Из замалёвка – в роскошный букет - ХранителиРодины.рф

«Селедка», «огурец», «яйцо», «ромашка», «гитара», «ракушка», «усатый», «крылатый»… Как вы думаете, что это? Оказывается, так художники Жостовской фабрики декоративной росписи называют формы подносов.

История фабрики

История Жостовской фабрики декоративной росписи насчитывает почти два века. 24 декабря 2020 года она отметит свое 195-летие. Основатели жостовского промысла – бывшие крепостные графа Шереметьева – братья Вишняковы, освоившие технологию изготовления лаков в соседнем Федоскино и добавившие цветочную роспись на подносы.

В сегодняшнем многообразии подносов жостовский не потерял своей популярности. Конечно, сейчас он все чаще используется как элемент декора, в силу своей исключительности. Ведь, как говорят сами художники фабрики, каждый – неповторим, и если даже сильно постараться, невозможно найти одинаковых подносов.

Не все, наверное, помнят, но изначально поднос был предназначен не только для чайной церемонии, и сделан он был из папье-маше. Помните сцены из фильмов, посвященных XVIII–XIX столетиям, лакеев, подававших письма, перья, стаканы или перчатки на небольших подносах? И только когда чаепитие на Руси превратилось в традицию, она стала поистине судьбоносной для подмосковного Жостово, где производство подносов было поставлено на поток.

- Изначально существовало более 20 небольших мастерских на дому, занимающихся изготовлением подносов.

Михаил Викторович Лебедев, главный художник фабрики, хранитель музея

Ведь он в буквальном смысле знает историю практически каждого экспоната, выставленного в экспозициях. Впрочем, и здешние гиды – такие же полноправные хранители, потому как они не только досконально знают историю фабрики, все нюансы создания местных шедевров, но и с особой заботой относятся к экспонатам музея, храня и сберегая их для потомков.

- Эти мастерские включали в себя полный цикл – от ковки до росписи, и в них работали не менее 7 человек, в том числе заготовщик, отделочник, лакировщик, художник. Конкуренции среди мастерских не было, потому что одни делали небольшие расхожие подносы, как раз те, на которых что-то подавали. Другие – для трактиров и гостиниц, третьи – более презентабельные, для городского населения и богатых домов.

Михаил Викторович

Волна коллективизации прошлась и по этим художественным мастерским. Их работникам надо было как-то выживать, и они организовали артель «Металлоподнос», постепенно отстраивая себе новое здание. Как вспоминают старожилы фабрики, артель была как теплая печь: она могла не только обогреть, но и накормить. Но артель со временем стала государственной и была названа фабрикой.

Со времен основания фабрики в технологии создания «картин на металле», так можно назвать жостовские произведения искусства, практически ничего не изменилось. Сначала коваль по старинной кустарной традиции придает форму и рельеф (при этом в ход идут наковальня и молоток), затем для прочности в бортик закатывается проволока. После этого поверхность металла обезжиривается и покрывается эмалью, и к делу приступает художник. В помощь ему – масляные краски, кисточка и, конечно, мастерство. Начинается всё с так называемого замалёвка: автор широкими мазками-пятнами, вращая поднос у себя на коленях, создает набросок будущего букета. Замалёвок сушится в специальных шкафах в течение 12 часов. Затем вновь наступает время для автора: он наполняет поднос цветом, объемом, нежными букетами и красотой, по краю пускает легкий ажурный орнамент. Последний штрих – на изделие наносится несколько слоев лака, и поднос начинает свою долгую жизнь.

Художники

Любой рисунок на подносе – это фантазия художника, и каждый рисунок – неповторимый, двух похожих практически не найти. Почему-то так принято: в отличие, к примеру, от федоскинских шкатулок, для росписи подносов предварительных эскизов не создают. А с учетом того, что используется масляная краска, которую не так-то просто стереть, это означает лишь одно – все художники фабрики опытные мастера своего дела, и каждый узор, созданный ими, неповторим. Поверьте, что при всем старании вы не найдете двух одинаковых подносов! Даже если вы их не видите, различия есть: они в завитках лепестков, в изгибах линий, в «звучании» красок. Потому в день из-под рук создателей выходит сразу несколько непохожих друг на друга подносов.

Кстати, о художниках. Говорят, что почти в каждом деревенском доме проживает хоть один художник. Да что там: в Жостово могут похвастать целыми династиями, причастными к созданию великолепных произведений искусства! И «руку» каждого из авторов сотрудники фабрики различают без труда. Говорят, что у каждого художника есть свой «почерк». У них есть свой стиль, свой собственный элемент: лепесток или листочек, который и отличает подносы конкретного автора от прочих. А если вам среди многочисленных экспонатов музея удастся узнать «почерк» одного художника на нескольких подносах, то вы – явный знаток тонкости жостовской росписи.

Побывав в залах Жостовского музея, с удивлением можно обнаружить подносы, «одетые» не только в букеты. Вы увидите виды Москвы, Кремля с его звездами, портреты известных политических деятелей и деятелей искусства, натюрморты, пейзажи и множество сказочных птиц.

Знаете ли вы, что подносы бывают «копчеными»? И это не только про технику обработки, но и про узор, который в результате получается. Его здесь называют «под червячка» или «под черепаху». А «копчеными» они называются еще и потому, что их и впрямь коптят пламенем свечи. Работу эту называют «коптёжкой» и она очень кропотливая: поднос подвешивается, а художник, водя под ним свечкой, как бы коптит его, и очень важно, чтобы в этот момент пламя свечи не колыхалось. Как же мастера достигали этого? Один из вопросов своеобразного квеста, который проводят для посетителей музея, звучит так: «Какое помещение без окон и дверей использовали художники для этого?» Вариантов, как правило, предлагают много, но, оказывается, для того, чтобы достичь качественной «коптёжки», художник забирался в остывающую русскую печь и там создавал очередное произведение искусства!

В одном из залов музея, а их всего три, висит поднос, посвященный 38-й годовщине Октябрьской социалистической революции 1917 года. Конечно, цифра «38» присутствует на нем, но, оказывается, художник нарисовал ее на подносе дважды. И это еще одна задачка, которую приходится решать гостям музея. По словам экскурсовода Екатерины Лесовой, найти ответ удается далеко не каждому, хотя прописана она довольно крупно, но необычно: светом прожекторов на заднем фоне Кремля римскими цифрами…

Изысканные и очень красивые подносы в форме ракушки в XIX веке использовались в том числе и как элемент декора. К тому же они были очень удобны и в повседневном применении, так как имеют небольшую выемку, предназначенную… для живота. Да-да. Человек брался за выступ с одной стороны, а выемкой для поддержки прислонял поднос к животу или к боку и таким образом освобождал вторую руку. В скором времени в музее появится заготовка в форме «ракушки», который каждый желающий сможет примерить к своему животу.

Несколько фактов:

  • Самому возрастному подносу, хранящемуся в музее, более 150 лет и сохранился он достаточно неплохо.
  • В музее хранится большой уникальный поднос, сделанный из пластика. Он необычен еще и тем, что выпуклый узор на нем сделан из эпоксидной смолы.
  • В одном из залов организован небольшой уголок крестьянского дома, в котором в том числе устроен и уголок коваля.
  • Во время экскурсии в музее в одном из залов один из действующих художников фабрики расписывает поднос, и гости могут наблюдать за этим завораживающим творческим процессом.

Самое интересное то, что сегодня любой желающий может не только познакомиться с многообразием и неповторимостью каждого подноса, но и на мастер-классе попробовать себя в качестве художника, расписывающего небольшой поднос.

На производстве есть магазин, где можно приобрести не только подносы, но и различные сувениры.

Сегодня на фабрике расписывают самый большой поднос в мире, его размеры больше двух метров в ширину и полутора метров в высоту. Работа эта коллективная: в его росписи принимают участие около 20 художников фабрики. Скоро он отправится на фестиваль славянского искусства «Русское поле», а потом вновь вернется в музей, украсив вестибюль музея, и каждый желающий сможет сфотографироваться на его фоне. Представители Книги рекордов Гиннесса уже заинтересовались им, и, как знать, быть может, в скором времени жостовский поднос займет свое место на страницах этой книги.

Жостовские подносы можно встретить в Эрмитаже и Русском музее, в последние годы одну из новогодних ёлок в московском ГУМе полностью украшают жостовскими подносами. Кстати, когда-то на фабрике производили исключительно подносы, но теперь жостовской росписью покрывают и украшения, и шкатулки, и сувениры, и фужеры, и елочные шары и даже мебель. Жостовская роспись – это известный бренд, символ нашей страны, желанный сувенир для иностранных гостей, как и деревянная матрешка.

Как найти

Жостовская фабрика декоративной росписи находится по адресу: Московская область, г.о. Мытищи, деревня Жостово. Телефон: 8(495)981-39-89, e-mail: fabrika1825@bk.ru. Фирменный магазин при фабрике в Жостово работает ежедневно (кроме праздничных дней) с 09.00 до 18.00, телефон 8(495)588-85-66.

Проезд: от станции м. Медведково на автобусе 438 до остановки «Деревня Жостово» или от железнодорожной станции Мытищи на автобусе 26 до остановки «Деревня Жостово».

Комментарии