Одобрено редакцией
От каменного века до золочёной кареты митрополита Платона
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Сергиев Посад, Московская область
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник хранит крупнейшее собрание сокровищ русского искусства – всего 195 940 экспонатов, и только часть из них экспонируется в 4 зданиях: в выставочных залах Главного корпуса, в бывшей Ризнице на территории Троице-Сергиевой лавры, в музейном комплексе «Конный двор» и в Краеведческом корпусе. Фондохранилища, выставки и экспозиции размещены на площади 3978 м².
Самые яркие и надолго запоминающиеся экспозиции представлены в отреставрированных корпусах Конного двора, построенного в 1790–1791 гг., спустя 36 лет после подписания Екатериной II указа об изъятии монастырских земель в пользу государственной казны. Внешне краснокирпичные одноэтажные корпуса Конного двора в виде замкнутого каре с четырьмя круглыми по углам и одной прямоугольной над южными воротами башнями напоминает маленький монастырь, приютившийся рядом с величием Троице-Сергиева монастыря, обнесённого высокими крепостными стенами.
В южном корпусе в выставочных залах на первом и втором этажах открыты постоянные экспозиции: «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края» и «Троице-Сергиева лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV–XVIII вв.» Удачным решением визуализации для лёгкости восприятия стали макеты и муляжи, художественные и скульптурные реконструкции, цветовые решения профессиональных дизайнеров и, конечно же, освещение.
От первого топора до золочёной кареты
Материалы экспозиции «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края» охватывают период VII в. до н. э. – XIII в. н. э. Здесь представлены артефакты из камня, железа, дерева, кости и рога. Богатая коллекция артефактов, хранящая многовековую историю.
Вы что-нибудь слышали о «домиках мёртвых»? А о «шумящих украшениях», найденных в них? Артефакты свидетельствуют о нахождении на этой территории финно-угорских племён. Сама история открытия Ратьковского могильника «шумящая» – «домики мёртвых» середины I в. н. э. обнаружены только на двух поселениях: на городище Березняки на Волге и под Звенигородом вблизи Саввино-Сторожевского монастыря, а это значит, что обнаруженный экспедицией В. И. Вишневского могильник у деревни Ратьково – открытие. Сами эти «домики» рассказывают о веровании, что после смерти будет жизнь ничем не отличающаяся от жизни на земле, и потому в эти домиках находят предметы быта и украшения, иногда хорошо сохранившиеся, потому что они были положены уже после кремации тела.
Как правило, все нужные вещи за гробом возносились на погребальный костёр, чтобы душа ни в чём не нуждалась в «новом доме»: орудия труда, глиняная посуда, шилья, иглы, ножи, формочки для литья и украшения, среди которых бронзовые женские «шумящие украшения». Проведите параллель между русскими сказками и обрядами финно-угорских племён: Баба-Яга – костяная нога, живущая в избушке на курьих ножках, противопоставляющая себя русскому духу, а непреодолимое её желание «изжарить» героев сказки – это не что иное, как обряд кремации, распространённый у местного финского населения.
Обнаруженные там «шумящие украшения» – это подвески, необходимая часть финского костюма. При движении женщины бронзовые обереги издавали звон, тем самым отгоняли злых духов. И чем родовитей обладательница этих украшений, тем больше подвески и тоньше узор. Финские женщины, попадая в русские деревни, сохраняли верность своему происхождению и в течение двух-трёх поколений продолжали носить старые родовые украшения. Именно смешение славян и финнов, по мнению Ключевского, создало великоросса.
На фоне увлекательных путешествий вместе с гидом вглубь веков обычный урок истории становится неинтересным. Музеи посещать интересно хотя бы потому, что вы познаёте много нового о прошлом, а, значит, правильным будет настоящее и интереснейшим будущее – так говорят все Хранители во всех музеях.
Троице-Сергиева Лавра. Вехи истории
В экспозиции «Троице-Сергиева лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV–XVIII вв.» собраны экспонаты, отражающие значимые этапы формирования архитектурного ансамбля монастыря, являющегося шедевром древнерусского зодчества и архитектуры нового времени, в чём, несомненно, можно убедиться, побывав на его территории.
Искусно собранные в композиции экспонаты второго зала иллюстрируют трагичность Смутного времени и героической обороны Троице-Сергиевой Лавры. Котёл, ядра и пушки, бердыши и другое оружие вам, конечно же, знакомы, а вот что такое «троицкий чеснок» вы вряд ли знаете. Этим «овощем» обороняли тропы и подходы к крепости или лагерю противника, а когда отступали, швыряли коням в ноги несколько связанных между собою таких колючек – и нет погони. Тогда его называли «рогулька железная», «рогатка подмётная» или «каракуля сквозная». И как кованую колючку из четырёх лепестков с заострёнными концами не брось, всё одним остриём вверх торчать будет. Размер чеснока от 5 х 4 до 8 х 8 см. Кузнецы-оружейники Троице-Сергиевой лавры ковали гарпунного типа чеснок, и за их изобретательность и ювелирную работу чеснок «троицким» и прозвали. Теперь вы сразу узнаете это оружие пассивной обороны, когда будете рассматривать оружейные композиции Смутного времени.
Молодежь, придя в музей, может убедиться, что осмотр экспозиций без сопровождения гида не имеет смысла и ярким тому примером служит не привлекающий внимания кусочек холста без изображения и старославянской вязью букв на нём, датированный 1619 годом. Мало кого из современных ребят он заинтересовал бы, только если отдельно прочитать название «Плат перемирия». Оказывается, этот кусочек холстины – древний Антиминс, символ долгожданного окончания Смутного времени. В 1618 году в деревне Деулино был подписан договор о перемирии между Речью Посполитой и Русским царством. Измождённые 16 месяцами «троицкого сидения» защитники монастыря готовились к новой осаде с приходом под стены обители войска Владислава, но она не началась...
На историческом месте подписания договора была возведена деревянная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, и для неё был освящён этот антиминс. В 1849 году, когда решался вопрос о строительстве «зимнего» предела, символ перемирия был обнаружен под престолом, в жестяном ковчеге, и митрополит Московский Филарет велел святыню отдать в Лавру «на хранение под стеклом», дабы и вовсе не исчез, а для церкви был сделан список. Деулинская церковь сгорела в 1865 году. Так был спасён маленький символ важного для всей страны события. В музее можно совсем близко подойти и к настоящему. А вы знали, что известный ведущий телепередачи «В мире животных», российский и советский учёный Николай Дроздов – праправнук того самого митрополита Московского Филарета, спасшего «Плат перемирия» от забвения в Деулинской церкви? Чаще всего посетители об этом узнают от Хранителей в монастырской Ризнице, где сохранены кабинет, личные вещи митрополита, великого церковного деятеля, причисленного к лику святых...
От ремесла до промысла
В 1941 году собрание Загорского музея пополнилось многочисленными коллекциями Музея народных художественных ремёсел. Постоянная экспозиция «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII–XXI вв.» размещена в 5 залах второго этажа южного корпуса Конного двора. В экспозиции представлены произведения крупнейших традиционных художественных центров России по обработке кости и дерева, промыслов глиняной игрушки, лаковой живописи на металле и папье-маше, изделия из фарфора, стекла и фаянса, резная мебель и набивные платки.
Например, во втором зале вы можете проследить, как развивался Городецкий промысел от донец прялок (донца Мельникова и Полякова), масштабной выставки в Третьяковской галерее в 1937 году – до произведений последних десятилетий.
Столько красоты в произведениях русских мастеров вы не увидите больше нигде!
Экспозиционерами становятся
В 1998 г. в связи с реорганизацией музея и выводом его экспозиций и фондов с территории Лавры в музейный комплекс «Конный двор», Татьяну Юрьевну Токареву назначили хранителем и руководителем рабочей группы по созданию историко-архитектурной экспозиции, получившей название «Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль. Страницы истории». Для того, чтобы создать эту экспозицию, ей пришлось погрузиться в военную историю Сергиева Посада в средние века, историю оружия и вооружения, а также оружейной палаты Лавры.
Второй зал, посвящённый Смутному времени, – авторский проект заведующей научно-фондовым отделом Татьяны Юрьевны Токаревой, но уже как экспозиционера, а от него и дизайнера зависит правильная интерпретация исторического наследия. В процессе проектирования экспозиции необходимо раскрыть содержание темы в композиции, используя демонстрационные средства, их логику. А дизайн – это инструмент создания яркого образа всей экспозиции, каждой композиции в отдельности и размещение их в пространстве. Экспозиционер всегда работает над проектом в тандеме с дизайнером, и лучше, если они будут друзьями. Всё дело в авторстве – друзья всегда могут разделить успех на двоих, и они разделили: экспозицией Татьяны Токаревой и дизайнера Андрея Бударина восхищаются посетители всех возрастов, особенно старшеклассники.
Почему, например, жерла пушек направлены на зрителя, а котёл наклонён под определённым углом? Потому что направленные на зрителя жерла пушек дают эффект присутствия боевых действий, а наклон котла – понимание, что в нём не щи варили, а реально выливали кипящую смолу на противника с крепостной стены. Надо уметь в самом маленьком помещении показать целый мир с помощью образов, приёмов и символов, представить действия, движения – эмоционально воздействовать на посетителя. И экспозиционер, как никто другой, знает, каким образом привлечь внимание любого подростка – поразить пониманием именно его мира, знанием всех кассовых кинолент, популярных книг и в нужное время на экскурсии провести параллель. Как вам параллель с «Игрой престолов» на экспозиции в зале Смутного времени? История отечества тогда вам откроется с неожиданной стороны...
О музее
20 апреля 1920 года был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры» – в этом году музею исполнилось 100 лет.
Выставки и экспозиции музея
В бывшей лаврской Ризнице открыта экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков». Здесь представлены памятники монастырской ризницы и казны – всего 20 000 ценнейших экспонатов, размещённых на выставочно-экспозиционной и фондохранилищ площади 1890,2 м².
Выставки «Музей русской матрёшки» и «Мир русской деревни» в музейном комплексе «Конный двор» временно работают по предварительной записи для участников музейных программ, индивидуальных посетителей и малых групп до 9 человек только в сопровождении экскурсовода.
Музеем подготовлена обширная программа проведения исторических квестов для старших школьников и их родителей. С содержанием игр вы можете ознакомиться на сайте музея или у администраторов экскурсионного бюро.
Как добраться
Автобусом № 388 от станции метро ВДНХ (автостанция). Электропоездом от Ярославского вокзала. Автомобилем – по навигации.
Музейный комплекс «Конный двор» – Сергиев Посад, улица 1-й Ударной Армии, д. 2
Музей церковного искусства, Ризница ТСЛ – на территории Троице-Сергиевой Лавры.
Комментарии