Русская учительница - ХранителиРодины.рф

«Мы любим русских не потому, что они русские, а потому что в русском мы, прежде всего, видим носителя лучших, передовых черт своей эпохи» Р. Гамзатов

В далекие и трудные для Дагестана годы прошлого столетия сотни специалистов приехали сюда из России для того, чтобы помочь народам Дагестана в осуществлении коренных преобразований в социально-экономической, политической и культурной жизни. Это были инженернотехнические работники, врачи и учителя. Тридцатые годы двадцатого столетия. Это были очень трудные годы для Дагестана - период становления Советской власти. Мало было грамотных людей, не хватало кадров. И именно в этот период в Дагестане появилось слово «двадцатипятитысячники». Конечно, это слово ничего не говорит нашей современной молодежи. Но без них трудно было представить развитие Советского Дагестана. Чтобы ускорить темпы развития правительство страны приняло решение направить в Дагестан 25 тысяч молодых специалистов разных профилей. В том числе и учителей. Нелегко было в те годы учительствовать в школах нашей республики, особенно в сельских. Приезжие учителя испытывали трудности из-за незнания русского языка не только школьниками, но и местными жителями, поэтому они вынуждены были самостоятельно изучать родной язык коренного населения. Надо было привыкать к незнакомым и чуждым им условиям жизни, обычаям. Их в народе называли «русские учителя. Им было всего 17-18 лет. Они окончили тогда школу с педагогическим уклоном. Несмотря на свою юность, они не побоялись этих трудностей, приехали к нам в далекий горный край Дагестан, чтобы оказать помощь дагестанцам в ликвидации безграмотности, научить наших детей грамоте, культуре, помочь овладеть знаниями. В числе многих сотен русских учителей приехала в Дагестан 18-летняя Бесчастная Татьяна Владимировна (ныне Алиахмедова Т.В.).

Счастливый человек тот, кто нашел свой жизненный путь, приобрел ту профессию, которая ему по душе. Татьяна Владимировна была из таких людей. 1953 год. 39 выпускников историко-филологического факультета педучилища в городе Россоши Воронежской области получили распределение на работу в далекий и неизвестный Дагестан. Предчувствия были самыми тяжелыми. Ведь всех направили в Дагестан. Выехали из г. Воронежа 2 августа. В г. Махачкале пять дней ожидали распределения по районам. Министерством образования 11 человек были направлены в Хивский район. День приезда в Хив Татьяна помнит как сегодня. Транспорта, кроме грузовых машин, не было. Все девушки полезли в кузов. Дорога запомнилась Татьяне на всю жизнь: «Сначала она была ровная, прямая, проходила по равнине. Горы были рядом по одну сторону дороги, по другую плескались волны Каспия. Вдруг грузовик свернул в сторону гор. Море исчезло. Дорога поднималась только вверх и казалось зажатой среди гор с двух сторон. Горные цепи высились по обе стороны серпантина подъёма дороги. Они то появлялись, то исчезали. Перед нами открылась другая картина: страшные ущелья, жуткие пропасти. Там, внизу, бурные, стремительно несущиеся горные реки казались тонкими линиями и напоминали линии рек на географических картах». Татьяна видела эту красоту природы впервые. Это восхищало и одновременно пугало. Пугало и то, что край, откуда она родом, так не похож на эти красивые, но чужие места. И люди, встречающиеся в пути, казались ей чужими. В душу Татьяны и других девушек вселился страх ожидания чего-то нового, непредвиденного. Татьяне пришел на память рассказ Толстого «Кавказский пленник». Настораживало отношение горцев к русским «Жилину и Костылину». Прибыли в Хив в туманный и дождливый день. Остановились в школе. Там уже были девушки из Старого Оскола математики, биологи. Сидя на полу, на матрасах, каждая из них, не стыдясь, заливалась слезами. Они писали письма не только родным, домой, но и близким, чтобы отвлечь свои мысли от предстоящего. Через три дня девочек пригласили в районо и каждую отправили с провожатым к месту работы. Татьяне выпал аул Яргиль. До него прошла Татьяна шесть километров пешком, дорога шла через лес в гору, потом вниз и снова в гору. В ауле бегали босые мальчишки, точь-в точь цыганята. При виде Татьяны они стали кричать: «Матышка, матышка!» Мальчишки толпой побежали за Татьяной... На крики мальчишек из дворов стали выходить женщины в туникообразных длинных платьях, замотанные в огромные платки. Они вопросительным взглядом провожали Татьяну и провожатую. Страх и тревога вселились в сердце Татьяны. Она остановилась. Тогда провожатая громко сказала: Малим гафну. Женщины улыбнулись, стали оживленно беседовать, а мальчишки как по команде разбежались в четыре стороны с криками: «Малим, малим, малим гафну!» Малчишка глюпи, кричаль матышка урус женьщина значит. Не обижайся на них, нарушила молчание провожатая. Что означает «малим гафну»? спросила Татьяна. «Малим» это учительница. «Малим гафну» учительница приехала. Видишь, все обрадовались.. После этих слов Татьяна успокоилась и воспряла духом Встретили Татьяну радушно. Женщины смотрели ей вслед: одни с сожалением - молодая девушка оторвана от дома, от родных, другие с недоумением - как могли отправить родители такую совсем ещё юную девушку так далеко, в чужой край? А третьи - восхищались: смелая девушка, не побоялась приехать на чужбину, понимает, что и наших деток тоже надо обучить грамоте.

Поселили Татьяну у одной старушки - Герейхановой Секина-баджи. Отношение хозяйки дома к Татьяне было самое доброе. Она приняла свою постоялицу как родную. Русского языка она не знала. Но общий язык они нашли. Вечерами беседовали. Говорили каждая на своем языке и понимали друг друга. Старая горянка высоко ценила подвиг молодой русской девушки, которая прибыла в такую даль, в чужой незнакомый подоблачный край помогать горцам обучать их детей грамоте. Ложась спать, Татьяна ворочалась в постели и никак не могла уснуть. События последних дней волновали её сердце. Защемило в груди, навернулись слезы и перед глазами, как кинолента, проплыли родная Ольховатка, вокзал Воронежа, слезы на глазах матери, отправляющей дочь в неизвестность, высокогорный серпантин, головокружительные пропасти, аулы с причудливыми названиями, босые мальчишки Ночь стояла тихая. Сна не было. Татьяна думала о том, как будет учить деток русскому языку.

Её удивляло то, как люди живут без света, без радиол , не было даже туалетов, пользовались сараями для овец. В ауле не было медпункта, не было и медработника... Ей стало тоскливо, но Татьяна четко осознавала цель своего приезда и не давала себе упасть духом. Она на всю жизнь запомнила слова министра: «Учитель в горном селе что светильник в темной комнате». Утром следующего дня Татьяна собралась на работу. В приподнятом настроении и полная сил, уверенным шагом пошла она на работу в школу. Весь Яргиль знал о приезде русской учительницы. Со всех дворов провожали её взглядом. Женщины смотрели ей вслед: одни с сожалением молодая девушка оторвана от дома, от родных, другие с недоумение как могли отправить родители совсем ещё юную девушку так далеко, в чужой край? Третьи восхищались: смелая девушка, не побоялась приехать на чужбину, понимает, что и наших деток надо обучить грамоте. Дети, идущие в школу, старались держаться поближе к Татьяне, шли рядом, старались не отставать. Другие ждали её во дворе школы. Это радовало и подбадривало молодую учительницу.



Встретили её в школе очень приветливо. Окружили со всех сторон ученики. Здравствуйте, дети, поздоровалась со всеми Татьяна. Издрасти, уштильниса, ответили ученики На все вопросы учительницы дети 1-4 классов молча кивали головой, а дети 5-7 классов с трудом общались. Диалога словесного не было. Отвечали непонимающими глазами, смущенными взглядами и улыбками. Татьяна поняла, что дети совсем не знают русского языка. В таком невеселом настроении вошла она в школу, где ей предстояло работать три года. Это был каменный сарай с тремя классными комнатами, парты самодельные, из плохо отесанных досок, полы глиняные. Учебников не было ни у кого. Более того, не было и учебных принадлежностей.

Девочки-семиклассницы обсуждали между собой внешний вид русской учительницы легкое платье с короткими рукавами, туфельки на невысоком каблучке, аккуратно причесанные завитые волосы. Татьяну тоже удивляла одежда девочек широкие шаровары до пят, широкие длинные платья, двойной головной убор (туго затянутая косынка, закрывающая лоб до бровей, а поверх неё большой, размером со скатерть, платок). У некоторых девочек платья затянуты широкими поясами с нанизанными на них монетами, на других были кольца, браслеты, налобные украшения. На ногах чувяки. Все это в пестрой цветовой гамме голубой, желтый, зеленый и много красного. Это была традиционная одежда горянок. Местные учителя говорили по-русски неграмотно. В течение некоторого времени Татьяна каждый день писала с педколлективом диктанты, что позволило учителям повысить грамотность. Это сплачивало и объединяло коллектив. За это и за грамотную речь учителя были очень благодарны Татьяне.

Татьяна любила своих учеников. Все свое свободное время посвящала им. Редко дети посещали школу чистыми и опрятными. Почти у всех детей были глисты, поголовно головной и нательный педикулез. От нечистоты на руках, ногах и на лицах детей были болячки. В ауле не было медпункта, не было и медработника. Пришлось приобрести в Хиве сразу две аптечки и оказывать первую помощь детям. Татьяна посещала родителей на дому. Разъясняла им школьные требования, убеждала в необходимости создания дома условий для учебы, требовала, чтобы детей отправляли в школу чистыми, опрятными, купаными. Требовала, чтобы девочкам мыли головы, ухаживали за волосами, заплетали косички. Очень часто после визита учительницы детей не отправляли в школу, особенно девочек. Татьяна посещала их вновь и вновь. И снова убеждала родителей. Это была настоящая битва с невежеством. Татьяне было трудно, но она не сдавалась и в конце концов победила. Ценою больших усилий она добилась того, что все дети посещали школу, приходили чистыми, опрятными, причесанными. Она водила своих учениковна фестиваль в Хив, проводила утренники и вечера, устраивала из местных корявых сосенок ёлки, водила хороводы, делала из цветной бумаги игрушки и цветы. И дети любили Татьяну. Она стала для них самым близким человеком. К ней они обращались со своим проблемами и победами, обидами и радостью. Она была «лучом света в темном царстве». «Быть светлым лучом для других, самому излучать свет вот высшее счастье для человека, какого он только может достигнуть», эти слова принадлежат Дзержинскому.



Татьяна не только учила детей, училась и сама: у хозяйки научилась готовить национальные блюда, у учеников своих научилась табасаранскому языку, а у дагестанцев мудрости, терпению, сдержанности. Научилась преодолевать трудности. Она сумела не только приспособиться к совершенно другой жизни, но и продолжить собственное образование на филологическом факультете Дагестанского государственного института. Решила отработать положенные три года и уехать из Яргиля в родную Ольховатку и дорогой сердцу Воронеж, но вызвал её и других девушек секретарь комсомольской организации, поставил всех перед фактом: «Комсомольцы остаются» И Татьяна осталась. Встретила здесь любимого человека Алимагомеда, с которым связала свое семейное счастье. Так, в жизни Татьяны появился город Дербент. Перед отъездом из Яргиля со своими учениками посадила за аулом, возле речки, на добрую память яблоневый сад из двадцати саженцев. Татьяна Владимировна благодарна судьбе за то, что связала свое семейное счастье с Алимагомедом. Муж очень любил Татьяну и был предан ей всю жизнь. Они прошли через многие трудности семейной жизни, собственными руками построили дом, воспитали четверых детей Нюру, Галю, Юлю и Славика. В 1990 году Алимагомед покинул наш мир. Она достойна выдержала это испытание судьбы





Сегодня Татьяна Владимировна - бабушка восьми внуков и одного правнука. Первые годы Татьяна очень скучала по дому и родным. Каждое лето ездила в родную Олховатку. И каждый раз уезжала навсегда. И каждый раз возвращалась, потому, что знала, что её здесь ждут, она здесь нужна. А после замужества поняла, что Дагестан стал для нее второй Родиной, что не сможет она дышать другим воздухом, что корнями вросла в дагестанскую землю.

В Дербенте десять лет проработала в школе-интернате №2 завучем. Здесь жили в основном сироты, более шестисот человек. Никого из них Татьяна Владимировна не оставила без внимания. В каждом из них оставила частичку своего сердца. Её бывшая ученица, а ныне учитель родных языков Гимназии №2 Имамова Софижат Турабовна вспоминает: «Татьянну Владимировну мы все очень любили. Она относилась к нам с особой теплотой и заботой. Часто не работала котельная, в баню возили в город. А вот стирала и гладила рубашки, брюки и другую одежду сама Татьяна Владимировна. Каждый год ремонтировала кабинеты и спальные. На каникулах обязательно забирала к себе домой троих, а иногда четверых и пятерых детей, в то время как дома были четверо своих. Её отношение к детям интерната было ежедневным подвигом. Мы вас помним и любим».

Татьяна Владимировна приняла и образ жизни, и традиции, и культуру нового для неё народа. Она свято чтит и безупречно соблюдает все адаты гор - ходит с покрытой головой, посещает мечеть, не пропустила ни одного дня поста, ни один намаз, соблюдает все традиции и обычаи горцев.

Татьяна Владимировна выбрала для себя трудный, но благородный путь просветителя, безупречно проработав в школах Хивского района и города Дербента 53 года, оставив о себе добрую память. За активное руководство республиканской проблемно-методической конференцией на материале школы-интерната №2 имеет грамоту Министерства просвещения Дагестана. А также, имеет множество грамот Министерства Образования и медаль за многолетний и добросовестный труд. Татьяна Владимировна – почетный работник образования. Она никогда не гонялась за званиями, но поистине она - народный учитель. Ей это звание дали её ученики:

-Муталибова Азям Арифовна - зам директора по воспитательной работе - выпускница Гимназии №2: «У Татьяны Владимировны я училась только один год. Её уроки запомнились мне на всю жизнь. Это человек необычайной души. Она всегда готова придти на помощь каждому, кто в этом нуждается. Я видела в ней не только учителя, но и мать, друга и наставника».

- Велиханова Гюлишан Гаджиевна - коллега «С Татьяной Владимировной я работала в гимназии четыре года. В народе говорят: «доброе сердце - это свет, добрые слова - это корни, добрые мысли - цветы, добрые дела - плоды». И сердце, и слова, и дела и мысли у этого человека действительно добрые. Счастье в том, что живет она среди нас»

В прошлом году Татьяны Владимировны не стало, но мы всегда будем о ней помнить. Татьяна Владимировна - пламя, которое никогда не погаснет. Она отдала себя воспитанию не одного поколения детей. Дагестан стал для неё второй родиной. Спасибо Вам за то, что честно служили Родине, преодолевая все невзгоды жизни. Спасибо, что выучили то поколение, которое стало основой интеллигенции республики. Быть может, Вас ждали большие перспективы в городах России, но вы выбрали отсталый чужой горный Дагестан. Вы не только не только обучали грамоте, но и меняли местные нравы. Вам подражали девчонки мальчишки, с Вас брали пример родители и молодежь. И поэтому я считаю Вас и ваших сподвижников Героями. В слове «сподвижник » сочетаются два очень важных понятия: движение и подвиг. Они-то и выражают самую суть труда учителя, человека, который ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, незаметный подчас подвиг - отдает нам свои знания, вкладывает в каждого из нас частицу своего сердца Спасибо, что донесли луч света до ребятишек нашего гордого горного края. Спасибо за верность и любовь к Дагестану и его людям.

Комментарии