, воспринимаются, как продолжение путешествия в средневековье. Резиденцией крымских ханов дворец в Бахчисарае был два с половиной века.

Правительственная резиденция

Если бы среди памятников Крыма существовало соревнование на звание самой изменчивой достопримечательности, то у Бахчисарайского дворца были бы все шансы стать победителем. Первая ханская резиденция в долине Ашлама-Дере показалась тесной Сахиб I Гераю, и в начале XVI века мастера принялись возводить новый дворец. Прежде всего, на внушительной территории, намеченной для комплекса построек, появились мечеть и бани.

Дворец достаивался, улучшался и менялся по велению всех следующих ханов. Ханская усыпальница появилась при Девлете I. Ислям Герай приказал возвести зал собраний. Бахадыр I Герай считал, что помещение для дворцовых приёмов не соответствует новым веяниям — потому нужно новое.

Но это были, если можно так сказать, перемены естественные: ханы стремились сделать свою резиденцию удобнее, функциональнее, обширнее и красивее. А в 1736 году, когда русские войска под предводительством фельдмаршала Миниха ворвались в Бахчисарай, Ханский дворец запылал. Поджечь его распорядился лично фельдмаршал. Правда, приказав предварительно зарисовать дворец. Никто не рассчитывал тогда удержать полуостров. До присоединения Крыма к России оставалось без малого полвека.

Заглянуть в прошлое дворца

Но всё-таки «заглянуть» в дворец того времени мы можем, благодаря описанию, составленному помощником Миниха, капитаном Манщтейном:

«Лестница ведёт в верхний этаж, прямой в большую залу с мраморным полом… Потолок этой залы расписан голубым цветом с золотом, со столярными мозаичными украшениями… Стены выложены разноцветным фарфором, сама зала освещалась окнами в два ряда. В верхнем ряду стёкла были разноцветные, зеркальные, в виде больших четырёхугольников».

Видимо, это помещение, где проходили собрания. Оно — как раз из тех немногих, что уцелели и до наших дней дошли примерно в том же виде. Сегодня посетителям, заходящим в зал Дивана (совета), показывают подлинные архитектурные детали — оконные витражи, центр потолка в виде красно-черного паркета, фрагмент орнамента под «мрамор», «гроздья» на западной стене. И рассказывают об изменениях, которые были привнесены позже.

Восстанавливать дворец после пожара начал Селямет Герай. Новые постройки возводились не такими, как старые: была возможность многое улучшить, дополнить и вообще сделать по другим образцам. Его преемник, хан Крым Герай, тоже много вниманию уделял улучшению помещений дворца. Над входом в «Золотую комнату» (она же «Золотой кабинет», она же «Фруктовая комната»), щедро украшенную позолотой, размещён тарих — благодарственная надпись. «Смотря на живописную картину дворца, ты думаешь, что это обитель гурий, что красавицы сообщили ему прелесть и блеск, что это нитка морского жемчуга, неслыханный алмаз», — так пышно с восхвалял мастер мудрость и вкус хана. В углу Золотой комнаты размещался зимний садик с искусно выполненными из воска фруктами и фигурками птиц.

Прогулка по помещениям дворца проводится только в составе экскурсионной группы. Потому, что рядовой посетитель, конечно, может удивляться и восхищаться, но может пройти мимо интереснейших деталей убранства и не узнать об истории тех или иных комнат.

Легенда, фонтан и мастер Омер

Вход в ханские покои начинается с настоящего архитектурного чуда — Демир-Капы, «железной двери». Каменный резной портал, обрамляющий окованную железом дверь, был перенесён из старой ханской резиденции. Известно, что выстроил Демир-Капы итальянский архитектор Ламберти да Монтаньяна, и заняло у него это год. «Этот великолепный вход и эти величественные двери сооружены по повелению султана двух материков и хакана двух морей, султана, сына султана, Менгли Герая хана», — гласит надпись над входом.

Одно из поздних сооружений дворца — Летняя беседка. Это работа мастера Омера, «приложившего руку» ко многим комнатам, сохранились росписи, сделанные им Здесь, у мраморного фонтана, любил отдыхать в знойные дни крымский правитель со своими приближёнными. А вот о другом сооружении мастера Омера знает каждый человек, даже не бывавший в Бахчисарае.

«Журчит во мраморе вода, и каплет хладными слезами, не умолкая никогда»

Так описал фонтан, воздвигнутый в память оной из узниц гарема, княжны Марии Потоцкой, великий Пушкин. Александр Сергеевич в Бахчисарайском дворце побывал в 1820 году и… признал, что ожидал совсем иного. В письме к своему другу Антону Дельвигу поэт писал:

«Вошёл во дворец, увидел я испорченный фонтан, из заржавленной железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат».

Легенду о прекрасной Марии Потоцкой, угасшей в гареме, Александр Сергеевич услышал в самом дворце, по которому поэта водил дворцовый сторож. Интересно, что в самом Бахчисарае никаких упоминаний о такой ханской наложнице нет. И следов самой Марии, попавшей в Бахчисарай, историкам обнаружить не удалось.

Наложница Диляра-бикеч

Но всё-таки была некая наложница — Диляра-бикеч, оставившая глубокий след в сердце хана Крым-Гирея. После смерти девушку погребли в мавзолее (дюрбе). Одной из первых об этой гробнице упоминала английская путешественница Элизабет Крейвен, она была в Бахчисарае в 1786 году. Она интересовалась у местных жителей, что это за мавзолей. «Узнала, что он был выстроен как памятник ханской жене-христианке, которую хан любил столь нежно, что был безутешен после ее смерти и поставил постройку».

Но после того, как вышла пушкинская поэма «Бахчисарайский фонтан», легенда обрела новую жизнь. На открытках начала ХХ века, изображающих дюрбе ханской наложницы, напечатано: «Бахчисарай. Гробница Марии Потоцкой».

Ну, а тот самый фонтан работы мастера Омера, прославленный Пушкиным, сейчас выглядит так, как задумывал его создатель. Сочится вода из отверстия в центре стилизованной розы, сбегая миниатюрным каскадом по чашам-ванночкам…

Кстати, увидеть можно будет и одно из гаремных помещений. Несколько столетий тому назад это был отдельный комплекс из четырёх зданий. Из них до нашего времени сохранился один, и в трёх комнатах воссоздан интерьер того времени.

Не пойти ли в баню?

Один из трёх экскурсионных маршрутов по Ханскому дворцу и парку в летнее время включает осмотр бань Сары-Гузель. Очень значимое место для всех обитателей дворца — отдохновения, раздумий, общения. Устроены бани были прогрессивно для того времени: с подачей холодной и горячей воды. Отапливались они снизу: от стоящей отдельно печи шли трубы с горячим воздухом. И если бани такой конструкции не были диковинкой — они имелись во всех крымских городах, то иные удобства существовали только во дворце и, возможно, в домах очень состоятельных людей. Туалет, по большому счёту, почти не отличался от современного. При раскопках археологи находили подобия унитазов из местного камня.

…В Бахчисарае стоит задержаться и для того, чтобы познакомиться с другими старинными сооружениями. Они, как и дворец, входят в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника.

Историко-культурный комплекс «Салачик» включает в себя первый крымский вуз — Зынджирлы-медресе. Название своё медресе получило из-за того, что у входа была натянута цепь — чтобы входящие невольно склоняли голову перед воплощением учёности. Хан Менгли-Герай, в правление которого был воздвигнут этот «храм науки», внёс в его строительство не только средства и материалы: сохранились предания, что он своими руками укладывал камни в стены.

Медресе

У средневековых студентов был обозримый срок обучения — каждый учился столько, сколько хотел и мог. В крохотных комнатках, где могли разместиться максимум два человека, было окно, камин, ниша в стене, где помещались необходимые мелочи и чайный сервиз, столик, низкий шкафчик, пара ковров. Медресе напрямую нельзя было назвать кузницей кадров для средневекового чиновничьего аппарата — всё-таки духовное образование было его главной составляющей. Но если отучившийся там человек желал занять должность учителя или чиновника, он легко мог найти подходящее место. Преподавали в медресе внушительный перечень наук: чтение, письмо, математику, азы медицины, астрологию, искусство стихосложения, арабский и персидский языки.

Салачик, с которого начинался Бахчисарай, находится в низинке. Основатель города, хан Хаджи-Герай, был похоронен здесь в 1466 году, для него построили усыпальницу со склепом, а позже над ней по приказу сына, нового хана — Менгли I Герая, мастера начали возводить величественное дюрбе — настоящее произведения искусства. Один только вход в него — своего рода архитектурная поэма: над ним располагаются украшения, которые в обиходе называют «сталактитами» — это маленькие ниши, образующие узоры. У дюрбе в Салачике оказалась более счастливая судьба, чем у других гробниц — оно избежало разрушения и разграбления. Оно пережило два сильных крымских землетрясения, одно из которых произошло в XVII веке, а второе — в 1927 году.

Как найти

Бахчисарай, ул. Речная 133. С автовокзала на автобусе № 2, остановка «Ханский дворец».

Часть построек дворцового комплекса закрыта осенью и зимой. В помещениях дворца проводятся интересные выставки. Большая дворцовая мечеть — это действующий храм. Поэтому его посещение регламентировано. Если там не проводится служба экскурсанты могут осмотреть её и услышать об истории самой древней постройки дворцового комплекса.

Информацию о выходных днях и доступе к объектам можно уточнить по телефону: 8(06554) 4-77-93.

Комментарии