Музей, как благодарность удмуртов за помощь писателя - ХранителиРодины.рф

На юге Удмуртской Республики, в восточном её уголке, который примыкает к Кировской области, расположилось село Короленко. Его основали удмурты четыре столетия назад и назвали Вуж Мултан. На русский язык это переводится – Старый Мултан.

В начале XIX века здесь построили церковь. Удмуртское поселение превратилось в село и стало местом проведения богатых ярмарок. Во второй половине XIX века оно уже являлось центром православной культуры. А к концу века об этом селе заговорила вся Россия: здесь начался судебный процесс по обвинению жителей села в человеческом жертвоприношении. В историю этот процесс остался «Мултанским делом» и начался он 1892 году.

Разбирательство по обвинению продолжалось почти 4 года. Неграмотные сельские жители не могли себя защитить. Об этом узнал писатель Владимир Галактионович Короленко. Он был знаком с традициями удмуртов и решил помочь жителям деревни.

Правда, далось это очень непросто. Состоялось три судебных заседания: в Малмыже, Елабуге, Мамадыше. Дважды материалы Мултанского дела рассматривались в Сенате, в результате мултанцев оправдали.

Филиал Кизнерского краеведческого музея в Короленко официально открыли к 100-летию Мултанского дела. На самом деле, создание музея началось на 30 лет раньше. В 1968 г. учитель местной школы М. И. Андриянова и пятеро учеников съездили в Полтавскую область – на родину Владимира Галактионовича Короленко, привезли фотографии и горсть земли с его могилы. Из фотографий сделали стенды, а землю рассыпали рядом с гипсовым бюстом писателя, установленном в 1956 г. на центральной улице села.

В 1996 г. филиал решили разместить в доме Василия Кузнецова, проходившего в качестве обвиняемого по Мултанскому делу. К этому времени пригодным для использования оставался лишь первый этаж в кирпичном исполнении. К нему пристроили второй этаж, сени и кенос – неотапливаемую часть традиционной крестьянской избы.

Одновременно установили памятник из гранита и стелу, на которой выбита такая надпись: «В этом доме 5 октября 1895 года останавливался выдающийся писатель В. Г. Короленко, сыгравший решающую роль в оправдании мултанцев». В здании музея экспонируется портрет писателя, написанный удмуртским художником А. П. Холмогоровым.

Подробностям Мултанского дела посвящён первый этаж. Остальные площади здания наглядно передают правила организации крестьянского быта. Второй этаж – жилая комната с кухней. В сенях и кеносе (неотапливаемой избе, в которой проживали с апреля до октября) – хранятся инструменты, кухонная утварь, одежда и т. д.

Площадь отапливаемой части дома невелика, поэтому обставлялась она функционально-нагруженными предметами, которые использовались постоянно. Справа от входной двери – сундук. Гость мог на него присесть и отдохнуть, а пройти в комнату – только по приглашению хозяина. Следовательно, сундук не просто хранил вещи. Он разграничивал пространство. В то же время являлся украшением дома: его расписывали яркими красками, обивали тонкими полосками железа. Или накрывали пёстрыми домоткаными половиками.

В углу – топчан (дощатая кровать). Спали на нём глава семейства или дорогие гости. Остальные члены семьи отдыхали на лавках, набитых по периметру жилой комнаты; полатях (нечто похожее на верхние полки пассажирских вагонов); печках и полу. Хозяйки в удмуртских семьях спали на женской половине дома – закутке, отгороженной от жилой зоны дощатой перегородкой или тканевой занавеской.

Спальное место хозяйки тоже было устроено рационально. Дощатая поверхность на ночь застилалась тюфяком, а поутру тюфяк сворачивался, и кровать превращалась в рабочий стол. Младенцы в удмуртских семьях спали в коробах из луба, подвешенных на металлическое кольцо, привинченное к матице избы. Называлась такая кроватка зыбкой.

Изнутри зыбка застилалась тюфяком, набитым просушенной осокой. Эту траву, что растёт на заболоченных местах, удмурты заготавливали, просушивали, а затем набивали ею наперники. Настоящие пуховые перины считались большой роскошью. Бедные семьи пользовались соломенными тюфяками. Но солома быстро слёживалась. Осока, в отличие от неё, долго сохраняла свои пружинящие свойства, обеспечивая полноценный сон, поэтому на тюфяках из осоки спали младенцы и хозяева.

В центре жилой комнаты стоит стол. На нём – самовар, работавший на углях и выдолбленная из дерева посуда. Тарелки и ложки в крестьянских семьях вырезали из липы. Пользовались удмурты и керамической посудой. Но еду преимущественно готовили в чугунках.

Особое внимание в комнате привлекает стул, сколоченный Василием Кузнецовым. Этот предмет объединяет в себе и Мултанское дело, и помощь Короленко, и рассказывает об удмуртских традициях. Он был частью приданого старшей дочери – Ольги. Перед самым обвинением мултанцев в жертвоприношении, её просватали в село Тыловыл-Пельга. Оно сейчас входит в состав Вавожского района. 4 года девушка ждала мужа. Из-за незаконченного уголовного дела переехать в его дом она не могла. Только после окончания Мултанского дела Ольга стала женой. К сожалению, семейная жизнь оборвалась из-за ранней смерти супруга. Ольга со своими дочерьми вернулась в Старый Мултан, привезла с собой стул, который до 1996 года служил её внукам.

Некогда использовались людьми все предметы, хранящиеся в музее: прялки, выдолбленная посуда, одежда, ткацкие станки. Все они были изготовлены вручную. Но многие – например, детские стульчики с прорезным сиденьем – поставила на конвейер советская промышленность. Инженеры советской поры часто заимствовали принципы механизмов и формы самодельных инструментов. Хранящаяся в музее маслобойка цилиндрической формы выдолблена в стволе липы. В неё удмуртские крестьяне заливали сливки и «били» сырьё палкой с крестообразным наконечником. Аналогичная крестовина из дерева была вмонтирована в серийно-выпускавшиеся маслобойки в советский период. Промышленность усовершенствовала материал корпуса – началось применение пластика, корпус сделали герметичным, ось вращалась от внешней изогнутой ручки, но крестовина механизма осталась.

А много других предметов из прошлого оказались забытыми, став ненужными. Так, ушёл в забытье чокмор – огромный молот, который изготавливался из спиленной ели. От поваленного дерева выпиливали поперечную часть с крепкими ветками. Самая длинная ветвь оставалась и становилась рукоятью инструмента. А применялся чокмор при изготовлении глинобитных печей. Ведь кирпич для крестьянина часто был недоступным, а глина добывалась в естественных условиях. Глину размачивали и чокмором утрамбовывали в подготовленные формы. Иными словами – били. Потому и назывались такие печи глинобитными.

Вообще, сучковатые срезы ствола удмурты применяли для многих целей. Мутовкой размешивали еду во время готовки. На крюки из сучков к матице подвешивали зыбку. Сучковатый срез применяли в качестве карабина.

Обо всём этом хранитель музея – его директор, Ольга Михайловна Соколова знает не понаслышке. Аналоги многих предметов, которые сейчас стали музейными экспонатами, в сельском быту применялись в её детстве.

– Удивление экскурсантов, впервые увидевших коромысла, медогонки, прялки и т. д. меня огорчает. Детям из городских школ не знакомы те инструменты, которые в ходу у наших современников. И радует, что музейные экспонаты расширяют их кругозор. Предметы старины иногда возвращаются. Так происходит с ткацкими станками. Возрождается ткачество половиков. Пропагандировать крестьянский быт в прикладных целях в наше время бессмысленно. Но сохранять исторические знания нужно. Это фундамент, формирующий национальное самосознание.

Ольга Михайловна Соколова

Ольга Михайловна с большой благодарностью вспоминает своих школьных учителей, организовывавших туристические экскурсии в разные регионы. Она говорит, что больше всего в этих поездках ей нравилось посещать музеи и узнавать, как жили народы в прошлом. И сейчас ей нравится рассказывать, как жили её предки.

Как найти

Филиал МУК «Кизнерский краеведческий музей» Музей им. В. Г. Короленко «Вуж Мултан» находится в с. Короленко Кизнерского района, УР., на ул. Короленко, д. 19. Тел.: 89508354705

Добраться до с. Короленко можно на электропоезде Ижевск–Кизнер, остановка: станция Саркуз или автотранспортом.

Комментарии