"Это не моё, я это присвоил у Бога!"
Музей С. Д. Эрьзи., Рузаевка, Республика Мордовия
Музей С. Д. Эрьзи- одна из главных достопримечательностей республики Мордовии. В своей статье я бы хотела рассказать об этом замечательном музее поподробнее. Музей открылся 10 января 1960 года в бывшем здании пожарного депо и назывался «Мордовская республиканская картинная галерея им. Ф. В. Сычкова». В 1976 году, к 100-летию со Дня рождения С. Д. Эрьзи, было построено новое здание, с 1995 года музей носит имя Степана Эрьзи и хранит в себе редкие экспонаты нашей родной земли.
Моя родная Мордовия! Щедрый и благодатный
край! Сколько красок в твоих зорях! Сколько славы в твоей многовековой истории! Сколько мудрости, силы духа, героизма, трудолюбия и творческих ростков у твоего народа! Гордость моей земли – прекрасные люди. Они защищали свободу, осваивали космос, слагали стихи, завоевывали олимпийские награди, творили чудеса из дерева и камня. Ярких имен достаточно взрастила мордовская земля. Но имя непревзойденного С. Д. Эрьзи, считаю, светит особо ярко, являясь настоящей гордостью моей земли. Его знают в разных уголках планеты.
1927 год. Аргентина. Буэнос-Айрес. Персональная выставка скульптур С.Д. Эрьзи. В просторном зале среди 30 необычных произведений искусства сам автор. Высокий, худой человек с редкой длинной бородой, пускающий колечки дыма из замысловатой трубки, широко размахивает руками, что-то взволнованно показывает и рассказывает посетителю на русском. Тот переспрашивает на французском, но чувствуется, они понимают друг друга. Дух искусства их роднит.
Странный русский здесь стал настоящей легендой. Он некогда был пастухом в мордовском селе, а теперь здесь к нему относятся с особым почтением и… всё чаще говорят о далёкой России, где рождаются такие самородки.
Его скульптуры – мировые шедевры. Сменился век, но интерес к творчеству гения не ослабевает. Ценители искусства стремятся увидеть его скульптуры, понять сложность и глубину, которая таится в каждом персонаже.
Степан Эрьзя – мой земляк. В столице Мордовии, городе Саранске, есть музей, где находятся его работы. Он подарил их своей Родине, чтобы будущее поколение смогло познакомиться с его скульптурами. В этом музее я была не раз. Особенно приятна последняя встреча, когда я с мамой посетила город Саранск и решила вновь соприкоснуться с творчеством всемирно известного скульптора.
Итак, красивое здание в центре Саранска. У входа памятник скульптору. Здесь всегда живые цветы – знак почтения за высокий талант, истинный профессионализм. Вхожу в просторный современный холл. Поднимаюсь на второй этаж. Экскурсовод мне не нужен. Я просто похожу, остановлю свой взгляд на великом, загадочном, неповторимом…
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи открыл свои двери 10 января 1960 года. Основная экспозиция – выставка скульптур великого сына мордовского народа Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова). Со всего мира люди стараются приехать в Саранск, чтобы увидеть непревзойдённые шедевры. Свыше 200 работ представлено в коллекции музея. Они олицетворяют сложную биографию талантливого человека. Он исколесил весь мир, изучая мировую культуру, совершенствуюя свой талант.
Одна из первых его ярких работ, «Последняя ночь осуждённого перед казнью», принесла небывалый успех. Скульптор выбирает певдоним «Эрьзя», происходящим от названия эрзяноязычной группы мордовского народа, выходцем из которой он и является. Это имя на устах у творческой интеллигенции Европы, где он устраивал выставки. Рим, Милан, Париж, Берлин… Скульптуры «Христос Распятый», «Сеятель», автопортрет «Тоска», «Портрет балерины Федоровой», «Иоанн Креститель», «Ева», «Бетховен» и многие другие просто приковывают внимание посетителя. Автор использует разнообразный материал: мрамор, цемент, гипс, чугун. Особую известность принесли скульптору работы из кебрачо, породы субтропического дерева, которое растёт в южной Америке. Сам Эрьзя долгое время жил и работал в Аргентине. Там он создает библейские образы «Христос», «Мельпомена», «Голова Христа», «Моисей» и другие. «Дети» - так С.Д.Эрьзя называл созданные им скульптуры.
Интересна работа «Моисей». Она занимает особое место в творчестве С.Эрьзи. Мне также очень близка по духу эта скульптура. В образе пророка мастер передал всю гамму противоречивых переживаний человеческой души – гнев и доброту, грозную силу и усталость, решимость и покой. Чувствуется глубина психологического анализа в каждом штрихе, в каждой морщинке пророка Моисея. О Моисее упоминали греческие и латинские авторы. По свидетельству римского историка Иосифа Флавия, египетский историк Манефон (IV—III вв. до н. э.) сообщал, что фараон приказал переселить в каменоломни всех прокажённых и больных другими болезнями. Прокажённые избрали своим предводителем гелиопольского жреца Осарсифа (имя в честь бога Осириса), который после изгнания сменил имя на Моисей. Осарсиф (Моисей) установил для сообщества изгнанных законы и повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними единой клятвой. Он также возглавил войну против фараона. Однако в войне переселенцы потерпели поражение, и армия фараона преследовала разбитых врагов до пределов Сирии. Иосиф Флавий называет сведения Манефона «вздорными и лживыми». По мнению Флавия, Моисей был сделан начальствующим над египетским войском против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их. По Херемону, Моисея звали Тисифен, он был современником Иосифа, которого звали Петесеф. Тацит называет его законодателем иудеев. Источник, использованный Помпеем Трогом, называет Моисея сыном Иосифа и отцом Арруаса, царём иудеев.
Моисей, без преувеличения, ключевая фигура Ветхого Завета. Он получил от Всевышнего на горе Синай заповеди, которые легли в основу европейской морали. В мир, где язычники поклонялись идолам, где человеческая жизнь не имела никакой ценности, он принес веру в единого Бога и представление о нравственности. Первые пять книг Ветхого Завета (Пятикнижие) — Тора называют книгами Моисея, ибо, по преданию, именно он передал Книгу, сотворенную Господом, человечеству.
Ярко скульптор представил различные женские образы: «Мельпомена», «Испанка», «Русская женщина», «Аргентинка», «Молодость», «Обнаженная». Каждая линия – правда, чистота, грация. Женщина дл скульптора – гордыня, величавость, обаяние, полуземная совершенность. Как, например, для Маяковского Лиля Брик:
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
…Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Гений создал уникальные памятники искусства. В его планах были ещё проекты – создание скульптуры планах были ещё проекты – создание скульптуры Н.А.Некрасову, чьи стихи так близки современной молодёжи, а также создание оригинального фонтана для любимого города Саранска. Но С.Д.Эрьзя скоропостижно умирает в 1959 году в Москве. В завещании сказано, что все свои работы приносит в дар мордовскому народу и просит похоронить его в Саранске.
Из воспоминаний скульптора Владимира Лемпорта:
«Лысый начальник Главизо Сысоев пришел в мастерскую Эрзи, осмотрел ее и сказал: "Не наше! Нам такого не нужно!" Сысоев понял, что один Эрзя может пошатнуть весь стиль социалистического реализма. И однажды Эрзю нашли мертвым в его мастерской. У него был пробит череп, выбит один глаз и сломаны ребра, но официально было заявлено, что Эрзя влез на два стула, ввертывая лампочку, и упал. Инсульт. Свидетелей не было. Прессы тоже.»
Не стало гения, но началось бессмертие выдающегося мордовского скульптора. Его творения – сложный творческий путь, бесконечные искания, яркая, сильная художественная индивидульность.
С.Д.Эрьзя поместил Человека, его душу, мысли, чувства в центр своего искусства, заставляя сопереживать зрителя и преклоняться перед гениальным творением природы. Высокий гуманизм, поэтичность и глубина творчества выдающегося скульптора будут притягательны во все времена.
Осторожно закрываю дверь любимого музея. Из прохладных залов попадаю в жаркий августовский Саранск, совсем не замечая резкой смены температуры. Мои мысли ещё там, рядом с Моисеем, где встречается секундное и вечное…
Моей душе притягательно творчество Эрьзи. Он – великая сила! Гордость моей земли! Принёс славу Мордовии, России. Его шедевры – олицетворение русской силы, русской речи, русского духа. В унисон моим размышлениям строки Татьяны Ротановой (Вирявы):
Скиталец вечный, в старости брюзжишь ты,
Как нищий спишь на ворохе тряпья.
Твой смертный час, белейшей ниткой сшитый,
Шаги убийц… Кто «заказал» тебя???
Вся жизнь твоя исполнена загадок,
И смерть твоя загадочна была.
Но записи Лемпортовских тетрадок
Раскрыли тайну мертвого чела.***
«Детей» твоих бессмертны изваянья,
Не только лики - музыку извлёк.
Древесной тверди понял ожиданье,
Свершив к бескрайней вечности рывок.
Я к Вам взываю, от искусства мэтры:
Скульптурам этим место - во дворцах!
И пусть музейные украсят метры
Шедевры Эрьзи - Гения Резца!
Комментарии