История Келеба - моей малой родины
Уникальная природа края, его образование и развитие, роль в исторической судьбе республики и страны, а также его привлекательность для сверстников из других краев., Ругельда, Республика Дагестан
В жизни каждого из нас и тех, кто ушёл из жизни и тех, кто живёт ныне - есть что - то общее, великое, самое дорогое и ни с чем несравнимое - Родина. Родина - это место, где мы родились, где услышали первое слово материнской ласки, дом, по которому вступаем ещё совсем босыми ножками. Это школа, где я учусь, край, где я живу. Это место краше, дороже, роднее и светлее, которого нет. Исходя из представленной положением тематических направлений Олимпиады я решил рассказать историю моего небольшого края – Келебского общества -(Къел - кел) Республики Дагестан, где на небольшой территории компактно проживали жители семи селений. Целью моей работы является отслеживание истории родного края, формирование чувства гордости за свою малую Родину, привить любовь к ней, сделать её интересной и привлекательной для представителей других мест. Задачи: Расширить знания по истории своего родного края, способствовать сохранить имена и славные дела представителей моего народа, воспитать любовь к родной земле и её славным представителям. Значимость выбранной темы: Большая часть данной работы раннее нигде не публиковалась, приобщить сверстников к сохранению исторического наследия и иметь представление о важнейших страницах своей малой Родины. Метод исследования: Изучение литературы содержащей информацию по истории моего края, встречи, беседы со старожилами села и сбор информации, и изучение экспонатов школьного краеведческого музея. В работе использованы собственные фотографии и фотоматериалы из своего архива
Дагестан - это одно из живописных, исторических и природных уголков мира. Среди этой красоты природы, вдоль реки Тлямир - текущей в глубокой долине, со всех сторон, окружённой высокими суровыми снежными горами, расположена моя малая Родина - мой родной Келеб.
Река берёт своё начало с озера «Хъахlаб раса – Кахаб раса», находящегося на самой вершине келебских гор, куда поступает талая вода со снежных ледниковых вершин, которые не тают и летом. Озеро обладает уникальной способностью сбрасывать свои воды по подземным внутриледниковым тоннелям 300-400 тысяч куб.м. за один раз. Исследованием озера занимались сотрудники географического факультета МГУ им. Ломоносова с конца 60-х годов ХХ века.
Последний раз к озеру поднялся профессор МГУ В.В.Петрасов в возрасте 82 года, со своими студентами, в августе 2018 года.
Самой высокой считается гора Тлямир, расположенная на высоте 3960 м. над уровнем моря. Это не только самая высокая гора Келеба, но и святая, благодатная земля. У подножья этой горы, примерно в 10 км. от моего села была построена мечеть (развалины сохранились). Это было местом паломничества (зиярат) не только келебцев , но и представителей из других мест. Есть документальное сведение о том, что во время нашествия иранского шаха Надира, прозванного завоевателем полмира, учёные - богословы со своими мутаалимами (учениками) поднялись сюда, и всё время молились, прося Всевышнего помочь в разгроме шаха.
Есть разные версии происхождения названия Къел - кел. Многие связывают с желанием жителей устраивать къел, т.е. застолье, праздник по каждому поводу (рождение сына, приезд гостья, сельскохозяйственные, строительные работы и другое).
На наречии наших соседей ахвахцев это слово означает множество кулал (хуторов). И действительно, таких хуторов в Келебе были более двадцати.
По другой версии Келе - Кlеле переводится на русский язык как «крепость, защищённая, закрытая территория». Чтобы выяснить так это или нет, я поднялся на горку, откуда виднеются селения Келеба. И действительно все селения находятся в замкнутой долине, куда доступ извне только через несколько тропинок, контролировать которые не представляло трудностей.
Отвечая на вопрос, почему стали жить именно здесь и выбрали замкнутую местность, надо знать историю Дагестана. Как сегодня Дагестан не был единым, одним государством, здесь насчитывалось более восьмидесяти мелких государственных образований. Одни управлялись своими ханами, беками, а другие были самостоятельными, самоуправляемыми общинами, как наш Келеб. Хотя в многонациональном Дагестане не было войн на национальной почве, но набегов и войн, с целью добычи и захвата земель было достаточно, и поэтому один из факторов, учитывающим при выборе мест поселения был фактор обороны, и для её лёгкости выбрали такую замкнутую местность.
Свидетельством того, что приходилось обороняться и защищаться, являются частично сохранившиеся башни в с. Сомода, Урчух, Рукдах, но и конечно же краса и гордость Келеба, полностью сохранившаяся до наших дней Мусрухская башня ХVII в., а по некоторым сведениям ещё раньше, высотой 20 м. и имеет семь перекрытий. По легенде она построена на растворе сыворотки 40 коров богатой вдовушки. «Башни поражают тщательностью обработки и укладкой камня на растворе и без него. Особо следует отметить, что отдельные башни возводились на растворе из яичного белка с примесью пшеничной муки – башня с.Мусрух» Советского района - так написано в 1 томе 4-х томной истории Дагестана, изданной в Москве в 1967г.
Террасообразный замкнутый тип поселений, все селения на скалистом, обрывистом берегу. Кроме того каждый дом строился, как маленькая башня с бойницами на 1 этаже, и маленькими окнами в последующих этажах. Особенно это заметно на развалинах села Рукдах. После депортации чеченцев в 1944 г., жители этого села были переселены в Чечню, а после их реабилитации никто не вернулся, и село превратилось в развалины.
Ещё что нужно было заселившимся здесь людям? Это наличие земли как пахотной, так и пастбищной. В этом отношении келебцы – кельцы полностью обходились своим хлебом, а излишки обменивались на продукты ремесла приезжим из соседних обществ. Для этого потребовалось огромный неустанный труд многих поколений. Одним из доказательств этому являются огромные кучи камней, образованных с очищенных участков. Под пашни использовались каждый возможный кусок земли вплоть до 5 км. отдалённости от села, и по переписи 1886г., где проживало 300 дворов, имелась земля в 3860 саб посева.
Поднятую таким трудом землю нужно было беречь, охранять и защищать. Очень много преданий до сих пор бытуют среди жителей села о столкновениях со своими соседями. Также сохранились названия мест, которые говорят об этом – одна из ручеек носит название «Багlараб лъар - Красная речка». В течении нескольких дней эта речка была красной из-за пролитой крови.
Моё родное селение Ругельда образовано слиянием шести хуторов «Гьадах», «Гъагъзалъ», «Тахlладаколо», «Колохlорих», «Гьенди», «Лолишдах», что позволяет сделать вывод о правильности одной из версий происхождения названия села. Оно происходит от аварского слова «Регъезе – объединяться, сливаться в единое».
Старожилы рассказывают, прежде чем заселиться, несколько человек поднялись выше села на полтора км. и спустили множество камней, и ни один камень не упал в место, предполагаемого основания села, а свернули в овраги, по обе стороны предполагаемого места выбора поселения.
Правильность выбора этого места показали события 1975 года, когда произошёл оползень огромной массы земли и камней с того самого места, откуда спускали камни. Только один единственный камень упал на крышу моего дедушки и сломал одно бревно, остальные свернули в овраги. В последующем этих камней хватило на строительство верхнего этажа дома моего дедушки.
Село расположено на скалистом берегу. С трёх не защищенных сторон было окружено стеной. Строительство террасообразное и образует единый оборонительный комплекс.
Хотя наше общество находилось на периферии Дагестана, оно принимало участие в её исторической судьбе. Выше говорилось о нашествии Надир-шаха и о благодатной земле Тлямира, кроме этого представители наших селений приняли активное участие в его разгроме. В народной песне о разгроме Надир-шаха в воззвании Андалал, где был разгромлен шах говорится:
«Зовут на подмогу Дагестанцев всех:
Гидатль, Карах, Келеб и Телетль
Багва-Чамалал, Тинди, Антратль».
Одним из предводителей борьбы с ним был Пирмагомед-кади из селения Согратль из тухума Келеб, переселившийся сюда из моего села Ругельда в ХV в. Из этого же тухума вышли два брата – Магомед и Тайгиб Толбоевы, ставшие Героями России и много известных людей.
Ещё раньше в середине XVII в., во время нашествия иранского шаха Аббаса II наш Али Келебский, который был отправлен в Самурскую долину для укрепления ислама, стал предводителем борьбы. План, разработанный Али Келебским, сыграл огромную роль в разгроме иранского шаха, и общество Верхный Тленсерух с селом Кусур стало самым сильным в Самурской долине, с которой считалась даже Грузия (Книга учёного-богослова Шуайб-апанди из Багину - «Табакат»).
В борьбе против колониальной политики царизма, учёным и наибом дагестанских имамов Газимагомеда, Гамзатбека и Шамиля стал Магомедилав Ругельдинский. В честь памяти этих личностей названы улицы нашего села.
После окончания Кавказской войны и образования Дагестанской области изменился тип поселений, исчезла надобность в факторе обороны, поселения стали более открытыми, в домах мебель, печи, вместо деревянной посуды – стеклянная, фарфоровая и железная посуда. А с социалистическим переустройством строятся социально-культурные объекты: школы, медпункты, клубы, библиотеки, административное здание и др. В 1950 году подведена автомобильная дорога, а в 1969 году электричество.
Как и для всей страны, рубеж XX – XXI в. был трудным. Чёрной полосой оно прошло и по нашей республике: две чеченские войны, теракты, религиозный экстремизм, похищение людей, коррупция, отъезд русско-язычного населения. Спасибо Рамазану Абдулатипову, бывшему главе республики 2013 – 2018 гг., который очень многое сделал для поднятия имиджа Дагестана. Сейчас не боятся приезжать в Дагестан, побывать в дальних уголках даже в одиночку, семейными парами и уезжают довольные, благодарные с намерением вновь приехать. Такие поездки, посещения имеют огромное значение в укреплении дружбы между народами, взаимное узнавание, взаимоуважение и взаимовлияние.
Посещения моего края будет очень привлекательным и интересным как моим сверстникам, так и взрослым. Что же они здесь смогут увидеть и узнать?
Во-первых, красоту природы: красивые альпийские луга, высокие покрытые вечными ледниками горы, своенравное озеро «ХъахIаб раса - Кахаб раса», водопады, теснины и т.д.
Во-вторых, много исторических памятников: сторожевые башни Урчух, Рукдах, и сохранившаяся в первозданном виде Мусрухская башня XVII в., развалины села - призрака Рукдах – это село самых лучших каменщиков – келебцев, где каждый дом - это памятник культуры, скученный террасообразный тип поселений, старинные жилые дома Алихмаевых, Абдусаламова Махмуда, Хирамагомедова Магомеда (Чакарилав) – эти помещения, возраст которых составляет 300 и более лет, чёрные от копоти стены и деревянные конструкции от дыма, разведённой центре помещения огня.
В третьих, если окажутся в сезонный период, люди могут увидеть как и сегодня пашут поля дедовским методом, как тысячу лет назад деревянным плугом – «буруц», запряжённым быками, а иногда и ослами, а также как молотят зерно в гумно тоже с помощью молотильных досок, через специальный плуг – «балзагьен», тоже запряжённый быками. Увидят специальные помещения – «мархьи» с множеством арочных элементов без использования деревянных конструкций, где высоко в горах в зимнее время содержали овец. Увидев всё это, возникает ощущение будто вы оказались в эпохе средневековья. Если окажутся весной, то смогут понаблюдать, как работает водяная мельница – она тоже сохранилась у нас. Но и конечно здесь могут увидеть настоящее кавказское, дагестанское гостеприимство.
Приезжайте, вы увидите Дагестан не понаслышке, а наяву, её природную, историческую и духовную красоту, и главное, доброту людей.
Комментарии