Сын архитектора
К 170-летию со дня рождения Оскара Иосифовича Тибо-Бриньолья, Орёл, Орловская область
Из всех архитекторов, живших и работавших в Орле XIX века, более всего известен Иосиф Францевич Тибо-Бриньоль. Он прослужил делу обустройства и украшения Орла более полувека. Однако Иосиф Францевич был не единственным зодчим из французской семьи Тибо, творившим в России в XIX веке.
Сын архитектора
Сын Иосифа Тибо-Бриньолья Оскар тоже стал архитектором. Однако к профессии зодчего Оскар шёл 12 лет, оставив обучение в Технологическом институте, он окончил Земледельческий, и только потом - Академию Художеств.
Будущий зодчий родился в Орле 2 (14) марта 1850 года. В 1868 году Оскар окончил Орловскую губернскую гимназию. В выпускном аттестате молодого человека по латыни – 3, с примечанием, что он не имеет права поступать в университет, не сдав вступительный экзамен по латыни. Может быть, поэтому Оскар поступил на механическое отделение Санкт-Петербургского Технологического института, где не изучали латынь.
Студенческие волнения
Большое влияние на судьбу Оскара оказала эпоха, на которую пришлись его студенческие годы. В 1861 году активизировалось студенческое протестное движение в России. Оскар не оставался в стороне. Уже в марте 1869 года он был исключён из института без права поступать в высшие учебные заведения России и был выслан из Петербурга.
Отец Оскара Иосиф Францевич, пытаясь спасти сына, подал прошение в Орловское губернское жандармское управление на имя подполковника Павла Евстафьевича Беловодина, с которым он был лично знаком по службе. В прошении он ссылается на свою преданность, напоминает о двадцати пяти годах своей «беспорочной службы» и просит о снисхождении для сына. Полковник Беловодин переслал прошение в Петербург в III отделение Императорской Канцелярии. Вскоре была получена резолюция начальника III Отделения: «Оставить без последствий». Оскар провел весну и лето 1869 года под негласным надзором полиции, не имея права покидать Орёл.
В августе 1869 года дядя Оскара - старший брат отца, Фёдор Францевич Тибо-Бриньоль - высокопоставленный чиновник IV отделения Императорской канцелярии, подал прошение в III отделение шефу жандармов графу Шувалову. Тибо просит простить племянника и дать ему возможность доучиться в институте. В октябре Оскару разрешили вернуться в Петербург и продолжить учёбу.
Продолжение образования
Оскар поселился в Царском Селе и ездил на занятия в Технологический институт в качестве вольнослушателя. В мае 1871 года он сдал экзамены за 1-й курс.
Несмотря на все пережитые неприятности, осенью 1871 года Оскар вступил в тайное общество «Благо народа», во главе которого стоял молодой дворянин, помещик из саратовской губернии Николай Лутохин. Первое собрание Общества проходило на квартире у Оскара Тибо-Бриньоля на Екатерингофском проспекте, д.29. В марте 1872 года общество было раскрыто. На квартире Оскара был произведен обыск, за ним была учреждена круглосуточная слежка, которая велась и в Петербурге, и во время его поездок домой в Орёл. В апреле 1873 года Оскар, сдав экзамены и зачеты в Технологическом институте, переводится на 2-й курс Санкт-Петербургского Земледельческого института.
Окончив полный курс институтского образования в мае 1875 года, Оскар Тибо-Бриньоль был удостоен права на получение степени кандидата Сельского хозяйства.
В этом же году Оскар поступает на 1-й курс Академии Художеств. Параллельно учебе в Академии он работает над кандидатской диссертацией для Земледельческого института. 6 июня 1877 года, успешно защитив диссертацию, Оскар получает степень кандидата сельского хозяйства. Ещё через три года, в 1880 году, он окончил Академию Художеств со званием внеклассного художника-архитектора.
Служба
В июле 1881 года Оскар был определён в Государственный банк чиновником особых поручений и прикомандирован в качестве помощника к архитектору банка В.Ф. Эстеррейху, который вёл большой проект по постройке казарм для нижних чинов и многоквартирного дома для чиновников банка.
В 1881 году Василий Фёдорович Эстеррейх умер, и Оскар Тибо-Бриньоль был назначен архитектором банка, окончив упомянутые постройки, по свидетельству управляющего банком, с успехом. В частности, он завершил строительство дома для работников Госбанка на набережной канала Грибоедова, д. 32. Это здание сохранилось до наших дней, равно как и построенные им: дом 5, по улице Конной, дом 29, по улице Рузовской и дом 4, в Митавском переулке. Это высокие красивые здания, гармонично вписываются в городскую среду.
Выставка в Париже
В 1889 году Оскар Тибо-Бриньоль принял участие в организации русского отдела Всемирной выставки в Париже. Французская газета «Ла Жюстис» за две недели до официального открытия выставки, 22 апреля 1889 года, в заметке «Русский павильон» отмечала: «Фасад русского павильона на Всемирной выставке в Париже будет построен г. Тибо-Бриньолем, архитектором Банка России. Господин Тибо решил воспроизвести в этом фасаде самые красивые образцы византийской архитектуры Москвы, такие как Кремлёвская стена, с витринами, скопированными с окон дворца-Терема, башни собора Василия Блаженного, знаменитая колокольня Ивана Великого, Сухарева башня и т.д.».
За подготовку и организацию русского павильона Всемирной выставки Оскар Тибо-Бриньоль удостоен награды Французской Академии – ордена Академической пальмы.
Гражданский инженер
В 1891 году Оскара Тибо-Бриньолья переводят на должность Гражданского инженера Департамента земледелия. В справке, предоставленной министром земледелия в 1904 году, говорится, что «во время службы по Министерству земледелия и Государственных имуществ архитектор Тибо-Бриньоль, как получивший, независимо от архитектурного, сельскохозяйственное образование и имевший почти 10--летнюю практику в строительном деле, был весьма полезен при возведении разного рода сельскохозяйственных построек в подведомственных Министерству учреждениях».
Архитектор
В 1894 году Оскара Тибо-Бриньолья командируют на Кавказские Минеральные Воды, где в течение года он исполнял обязанности архитектора.
В Пятигорске Оскар Иосифович провёл капитальный ремонт некоторых хозяйственных построек Управления Кавказских Минеральных Вод, сделал пристройки к Николаевским и Сабанеевским ваннам, переоборудовал Ермоловские ванны, построил каменный дом для рабочих, павильон для музыки и ограду в Казённом саду. Возвёл Скальковские ванны в Кисловодске.
Оскар Тибо-Бриньоль вернулся в Санкт-Петербург в августе 1895 года. Здесь он занимался многочисленными частными проектами: надстраивал каменные этажи в торговом комплексе Апраксин двор; возвёл лютеранскую церковь в Белоострове; с 1896 года в течение трёх лет работал в комиссии для наблюдения за строительными работами по возведению в Императорском Ботаническом саду нового здания пальмовых теплиц, освящённого 5 ноября 1899 года.
Известно, что Оскар Тибо-Бриньоль был активным участником и членом комитета Санкт-Петербургского речного яхт-клуба. Его имя неоднократно упоминается в очерке, посвящённом истории клуба (1860-1910).
Семья
Оскар Иосифович женился в 43 года. Его избранницей стала француженка Зели – Пасифик Кювилье. Венчание состоялось 24 января 1893 года в лютеранской церкви Святой Екатерины на Васильевском острове.
Племянник Оскара Иосифовича, горный инженер Владимир Иосифович Тибо-Бриньоль записал о дяде следующее: «Оскар Иосифович всю жизнь прожил в Петербурге, дружил с семьей Бенуа и вел жизнь свободного художника. Был недурным художником, спортсменом, душой общества».
Скончался Оскар Иосифович Тибо-Бриньоль от болезни легких 16 (29) июня 1903 года на своей даче под Петербургом. Отпевание проходило в лютеранской церкви святой Регины. Похоронен зодчий на старинном Рябовском лютеранском кладбище, ныне территория города Всеволожска. После смерти мужа Зели Фердинандовна получала от Академии художеств пенсию 420 рублей в год. На это и существовала. На её содержании осталась приёмная дочь Жанна, которая воспитывалась в пансионе для девочек в городе Нервиле на севере Франции.
Перед Первой мировой войной она уехала во Францию, и следы её потерялись…..
Комментарии