Одобрено редакцией
Забыты, но в Голливуде звучат
Музей забытой музыки, Воронеж, Воронежская область
Погреметь, подудеть, побрынчать, постучать: воронежский «Музей забытой музыки» – не то место, где экспонаты лежат под тяжелыми стеклами. Музыкальные инструменты здесь можно не просто подержать в руках или рассмотреть вблизи, а попробовать в деле.
Разве можно показать звучание на пальцах?
Хранитель Сергей Плотников еще при основании музея в 2007 году решил, что его «детище» не должно быть похоже на коллекцию древностей под стеклом. Калюка, колотушка, гудок, волынка, жалейка – все они исчезли из нашей жизни 50, 100 и даже 200 лет назад! По сохранившимся чертежам Плотников воссоздал инструменты своими руками. Но разве можно показать их звучание на пальцах?
– Пусть играют! Меня часто спрашивают: «А не жалко?», ведь инструменты имеют свойство изнашиваться. Нет, ни капли, а потому что народные инструменты всегда делались из того, что было под рукой. Для духовых подходит обыкновенный тростник: за город выбрался – и пожалуйста. Да даже если и нет под рукой травяной трубки, ее запросто можно изготовить из пластика. В звучании – и есть продолжение жизни всех забытых нами музыкальных инструментов.
Двойные сопелки
Может показаться, что забытые или древние инструменты не так интересны и многообразны в своем звучании, как современные устройства с усилителями звука, биты или «клубная тема». Но как вам нравится Виктор Цой под гусли? А ДДТ? Или «Машина времени»? Экскурсовод не отпустит, пока не исполнит несколько известных хитов. А еще обязательно соберет полноценный ансамбль и расскажет, как в одного заменить целый оркестр. Для этого предназначены, например, двойные сопелки или пищуки. И на каждый инструмент – своя история-иллюстрация.
– В с. Сторожевое не так давно жил мастер, который любил двойные пищуки. Вечерами он выходил на возвышенность, а на противоположном берегу Дона женщины работали на огороде. Когда он начинал играть, все они бросали свои дела и плясали. Народ картинку-то еще помнит!
В музее хранятся гусли трех видов: лирообразные, крыловидные и шлемовидные. Именно последние мы видим в наших сказках и фильмах, с этим инструментом постоянно изображают царя Давида, при том, что в нашей традиции это нигде не зафиксировано. Тем временем всего около 60 лет назад на раскопках в Нижнем Новгороде отыскали самые старые гусли – лировидные, принадлежавшие к XI-XIV вв. Именно на них, вероятнее всего, и играли былинные герои Садко, Ставр Годинович, Добрыня Никитич.
Музей начался с волынки
Значение выражения «тянуть волынку» хранитель «Музея забытой музыки» вам также объяснит, но без обращения к русскому языку, а, возможно, и без единого слова – сплошным музицированием. Волынка – центральный экспонат музея, его «горячее» сердце.
– С волынки и начался музей. Над ее созданием мы работали вместе с балалаечником Константином Харитоновым, по книге чертежей русских инструментов, ее мне подарила жена. Она голова в нашем тандеме, а я всего лишь исполнитель. Волынка была самым сложным инструментом из этой книжки.
Полгода ушло на то, чтобы инструмент изготовить, и не меньше, чтобы он стал извлекать правильное звучание. Плотникову, не имеющему азов музыкальной грамоты, пришлось обучаться нотному делу, а затем и ремеслу звукоизвлечения – его музыкальная коллекция за несколько лет превысила сотню экспонатов, а так как большинство из них мастер звуков сделал сам, то и настройкой надо было заниматься самому. Но некоторые все-таки подарены коллегами-плотниками. Например, шайтан-машина.
Так мастер звуков в шутку называет шарманку. Изобретена она была в XVIII в., чтобы обучать пению певчих птиц. Инструмент лет восемь назад изготовил, а перед смертью передал в музей липецкий столяр Игорь Пашков. Сегодня Плотникову не известны российские мастера, которые могли бы сделать хорошую шарманку.
Инструмент – это не чертеж, а фантазия мастера
В «Музее забытой музыки» звучат также пилы и косы – по типу ударных или струнных музыкальных инструментов; колесные лиры, возвращающиеся в обиход; первые двухструнные балалайки, появившиеся на триста лет раньше концертной треугольной «андреевской» балалайки; гудок, названный деятелем РАН Якобом Штелином инструментом черни и матросов; и, конечно, соломинки – самые простые духовые.
Подробности этих и других увлекательных историй знает и расскажет Сергей Плотников, а еще проводит вас в мастерскую, где непосредственно происходит второе рождение музыкальных инструментов, годами живших в книгах. Раньше Плотников творил и вытворял здесь в одиночку, но теперь ему приходится делить «кузницу» с Андреем Стрельниковым. Попробовав себя однажды в этом весьма затейливом ремесле, молодой человек не смог остановиться. По словам Сергея Плотникова, погрузиться в это увлечение с головой могут лишь те, кто понимает, что инструмент – это не чертеж, а полная фантазия мастера.
– «Музей забытой музыки» – жемчужина и городского дворца культуры, и города в целом.
Диковинку и изюминку воронежского края оценили как-то и голливудские режиссеры. На фестивале «Русь песенная, Русь мастеровая», участником которого традиционно является Сергей Плотников, московский филармонист приобрел у него травяную калюку. Потом несколько жалеек и гудок. Позже он уехал в Америку, где стал учиться и подрабатывать звукорежиссером в фильмах. Так в картине «Орел Девятого легиона» зазвучали наши воронежские инструменты.
– Мои инструменты не только на ютубе, но и в Голливуде.
Как найти
Находится по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Января, 108.
Тел.: 89507619112 – Сергей Иванович Плотников. Обязательна предварительная запись.
Обычно гости из других регионов добираются на личном транспорте проездом на юг. Припарковать автомобиль с легкостью можно на парковке Городского дворца культуры. Если вы прибыли на автобусе, то с Центрального автовокзала до места можно добраться на маршрутах №№81, 57в, 115 без пересадок. С ж/д вокзала на маршрутах №№60б, 68а.
Рядом с дворцом располагается кафе «Оскар». Неподалеку отели «Фараон», «Отель №1» и «Авторский отель Шале».
Комментарии
Сергей
Гусли лировидные найдены в Великом Новгороде. Не в Нижнем.