Краевед по призванию
Редкие раскопки и ценные экспонаты в старинном селе Тимяшево , Шентала, Самарская область
Как-то случайно, при постройке подвала у себя в огороде, Юрий Пиянзин обнаружил древнюю постройку в виде полуземлянки квадратной формы. Там же лежали керамические осколки, по виду напомнившие части поддона горшка, изготовленного ручным способ обработки с костровым обжигом. Это было жилище раннеславянского периода IV – VII веков! А на месте бывшего колхозного курятника были найдены надгробные памятники булгарского периода. Кроме того, обнаружены древние захоронения черемисов и булгар, относящиеся к монгольскому периоду времени XIV-XV веков.
Вряд ли найдется такой человек, который бы не любил свой отчий край. Особенной, неповторимой любовью привязаны к родной земле сельчане. Они с интересом передают из уст в уста легенды старины глубокой, рассказы о местных жителях, деревеньках и селах. И создают культуру своей Родины. Есть такие люди и в нашем районе. Среди них – местный краевед и хранитель истории села Пиянзин Юрий Георгиевич.
Исследователь и краелюб Юрий Георгиевич – уникальный человек, по крупицам, с особым трепетом собирающий материалы о родном уголке, его окрестностях и жителях. Он знает о тимяшевском крае всё и может открыть для собеседника
немало интереснейших страниц его истории. У него имеются редкие документы из первых переписей «Ревизских сказок», копии Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и старинных ландкарт, «Подворные переписи», фотографии. Многие годы краевед направляет запросы в РГАДА, на их основе собирает бесценные материалы. Не только о своем селе, но и его древних переселенцах, их корнях и прежних местах жительства. Он знает родословную всех тимяшевцев. В том числе, прежних жителей и переселенцев четырехвековой давности. Знает, откуда они прибыли и куда переехали. А свое генеологическое древо изучил наизусть и запечатлел как в памятном альбоме, так и на 10-метровом полотнище. Отдельное внимание краевед уделил изучению тимяшевской мордвы. Справочно. Предки большинства тимяшевской мордвы впервые упоминаются в исторических документах в деревне Аркаево Симбирского уезда в «Строельной книге г. Симбирска 161-162 гг.. (1653-1654г.)» и записаны были как мордва, проживающие в деревне Аркаево (еще до строительства г. Симбирска и Карсунско–Симбирской линии, которая была построена 1647-1653 гг.) Далее перечислены дворами в книге «Симбирской приказной избы 173-175 гг. (1665-1667г.)» и записаны как «ясачные люди ясачных денег». Также предки тимяшевской мордвы по женской линии выходят из мордовских соседних деревень: Помаево, Паркаево (сов. Паркино), Атяшкино, мордовский Маклауш (Верхний Маклауш). В конце 16– начале 17-го века упоминается служилая мордва и мордовский мурза Аркайка Утяшев (Атяшев) с товарищами, которые непосредственно имеют отношение к предкам тимяшевцев. Симбирский уезд и г. Симбирск в 17 веке относились и подчинялись Казанскому дворцу, документы которого сгорели в пожаре 1701 г. Сохранилась и спасена только приходно-расходная книга 1665-1667 гг., которая в настоящее время представляет редкостный и ценный материал по изучения как г. Симбирска, так и уезда. После строительства новых сторожевых крепостей и новой Карсунско - Симбирской засечной линии в 1648 – 1653 гг. граница Русского государства продвинулись значительно далее на юго–восток. Многие служивые люди, которые ранее жили на приграничных землях, теперь стали жить на достаточно безопасном расстояний от засечных новых линий. Некоторые продолжили службу и переселялись на новые земли, другие же стали жить в тягле и стали ясачными людьми. (Ясачные люди – нерусские, происходили из свободного населения бывшего Казанского ханства. Не зависели от феодалов и платили государству налоги. После соборного указа 1649 г. тех крестьян, которые ранее относились к категории служивых, постепенно стали переводить и записывать из служивых в ясачные). Предки большинства тимяшевской мордвы были записаны ясачными людьми ясачных деревень в 1666 г. (174г.) До принятия соборного указа 1649 г. большинство крестьян платили только хлебную подать в казну. После же принятия соборного указа значительно были увеличены налоги (платежи). Если ранее платили налог только оброчный (посопный) хлеб, то после 1649 г. были ведены новые налоги в виде: ямских, стрелецких, поляночных и других налогов (денег). Оброк и пошлины вносили, как правило, деньгам, и сумма по тем временам была очень значительная.
Дотошность исследователя – одно из главных его качеств. Его скрупулёзности, настойчивости можно только позавидовать: чтобы уточнить всего один факт, дату из биографии кого-то из земляков, живших несколько веков назад, Юрий Георгиевич рассылает запросы не в один архив. Краевед потратит уйму времени, терпения, усилий, но его информация будет точной.
«Краеведческая работа не терпит небрежности, поверхностности, голословности, – считает Юрий Георгиевич. – На любое историческое событие, дату, факт должен быть источник – исторический, архивный документ или печатное издание, автор».
Ю.Г. Пиянзин работает с информацией и вещественными доказательствами по многим направлениям и темам. Обобщает, анализирует, сопоставляет факты, и, как итог, – составляет информативные тексты.
Вот такой он подвижник, деревенский следопыт, классический краевед, даже можно сказать краелюб. Патриот, всей душой преданный малой родине.
Он прирос корнями к своей земле. Здесь вырос, учился, женился, вырастил двоих замечательных детей. Здесь трудился водителем, директором клуба. Потом создал фермерское хозяйство, выращивал зерновые культуры. Сейчас занимается личным подсобным хозяйством. И всегда радует результатами своего труда и бескорыстной помощью землякам, которые его знают как порядочного, ответственного, отзывчивого человека, выбравшего редкое увлечение и призвание.
Опять же, на благо сельчан. Ведь сколько информации он переработал, осмыслил, тем самым делая существенный вклад в создание летописи села и района!
С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
«Заниматься сбором сведений и материалов я начал более 20 лет назад, – говорит краевед, – но заинтересовался этим занимательным делом еще в детстве». Будучи шестиклассником, Юрий увлекся историей родного села Тимяшево. Уже тогда он уговорил друга пойти на археологические раскопки. И неожиданно они оказались удачными – мальчишки нашли старинные булгарские надгробия. Тогда они их передали в местный музей, которым руководила Нина Васильевна Трофимова – учитель истории, посвятившая всю жизнь местной школе и краеведению. Именно она, первая учительница, пробудила у Юрия интерес к исследованию и изучению родного края. Именно она создала музей при школе и начала собирать материалы о селе и его жителях. И пополняла музей редкими экспонатами – вещественными источниками старины глубокой. А находили их довольно часто. Причем и ученые, и местные жители, в их числе и Юрий Пиянзин.
Удачные находки
Как-то случайно, при постройке подвала у себя в огороде, который находится на горе возле речки Савруш, на глубине чуть более метра, в залежах глины, Ю.Г. Пиянзин обнаружил древнюю постройку в виде полуземлянки квадратной формы. По версии краеведа, этот дом пострадал от пожара – его след запечатлела глина, да и отверстие от дымоотвода сохранилось. Кроме того, нашлись керамические осколки, по виду напомнившие части поддона горшка, причем изготовленного лепным, ручным способ обработки с костровым обжигом.
Из рассказов краеведа: «Благодаря глине, следы от пожара хорошо сохранились. Кроме того, попадались расколотые мелкие глиняные кусочки. Один наиболее крупный кусок керамики я сохранил для дальнейшего более подробного изучения. Часть поддона горшка была исполнена без применений гончарного круга. Чётко прослеживался ручной способ обработки. На стенках остались следы от грубой работы, от пальцев гончара. Самое главное, посередине, между стенками глины, хорошо виден большой слой грубой примеси тёмно-бурого цвета, явно был добавлен шамот или навоз. Обжиг керамики был произведён костровым способом».
Все эти данные позволили Юрию Георгиевичу отнести жилище к раннеславянскому, именьковскому периоду IV – VII веков.
Кандидат исторических наук Д.А. Сташенков, который участвовал в экспедиционных раскопках на территории Тимяшева, в своих исследовательских работах (2005 год) также отмечает:
«В результате работ в бассейне реки Б.Черемшан на севере Самарской области из числа именьковских удалось вычленить пласт ранних памятников типа Сиделькино-Тимяшево, в целом относящихся к кругу памятников киевской культуры и датирующихся III-V вв. н.э. По целому ряду признаков (особенности домостроительной традиции, погребального обряда, керамического комплекса) эти памятники отличаются от именьковских… Вероятно, для населения, оставившего раннеименьковские памятники на Самарской Луке, был характерен обряд трупосожжения на стороне и помещение остатков кремации в округлые ямы. Отсутствие в составе выявленных комплексов сопровождающего инвентаря сближает их с кремационными погребениями не именьковской, а, скорее, киевской культуры.
По результатам раскопок памятников у сел Сиделькино и Тимяшево можно сделать вывод, что, по крайней мере, уже со II-III вв. на территории Самарского Поволжья происходило взаимодействие пришлого оседлого населения киевского круга с представителями других групп…Раскопки памятников на Самарской Луке, в Шенталинском и Челно-Вершинском районах (селища Крепость Кондурча II, Тимяшевское II селище, Сиделькинские II селище и могильник) и анализ полученных материалов позволили выделить новый тип памятников, соотносимый с древностями киевской культуры Поднепровья и предшествующий памятникам именьковской культур.
В настоящее время можно считать доказанным, что памятники лбищенского типа Сиделькино-Тимяшево и ранние именьковские поселения какое-то время сосуществовали, по крайней мере, в IV в. Различия в материальной культуре населения, оставившего памятники разных групп, объясняются разными исходными территориями миграции, преимущественно западными для Самарского региона».
Кстати, Д.А. Сташенков вместе с археологами вели раскопки в селе Тимяшево в 200 метрах к югу от оврага Калмо-зырь, на месте Тимяшевского селища, которое принадлежало древним славянам и относится к первым векам нашей эры. Раскопки проводились в 1990 и в 1991 годах.
Отмечу, что село Тимяшево давно вызывает интерес у историков, археологов и исследователей. Не раз на территории села проводились раскопки, не раз находились экспонаты хозяйственной утвари, монет, украшений, надгробий, которые по внешнему виду следует отнести и к именьковскому, и к булгарскому, и к более поздним культурным периодам.
Вот и на месте бывшего колхозного курятника были булгарские захоронения – об этом свидетельствовали надгробные камни. При строительстве курятника в тридцатых годах двадцатого столетия была уничтожена большая часть надгробных камней.
Да и на западной стороне местного кладбища обнаруживаются древние могилы, по внешним признакам напоминающие захоронения черемисов (нынче марийцы) и булгар, относящиеся к монгольскому периоду времени XIV-XV веков.
Так, в декабре 2010 года в западной стороне кладбища на глубине около метра был обнаружен сплошной, никем не тронутый пласт глины, без признаков смешивания с черноземом, что практически на кладбищах невозможно. Далее, чуть глубже, нашли древнее захоронение, по всему видно, женское, так как были найдены женские украшения, похожие на финно-угорские. Скорее всего, они относились к черемисам.
Справочно. Черемисы – это марийцы, по другому их еще называли сармись – то есть черемис. Именно от этого народа берёт название река Черемшан, то есть река Черемиска или Сармиска, а само место, где находится Тимяшево и прилегающие территории, относится к месту заселения черемисского народа под названием Якимова марь.
Далее, при углублении вниз, тимяшевцы наткнулись на другое захоронение, но уже на глубине под два метра. Там оказался скелет мужчины очень крупного размера, не мене двухметрового роста. По обряду захоронения – лежа на спине с востока на запад – можно было предположить, что это язычник. По всей видимости, обеспеченный, что подтверждал перстень на пальце, обремененный серебром.
Эти захоронения также можно отнести к периоду образования поселения Савруш. По всему видно, что жителями этого поселения были не только мусульмане, но и язычники других народов, впоследствии крестившиеся.
Из истории края
Во время археологических раскопок на территории села были найдены различные ценные экспонаты. По их внешнему виду, варианту изготовления (к примеру, обжиг глины) можно судить о разном времени происхождения этих изделий. А это означает, что на плодородных тимяшевских землях когда-то селились и древние славяне, и булгары, и наши с вами потомки.
Сам же Юрий Георгиевич, досконально изучив историю своего края, считает, что следы именьковской культуры следует искать на месте современной улицы Вере пе, точнее, вдоль всего оврага, где находятся в настоящее время огороды. Именно здесь, на западной стороне возвышенного места, вдоль речки Савруш, находились жилища именьковцев. А чуть ниже, недалеко от селища древних славян, ближе к улице Вере пе, за оврагом Калмо-зырь, находится другой исторический памятник – булгарской культуры. Позже на этих местах поселилась мордва. Татары же заселяли территорию за речкой. Там же, чуть дальше от них, проживали и чуваши.
Справочно. На карте деревня значится Тимяшево (Щербень) (подчеркнуто красной линией). Место, где велись раскопки (указано синей точкой), в то время находилось возле оврага почти на самой окраине леса. Само же место, где было поселение славян, находилось чуть выше и северней, в сторону нынешних полей, где в настоящее время находятся улицы Вере пе (на карте указано красным кружочком).
Следы именьковской культуры, по данным археологических раскопок, нужно искать на месте современной улицы Вере пе, вдоль всего оврага, где находятся в настоящее время огороды. Именно на возвышенном месте вдоль всей речки Савруш находились жилища именьковцев.
Само же село Тимяшево – самое старинное в Шенталинском районе, старопоселенное. Об этом свидетельствуют документальные описи, в которых Тимяшево впервые упоминается в 1705 году. Его основали ясашные татары. Первым жителям в нашем крае в то время было нелегко – с 1705 и вплоть до 1717 года шли башкирские восстания. В связи с этим в 1708-10 годах, во время Башкирского бунта, некоторая их часть ушла в сторону Закамья, за Первую оборонительную линию, и заселились в татарских деревнях Щербень и Татарская Багана. А уже в 1731 году их потомки переселились снова в Тимяшево и основали деревню Новый Щербень. Позже, в 1750-х годах, сюда же переселилась и мордва из д. Аркаево Симбирской губернии. А затем – и чуваши, прибыв из д. Починок Андреевский (ныне Нурлатский район). И назвали свое поселение Новое Тимяшево. Таким образом, на территории было два села.
А уже по третьей переписи населения (1744-1760 гг.) значилось одно село – Тимяшево Щербень тож. Постепенно название сократилось и осовременилось.
А как менялась численность населения села Тимяшева с момента образования села по данным Ревизских сказок и переписей населения?
Во время 1-й переписи населения (1717-24 гг.) в связи с башкирскими восстаниями в Тимяшеве осталось только 4 двора. Но в 1720-1744 годах сюда переселилось полсотни татар. Общее количество душ стало около сотни. Большинство из них были потомками тех татар, которые ранее из-за башкирских восстаний вынужденно укрылись в безопасных местах. Более половины новых переселенцев были из деревни Татарская Багана. Но поскольку татары из д. Щербень переселились чуть ранее, чем татары из Баганы, то и деревню назвали Новый Щербень Тимяшево тож.
Во время 2-й переписи населения, которая пришлась на 1744 год, в деревне Новый Щербень Тимяшево тож проживало около 110 душ жителей.
А в 1752 году по документам деревня вернула свое старое название – Тимяшево Щербень тож, или Тимяшевские деревни. В 1764 году общее количество жителей увеличилось за счёт новых поселенцев в виде новокрещёной мордвы, новокрещёных чуваш, новокрещёных татар, а также некрещёных чуваш.
Справочно. Во 2-й и 3-й подушной переписи населения учитывался только мужской пол, женщины не вносились в переписной лист.
Постепенно количество жителей увеличивалось. По данным 1764 года в Тимяшеве проживало около 504 душ обоего пола, из них 394 души были новыми переселенцами (16 душ крещёных татар, 50 душ некрещёных чуваш, 98 душ крещёных чуваш, 230 душ крещеной мордвы). Во время 4, 5 переписей населения в деревне значилось более пятисот душ, в годы 6-й переписи (1811 г.) в Тимяшеве проживало около семисот душ обоего пола. А в седьмую и последующие переписи населения тимяшевцев было уже около 1000.
Увеличивалось и число дворов. Особенно из-за деления семей в период Советской власти. Спад численности населения произошел в 1945-50-е годы. в это время многие покинули село в связи с учебой в городе и сменой места жительства.
"Мой дом - моё село"
Вот такой полезной и интересной информацией владеет местный краевед. Огромный пласт исследований родного края, который он «нарыл» своими знаниями, силами, временем.
Его исследования и труды продолжаются по сей день. Кстати, сейчас Юрий Пиянзин готовится к юбилею района. И приводит в порядок школьный музей, где хранятся ценные для него и всех тимяшевцев экспонаты, архивные материалы и документы, связанные с историей села, историей Шенталинского района и всего края. Совсем скоро земляки смогут посетить музей и увидеть все сами.
Как часто мы произносим в жизни фразу «Мой дом – мое село». В этих словах таится любовь к своей малой родине, где родился и вырос, где начал свою трудовую деятельность. Наш краевед выразил эту любовь не только на словах. Он доказал её своей жизнью, своими поступками, своим бесценным вкладом для увековечивания истории родного края, родной земли.
Комментарии