Великий Эрьзя - в тавлинской игрушке - ХранителиРодины.рф

За 25 километров от столицы Мордовии, среди лесов и полей, гор и рек, раскинулось прекрасное село Подлесная Тавла. Это своего рода данковское сердце, которое способно повести за собой сувенирную индустрию. В живописном уголке Мордовии - одно из семи чудес финно-угорского мира. Природная среда, богатая лесами, дарит материал для творчества.

Как все начиналось

Рождение тавлинской игрушки, безусловно, связано  с судьбой ее основателя. Николай Мастин пробовал себя в различных сферах: писал маслом, лепил. Однажды на выставке самодеятельного творчества увидел деревянную игрушку, которая разожгла в нем желание вырезать фигуры в национальном духе. С этого судьбоносного момента чередой стали появляться гордые кони, таинственные мордовские маски, мужички в народных костюмах и многое другое, объединенные одним названием - «тавлинская игрушка».



А ещё тавлинская игрушка неразрывно связана с язычеством. Тотемы древней мордвы были из дерева. Этот материал отождествлялся с силой человека. Раньше резьба по дереву была традиционным видом промысла для любого мордовского села. Мастера наносили орнаменты на фронтоны изб, свадебные сундуки, ткацкие станки, прялки и делали игрушки, конечно же. Народное искусство мордвы так или иначе взаимодействовало с русской культурой, русскими художественными традициями, что находило отражение и в декоративной резьбе. К сожалению, со временем этот промысел во многих селах был забыт. Но в Подлесной Тавле в 70-х годах прошлого столетия возникла целая школа резьбы деревянной игрушки и национальной скульптуры.

Символ признания традиционных художественных промыслов

Сегодня на некоторых игрушках можно заметить символы, которые напоминают о появлении тавлинской игрушки. Например, обычная лошадка получила название - солнечный конь. А знаете из-за чего? Из-за солярного знака, который вырезан сбоку. Его появление связано с красивой легендой, бытующей у мордовского народа. Солярный знак — символ Бога солнца (Чи Паза). В помощь людям он послал сокола и бравого скакуна. Последний прибежал быстрее. Так, народный «Пегас» стал для некоторых людей оберегом и соединительным звеном между миром богов и миром людей. К слову, форма коня была восстановлена по собранным воспоминаниям о древних образцах, которые встречались в Мордовии. Кстати, конь появился на гербе Кочкуровского района как символ признания традиционных художественных промыслов.



Стоит отметить, что конь с пушистой гривой и хвостом из мочала -самая популярная игрушка, за которой стоит тяжёлый труд. Как готовят мочало из коры дерева? Это адский труд. После того, как кору снимают, её нужно замочить, потом разделить на пласты, промыть и высушить. В результате получаются тонкие лёгкие полосочки, которые складывают, вкручивают в игрушку и подравнивают.



Вообще рисунок на игрушки наносится с особым смыслом — он рассказывает о представлении мордвы о мироздании. Например, «ёлочка» или «змейка» по нижнему краю игрушки обозначают потусторонний мир, «розетка» — это семья и такие узоры в ряд олицетворяют род, изображённая вверху «ёлочка» — это небеса, а вырезанный почти кружок, состоящий из четырёх треугольников, символизирует солнце — символ жизни у мордовского народа.

Передача мастерства

В селе работает Подлесно-Тавлинская экспериментальная детская художественная школа. Есть и школьный музей, в котором выставлены как игрушки, так и изготовленные здесь же музыкальные инструменты. Шлифовальные машины, ленты, различные виды стамесок и ножей для резьбы по дереву - неотъемлемые атрибуты умельцев Тавлы. Данное ремесло не терпит ошибок, поэтому резчики, у которых рука еще не так сильно набита, вычерчивают на бумаге эскизы узора в натуральную величину. Основная техника выполнения — контурная и трехгранно-выемчатая резьба, которая требует точности и аккуратности, несмотря на то, что для изделий характерны грубые, тяжеловесные формы, без выделения мелких элементов.



Стиль тавлинской игрушки отмечается своеобразным построением пропорций фигур людей, шаржевым показом лиц, восходящим к народной смеховой культуре и организующим интересное зрелище. Сюжеты произведений тавлинцев рождаются из жизни села: сенокос, свадьба, проводы весны (как ритуал), обыкновенная ссора и многое другое.



В художественной школе урок начинается с элементарного: нужно привыкнуть к инструменту, материалу, поначалу строгать палочки, вырезать круги, потом наиболее простые формы заготовок — маски, они использовались в старину в народных обрядах. Первое правило новичка — резать так, чтобы рука не попадала под траекторию движения резца.



Подлесную Тавлу можно назвать «игрушечной столицей Мордовии» — по аналогии с городом Сергиевым Посадом, часто именуемым «русской игрушечной столицей». В окрестных селах Сергиева Посада издревле вырезали деревянные игрушки и скульптуры.

Глиняная игрушка. Мой опыт 

Я была ученицей этой экспериментальной детской художественной школы. Но работала не с деревом, а лепила из глины и даже неоднократно становилась победителем Всероссийских конкурсов. Мало кто знает, что там уже много лет появляются на свет уникальные глиняные игрушки. Они не похожи ни на какую иную народную игрушку - яркие, самобытные. Цветовая гамма тоже интересна. На белом фоне ярко выделяются красный – цвет жизни и торжества, черный – символ плодородной земли, а также желтый и зеленый.



Мимо такой красоты пройти было нельзя. Вот знакомая всем по детской сказке композиция "Маша и медведь". Лесной косолапый зверь положил свои лапы на плечи непослушной и непоседливой девочки. Не хочет мишка отпускать Машеньку домой, но ей всё же удалось перехитрить косолапого зверя. Рядом – легендарная мордовская воительница Нарчатка – дочь мокшанского князя Пуреша. Девушка изображена на коне, в шлеме и кольчуге. В одной руке у нее щит, в другой - меч. Разглядывая эту небольшую скульптуру, вспоминаешь легенду о том, как мужественная княгиня возглавила войско, шедшее на защиту родной земли, и погибла в неравной битве с врагом. А вот фигурка Кудадея – героя-богатыря, основателя эрзянского племени. Он словно напоминает мордве о мифической прародине мокшан и эрзян – "Кудадеень пакся", поисками которой занималось немало энтузиастов. А вот Масторава. Богиня земли изображена в виде женщины-горы с закрытыми глазами. Головная часть игрушки дополнена ночным фоном с домиками. Есть Масторава и в образе птицы, и в образе женщины, обнимающей село. Воплотились в глине и иные мифологические персонажи – богиня леса Вирява с дикими зверями; покровительница воды Ведява со струящимися, словно речные волны, волосами; обнимающая детей, точно родная мать, домовая Кудава и другие герои мордовского пантеона богов.Поражают до глубины души своей композицией и содержательностью парные, двусторонние игрушки. Например, можно долго любоваться на фигурку играющего на рожке пастушонка, спиной к спине к которому стоит эрзяночка с корзинкой.

Как же появилась эта необыкновенная игрушка из глины?

Все началось в 1981 году, когда Лидия Ивановна Гаушева, после окончания художественно-графического отделения Ичалковского педагогического училища имени С.М. Кирова, приехала в Подлесную Тавлу, где работал и занимался деревянной резьбой Николай Иванович Мастин. Деревянная игрушка ей показалась чудом. Захотелось и девочек привлечь к народному художественному творчеству. Пробовали заниматься вышиванием, какое-то время работали с аппликацией, а потом обратились к глине, так как тавлинцы еще в седую старину освоили этот природный материал. В селе традиционно строили саманные дома, из глины с соломой. Их и сейчас там немало. И, как рассказывают хозяева, такие избы отличаются особым микроклиматом: зимой в этих домах тепло, а летом прохладно. Из глины без гончарного круга лепили горшки: делали жгуты, наращивали стенки, а затем сглаживали бока внутри и снаружи.

По душе пришлась работа с природным материалом Лидии Ивановне и девочкам, а местные жители показали месторождение глины у речки Тавла, откуда испокон веков брали ее для изготовления посуды.

Опыт работы с глиной приходил постепенно, через череду проб и ошибок. Оказалось, что для того чтобы этот природный материал стал лучше и качественнее, необходимо заготовить его впрок и давать ей промерзать, таять и снова промерзать в зиму. В этом Лидии Ивановне помогал супруг. Не один десяток лет они заготавливали глину на весь учебный год.



Не сразу получились и сами игрушки. Набирались опыта постепенно, шаг за шагом. После десятков, а может и сотен неудавшихся, растрескавшихся работ, наконец, пришла идея о том, как преодолеть растрескивание и разрушение фигурок. Стали делать фигуры пустотелыми, так же, как некогда изготавливались лепные глиняные горшки – из жгутов. Именно это придает прочность и пластичность работе.



Сейчас для обжига глиняных игрушек есть две уникальные печи, куда одновременно можно разместить до 10-15 фигурок. В них легко можно регулировать температуру для разных изделий. А в прежней муфельной печи умещалась лишь одна скульптура, да и температура бралась "на глазок".



Годы упорных поисков привели к удивительным колоритным этническим образам, которые абсолютно ни с чем не сравнимы и вместе с тем воплощают в себе мордовскую традиционную культуру.



В работах мастеров школы отражается богатая многовековая культура мордовского народа, которой нельзя не восторгаться. Благодаря своему трудолюбию, стремлению развиваться, мастера вобрали всё хорошее, самое лучшее, что есть в духовной и материальной культуре эрзян, и воплотили в глиняной игрушке, которая отдает всё это тем, кто стремится познать мордовскую самобытную культуру.

Комментарии