Одобрено редакцией
Музей из бабушкиного сундука
Липовецкая средняя школа имени М.Н. Павлова, Совхозный, Орловская область
Есть музеи, в которые надо зазывать посетителей. А музей жителя Ливенского района Орловской области Сергея Кузьмина сам идёт к людям. Его вполне можно назвать народным и по экспонатам, и по методам работы.
Кузьмин не историк, не архивист. По профессии он геолог, по должности – мастер, а теперь контролёр газовой службы. Его страсть и увлечение – коллекционирование ручной работы ковров, дорожек, рушников и других образцов народного ткацкого творчества, а также глиняной посуды и игрушек. Оно настолько захватило Сергея, что собралась коллекция на большой музей. Пока же Кузнецов довольствуется залом Липовецкой школы.
Ковровые мастерицы
Собственно, со школы всё и началось. Его жена, Лариса Васильевна, которая преподаёт там, как-то заявила мужу:
«Нам нужен музей в школе. Ты ездишь по сёлам, деревням. Поищи там что-нибудь для экспозиции.»
Сергей начал, как он выразился «с мелочей». Нашёл старинный самовар – как же без него – какие-то старые орудия труда и быта крестьян. А потом увлёкся ткаными и вышитыми старинными вещами.
– Сначала мне бабушка одна просто насильно всучила ковёр, когда узнала, что я интересуюсь старинными вещами, говорит, я умру, а мои наследники его сразу выкинут. А ты сохранишь. Так появился в его коллекции первый шерстяной ковёр ручной работы.
В Орловской области обычно такие ковры ткали на самодельных станах из шерсти. Разнообразием рисунков они не отличались. На чёрном фоне алые, багровые или розовые розы с зелёными листьями.
Этот стиль местные мастерицы заимствовали с Украины. От послевоенного голода и безработицы многие уходили на заработки, как тогда говорили «на шахты» в Донецкую и Луганскую области Украины. Кто-то оставался там навсегда, а кто-то возвращался. И не с пустыми руками. Везли шерстяные ковры ручной работы, вышиванки, расшитые скатерти. Оттуда орловские мастерицы копировали рисунки, добавляя что-то своё, местное.
Ковровый промысел
В Ливенском районе появились целые сёла, где жители ткали ковры. Если своего стана не было, то умелица просила его у соседки: «Марья, одолжи стан на месяц. Дочку просватали. Надо приданое готовить». Домотканые шерстяные ковры считались на селе признаком достатка невесты. Его обязательно стелили в сани молодым, когда они ехали расписываться в сельсовет. А затем и в легковую машину. Мать гордилась и своей работой и приданным дочери.
В 70-е годы в деревнях домоткаными коврами украшали даже избирательные участки на выборах. Это был ещё один повод для гордости у ткачих.
Ткали ковры и на продажу. Сергей рассказал о семьях, где все умели работать на стане.
- Жена пошла корову из стада встречать, а муж на её место за стан. Подсчитает петельки и продолжит работу. А то свекровь возьмётся ткать. Хотелось поскорее работу сделать и ковёр продать. Всё копейка лишняя в семье.
Не за деньги, а за почет
Не только копейки ради занимались ковроткачеством в Ливенском районе. Мастерство местных ткачих было так велико, что один из ковров выставлялся на ВДНХ в Москве.
– Его ткала замечательная мастерица из села Семенихино. Мне назвали её имя – Женя Уткина, долго искал её, чтобы получить в свой музей её ковёр. Оказалось, что Уткина она по-уличному. А по паспорту Евгения Кобцева.
Ковёр, который экспонировался на ВДНХ, Кобцева ткала по просьбе местных властей. Он сделан в традиционном стиле, но такого качества, что видевшие его сомневаются, действительно ли он сделан руками. Он тоже есть в музее Сергея.
Сейчас у Кузьмина в коллекции 20 ковров, а также домотканые дорожки, «зубчатки», постилки – по-местному простынки. Вот тут разнообразие – глаза разбегаются. В разных сёлах Орловщины были разные узоры, разные цвета «зубчаток». Особенно славились дорожки и половики, вытканные в сёлах Кунач, Калинино, деревне Викторовка. Причём для ковров был один стан – горизонтальный, для половиков, «зубчаток» и дорожек другой стан – вертикальный. Они тоже есть в музее Кузьмина.
Немало там и вышитых рушников, скатертей, «пеленичек», что украшали собой домашний иконостас. К традиционным Орловским «петушкам» рукодельницы прибавляли свои рисунки, заимствованные из тех же Украинских вышивок. Получалось самобытно и красиво.
Не свисти – денег не будет
Была в Ливенском районе деревня Плешково – плешь, проплешина. Называлась так она, потому, что из-за неплодородности земли урожаи там не удавались. Зато местные жители нашли там поистине золотую жилу. Близ деревни располагаются залежи замечательной глины. При обжиге она приобретает розовый цвет, а слюда, которая находится в составе глины, придаёт изделиям «посеребрённость».
Плешковцы ещё в XVII веке наладили производство кувшинов, макитр, горшков и игрушек-свистулек. Слава о них шагнула так далеко, что Плешковская игрушка стала самостоятельным русским народным промыслом. Давно уже никто не живёт в Плешково. А изделия народного промысла всё ещё хранятся в некоторых семьях. Их-то и собирает Сергей, чтобы сохранить для следующих поколений хрупкие глиняные плешковские поделки.
Кузьмин увлёкся ими тоже случайно. Ходил по своей работе по селу Введенскому. Там люди огород копают. Вдруг выкопали детскую глиняную игрушку-свистульку. И ему показывают – ты, дескать, стариной интересуешься, вот, посмотри, что за штука. Сергей посмотрел и ахнул. В руках у него был самый настоящий плешковский петушок. Расписанный неяркими природными красками, с характерным серебряным блеском. Сейчас в музее Кузьмина уже много таких игрушек. Какие-то подлинные плешковские, какие-то изготовлены из плешковской глины по старинным образцам учениками детской художественной школы в Ливнах.
Однажды был у Сергея такой случай. В местном племзаводе ждали делегацию немцев. Директор обратился за помощью к Кузьмину, чтобы он показал им свой музей и нашёл какие-то местные сувениры для заграничных гостей. Сергей решил, что лучше, чем плешковская игрушка, ничего не найти. Весь вечер сидел он дома и на слух подбирал самые звонкие свистульки. Жена Лариса даже замечание сделала: «Не свисти дома – денег не будет».
На следующий день после экскурсии немецким гостям подарили по плешковской игрушке и показали, как она «действует». Взрослые, солидные люди начали свистеть на все лады и радоваться, как дети.
Выездные коллекции
В музее Кузьмина хранятся, помимо игрушек, кувшины, макитры. Есть даже глиняные плешковские бочонки для масла с краниками. Всю эту красоту он выставляет в музей, так сказать, по требованию. Для всей коллекции места нет, но Сергей делает «тематические» экспозиции. Едет в музей группа, которой интересны глиняные промыслы, он достаёт из запасников кувшины и игрушки. Другой группе интересны вышивки. Тут уже настаёт очередь рушников, скатертей. Кто-то просит выставить ковры.
Кузьмин вывозит свои коллекции в крупные музеи не только Орла, но и Москвы, Тулы. Сейчас готовит выставку в Санкт-Петербурге.
– Такую красоту нельзя прятать от людей, – считает он, – надо помнить о том, что создавали наши предки и гордиться ими.
Как найти
Липовецкая средняя общеобразовательная школа имени М. Н. Павлова, Ливенского района Орловской области.
Комментарии