Как навести мосты - ХранителиРодины.рф

В Петербурге есть такая традиция: в день свадьбы молодоженов возят на машине по мостам, которые соединяют два берега реки. Считается, что это приносит удачу. Кататься можно целый день, благо в Северной Пальмире мостов много. В Воронеже всего три моста над рекой, но пройтись по ним, да и проехаться в день бракосочетания — тоже большая удача. В хорошую погоду на мосту можно взглянуть на город с высоты и на живописном фоне запечатлеть себя для потомков. А вообще, чтобы доставить себе удовольствие, не обязательно жениться. Если к вам приехали гости из другого города, нет лучшего способа навести мосты и сделать общение непринужденным, чем прогуляться по воронежским мостам пешком. Все их соединяет набережная, по которой когда-то хаживал сам государь Петр Алексеевич, построивший на местных верфях первые корабли русского флота. А по дороге можно рассказать гостям истории, связанные с мостами Воронежа.

Здесь остановки нет, а мне — пожалуйста

Начнем с самого молодого городского моста — с Северного. Он был построен к 400-летию Воронежа и был первым двухуровневым мостом в Советском Союзе. По нижнему уровню ехали машины и автобусы, а по верхнему — трамваи. Было так романтично прокатиться по нему под веселое дребезжание трамвайного звонка. Один из воронежских журналистов Антон Валагин вспоминает, что у молодых людей была традиция назначать девушкам свидания в середине этого моста. Обязательное условие: девушка должна была приехать с одного берега, а парень — с другого. Бывало, если влюблённый просил водителя трамвая остановиться и высадить его прямо в центре моста, то вагоновожатый чаще всего соглашался — видимо, вспоминал, как сам был молодой. Водители со временем привыкли к этому ритуалу и даже звонили в звонок, приветствуя воссоединившуюся парочку. К сожалению, воронежский трамвай умер в 2010-е годы. Вместе с ним опустел и второй уровень Северного моста. Долгое время там собирались сомнительные компании, оставляя после себя много мусора. Хотя сейчас на Северный мост попасть сложнее, чем раньше. На второй ярус есть дорога только с левого берега. В 2016 году другой воронежский журналист Татьяна Дорофеева, которой очень нравилось встречать на этом мосту закаты и восходы, организовала уборку на втором ярусе. Сначала она собирала мусор в мешки сама, потом к ней подключилось множество добровольцев. Сейчас идут споры о том, как обустроить эту территорию. Кто-то хочет пустить по ней экскурсионный трамвайчик, кто-то — создать арт-пространство. В любом случае с верхнего яруса открывается самый лучший вид на город. Это отличная панорамная точка, с неё получаются красивые фотографии праздничного салюта. Любому гостю будет интересно в таком необычном ракурсе увидеть Воронеж. И ничего, что здесь больше нет остановки транспорта, — можно остановиться здесь самому, посмотреть на вечерние огни большого города и немного помечтать.

Свидетель славных сражений 

ВОГРЭСовский мост упоминается в песне «Частушки» рок-группы «Сектор газа» — благодаря этому он известен всем поклонникам творчества Юрия Хоя. В песне говорится о том, что на нем стоит церковь, но на момент написания никакого храма вблизи не было. Только в 2012 году рядом была построена церковь в честь Димитрия Донского. С моста видна Воронежская ГРЭС, которой мост обязан своим названием. Рядом с мостом на правом берегу находится знаменитый мемориал солдатам, защищавшим Воронеж во время Великой Отечественной войны. Это Чижовский плацдарм, на котором шли кровопролитные сражения. Бои за Чижовку длились 204 дня, с 6 июля 1942 года до освобождения города 25 января 1943 года. Без преувеличения, здесь пролит кровью каждый сантиметр земли. Монумент впечатляет: трое солдат, подняв ружья к небу, отдают салют погибшим. Рядом зал памяти и часовня во имя Георгия Победоносца, покровителя русского воинства. Глядя с этой точки на мост и левый берег, можно представить, как русские солдаты защищали родной город, и поклониться тем, кто отдал жизнь за наше благополучие.

Вечно новый Чернавский 

Это самый узнаваемый мост Воронежа. Его изображение можно встретить на многочисленных открытках, сувенирных тарелочках и много еще на чем. А в 1970-е годы детям, родившимся в Воронеже, давали медальки с изображением здания ЮВЖД и этого моста. Изящные арки Чернавского сразу запоминаются. Этот мост появился в 1768 году, а в 1786-м была сооружена дамба, которая стоит и до сих пор. Удивительно, но поначалу мост был разводным, как в Петербурге. Каждую весну половодье разрушало его, приходилось строить новый. Да и возводили его всякий раз из дерева, а это ненадежный материал. Однажды подъемные ворота моста совсем обвалились. Лучшие городские умы бились над решением проблемы, и было решено сделать реконструированный мост монолитным. В 1909 году Чернавский мост стал бетонным. Когда в 1972 году было создано Воронежское «море», мост вновь едва не погиб из-за весенних наводнений, но горожане реконструировали его, хотя на это ушло не одно десятилетие. Работы окончились в 2008 году. По Чернавскому мосту очень приятно гулять. Вечером он уютно мигает огоньками проезжающих машин, приветливо светит фонарями. Днем с него открываются красивые виды на оба берега. Когда в городе бывает салют, многие идут смотреть его на дамбу. В этом году она преобразилась, и теперь горожане по праву ею гордятся. Раньше сюда приходили, чтобы полюбоваться на Алексиево-Акатов монастырь, в котором, кстати, сохранилась колокольня времен Ивана Грозного. Видно ее только с воды или с дамбы. Можно было побродить по берегу под живописно раскинувшимися деревьями. Было только одно «но»: уж очень была неухоженной территория, и забредали сюда только отчаянные романтики да спортсмены. Теперь здесь построен огромный центр гребли на байдарках и каноэ. Центр гребли пока не открыт, тем не менее его уже считают одним из лучших в Европе. Летом здесь планируют провести отборочный чемпионат России для Игр в Токио (если позволит коронавирус). А легкий подвесной мостик при реконструкции только слегка отремонтировали. Дети любят кормить уток, стоя на этом мостике, а влюблённые фотографируются на нем. На дамбе теперь много детских площадок, поэтому она стала оживленной и многолюдной. Многие семьи проводят здесь все свободное время.

Подзаголовок H2



«Мосты — самое доброе изобретение человечества. Они всегда соединяют», — заметил писатель Алексей Иванов. Прогуляйтесь с гостями и любимыми по воронежским мостам — и вы почувствуете, как сильно объединяют вас общие добрые воспоминания.

Комментарии