Одобрено редакцией
Ожившие картины Белой Виллы
Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко , Кисловодск, Ставропольский край
Есть в курортном Кисловодске место, где, открыв калитку и перешагнув порог, можно сразу оказаться в XIX веке. Это Мемориальный музей-усадьба художника-передвижника Николая Ярошенко, который чаще называют Белой Виллой. Дошедшая до наших дней в первозданном виде русская дворянская усадьба – сама по себе редкое явление на Юге России, а эта ещё и наполнена бесценным наследием известного живописца и его коллег передвижников. Неудивительно, что она неизменно привлекает жителей и гостей курорта – взрослых и юных ценителей искусства и истории.
Любовь с первого взгляда
Энтузиастам удалось сохранить неповторимую атмосферу той поры, когда здесь жили Николай Александрович с супругой Марией Павловной. Главный усадебный дом, флигели, разноуровневые террасы на территории – именно такой видели Белую Виллу Дмитрий Менделеев, Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов и другие представители мира искусства и науки. Дом Ярошенко всегда был открыт для друзей, а их у семьи было много.
Впервые Николай Александрович и Мария Павловна побывали в Кисловодске сразу после свадьбы в 1874 году. И влюбились в эти края. Ярошенко стал первым столичным художником, который воспел в своих картинах красоту Кавказа. Выставив серию этюдов под названием «Путевые заметки по Кавказу» на передвижной выставке он поверг в изумление столичную публику невиданными красотами неведомого края.
Вдохновившись Кавказом с его горными массивами, хрустальными источниками и чистейшим воздухом супруги Ярошенко приняли решение обосноваться здесь. В 1885 году семья купила усадьбу и с тех пор каждое лето проводила в Кисловодске.
Николай Александрович был известным военным инженером, служил на патронном заводе в Петербурге, ушёл в отставку в чине генерал-майора артиллерии. Параллельно он возглавлял Товарищество передвижных художественных выставок. Был активным общественным деятелем. Вокруг незаурядной личности Николая Александровича сформировалась особая среда единомышленников. Зародилась традиция «ярошенковских суббот», где собирался близкий художнику круг. Эту традицию супруги продолжили и в Кисловодске.
В 1898 году Николай Александрович внезапно ушёл из жизни от сердечного приступа. Людей такого масштаба хоронили в Петербурге. Но живописец так любил Кисловодск, что Мария Павловна приняла решение упокоить прах своего любимого супруга в ограде Собора Николая Чудотворца, в сотне метров от кисловодской усадьбы. В годовщину этого печального события на могиле был установлен доставленный из Петербурга гранитный памятник с отлитым в бронзе бюстом. Спустя десятилетия именно благодаря этому памятнику в Кисловодске появится Мемориальный музей-усадьба художника Ярошенко.
Собор в 1930-е годы взорвали, разбив на его месте сквер, и только могила Ярошенко чудом уцелела. Переехавший после войны в Кисловодск из Астрахани живописец Владимир Секлюцкий набрел на памятник художнику. Бюст на гранитной стеле, выполненный на высоком художественном уровне, необычном для здешних мест, привлёк его внимание. Ещё больше он удивился, обнаружив, что это место захоронения его любимого художника. Одна из местных жительниц рассказала ему о том, что неподалеку расположена усадьба художника, но от былого величия не осталось и следа. Секлюцкий загорелся идеей возродить её, открыть в ней художественный музей.
Непростой задачей оказалось наполнить залы экспонатами – в доме, кроме рояля, который сохранился в доме только потому что его сложно было вынести, ничего от Ярошенко не осталось. Но Секлюцкий не сдался. Он выступал с лекциями перед отдыхающими в санаториях и просил о помощи в поиске наследия художника. Найти удалось многое. В частности, картину «Хор». Она, как выяснилось, находилась в частной коллекции академика Ивана Павлова. Его самого к тому времени в живых уже не было. Но картина, как и прежде, занимала центральное место в галерее, оставалась самой любимой. Родные академика расставаться с ней не хотели, Владимиру Вячеславовичу чудом удалось убедить их продать произведение.
Ещё одним чудом называют появление в музее портрета Салтыкова-Щедрина, написанного Ярошенко. Эта работа считается шедевром портретной живописи XIX века, но полагали, что она безвозвратно утеряна. Однако после одной из лекций к Секлюцкому подошёл отдыхающий и сказал, что возможно этот портрет находится у его знакомой в Харькове. Владимир Вячеславович отправился в путь, предположение подтвердилось, и ему удалось убедить хозяйку уступить картину музею.
Белая Вилла постепенно наполнялась духом Ярошенко. Кто-то принёс канделябры, кто-то мольберт, за которым когда-то работал художник.
На открытие музея в 1962 году пришли люди, которые знали Ярошенко. Один из них – Сеня Подушинский, позировавший художнику для картин «Хор», «Пострелёнок», «Мальчик в саду». К тому моменту, как Белая Вилла превратилась в дом-музей, он был уже в летах.
«Здесь опять живёт Ярошенко!»
Усадьба Ярошенко – это четыре мемориальных здания: главный усадебный дом и флигели, в которых когда-то гостили друзья семьи. Флигели фактически вошли в состав музея только в 1990-е годы.
Главной хранительницей музея в те годы была Нина Бескровная. После Секлюцкого заняла она этот пост и на протяжении тридцати лет самоотверженно служила искусству. При ней были расселены жильцы коммуналок, обустроенных в усадебных флигелях. После реставрации в них расположились экспозиции передвижников и сменных выставок.
- Равна жизни была для Нины Сергеевны эта работа. Семья, дети – всё было. Но на первом месте – музей.
Сегодня Наталья Борисовна возглавляет этот мемориальный комплекс. Смеётся, что любовь к Белой Вилле впитала с молоком матери, выросла в этих стенах. И жизненный путь оказался предопределён. Первое образование – менеджер по туризму, второе – Санкт-Петербургская Академия художеств им. И. Е. Репина, та самая, из стен которой вышли многие выдающиеся художники, ваятели и зодчие.
Признаётся, что страшно было браться за штурвал после таких тяжеловесов, как Секлюцкий и Бескровная. Но, судя по тому, как усадьба живёт сегодня, с этим вызовом она успешно справилась. В активе Натальи Борисовны такое серьёзное дело, как реставрация Белой Виллы. Целыми днями пропадала на объекте, следила за ходом работ. А когда они завершились, с трепетом ждала вердикта одного из самых авторитетных краеведов – Бориса Розенфельда. И как же было радостно услышать от него: «Как ты это сделала?! Здесь опять живёт Ярошенко!».
Музей умеет удивлять
Многочисленные отзывы посетителей подтверждают: воссоздать удалось не только внешний вид, но и неповторимую ауру усадьбы Ярошенко, которая, как магнитом, притягивала к себе гостей.
Сегодня сюда с удовольствием идут не только взрослые, но и подростки, и открывают для себя много нового. Во всех смыслах. Несмотря на атмосферу XIX века, которой так гордятся сотрудники музея, они же смело берут на вооружение самые прогрессивные технологии.
- Как только появились QR-коды, мы сразу начали их использовать. И помню шок одного продвинутого школьника, который, обнаружив что-то непонятное в музее и выяснив, что это такое, признался, что не предполагал, что может увидеть здесь какое-то неизвестное ему техническое новшество, ведь это же музей!
Сейчас в Белой Вилле осваивают технологию «ожившая реальность», активно работают онлайн. Сотрудники музея, как и подавляющее большинство служителей искусства, консерваторы и уверены, что никакая технология не в состоянии заменить непосредственного знакомства с живописью. Но чтобы сделать этот путь увлекательным для представителей нового поколения, используют все доступные средства, в том числе и весьма экстравагантные, в буквальном смысле оживляя реальность, запечатлённую художником в XIX веке. Каждый год 7 июля в день памяти Ярошенко гостей музея встречает ожившая картина «Хор».
- Эту идею нам удалось реализовать совместно с музыкальной школой. Мы пошили детям костюмы, как у их сверстников на картине. Педагоги школы подобрали им песню, которую мог петь детский хор в то время. Получилось очень оригинально.
Нереальная красота
Сегодня в музее 8,5 тыс. экспонатов. Среди них картины не только Ярошенко, но и других художников-передвижников. Все – подлинники, за исключением четырёх работ Николая Александровича. «Кочегар», «Заключённый» и «Всюду жизнь» находятся в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Они были куплены Павлом Третьяковым непосредственно с передвижных выставок. Ещё одна работа – «Песни о былом» – хранится в запасниках Русского музея. Эти полотна считаются визитной карточкой художника, и без них дом-музей никак не мог обойтись, посетители могут здесь увидеть их копии.
Отдельная история – пейзажи Ярошенко. Некоторые настолько красивы, что производят на неискушённых зрителей впечатление нереалистичных. К примеру, пейзаж «Шат-гора», на которой запечатлён Эльбрус. Гости выставки в Петербурге, где Николай Александрович показывал свою картину, посчитали, что это плод воображения художника, так как никогда не видели настолько красивых мест. Когда-то эта монументальная работа висела в кабинете у члена Политбюро Сергея Кирова. Сейчас – в кисловодском музее.
Интерес публики всегда вызывают и картины, на которых изображён Кисловодск XIX века. Некоторые популярные у туристов места с тех пор радикально изменились. Красные камни ещё не венчал символ Кавминвод орёл, а знаменитый Кисловодский парк тогда был совсем не таким, каким его привыкли видеть современные туристы. Картины Ярошенко напоминают о том, сколько сил и труда вложено в создание рукотворной жемчужины курорта. Они позволяют взглянуть на эти места глазами влюблённого в Кавказ художника, по-новому увидеть их, а может быть даже полюбить по-ярошенковски.
Как добраться
Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко расположена по адресу: Кисловодск, ул. Ярошенко, 1. Телефоны: 8 (87937) 3-71-58, 3-11-13, 3-06-56.
Адрес сайта: museumyaroshenko.ru
Комментарии