«Этнографическое наследие села Пчелиновка»   - ХранителиРодины.рф

Хранителями местных традиций и песенного репертуара выступают сельские этнографические ансамбли. Их участниками становятся, как правило, пожилые люди, для которых народная песня - верная спутница жизни, разделившая и радость, и горе, и сокровенные тайны. Простые деревенские жители, изведавшие в своей жизни все тяготы крестьянского труда, пережившие немыслимые испытания коллективизации, войны, разрухи, сохранили в себе способность воспринимать и творить Прекрасное. Но, к сожалению, они уходят из жизни, а наша задача помнить их и сохранить память об их творчестве для следующих поколений. Изучение фольклорного наследия села помогает нам молодому поколению, не только расширить знания о песенных традициях и истории села, повысит уровень патриотизма.

Песенная традиция села Пчелиновка Бобровского района Воронежской области отличается ярким неповторимым обликом и исполнительскими особенностями: плотным красочным многоголосием с обилием задержаний, экспрессивной манерой звукоизвлечения, насыщенной вибрацией в голосе, а также богатым репертуаром, ведущим положением протяжной песни в местной системе жанров. Своеобразие пчелиновской песенной традиции объясняется во многом историей заселения села. Оно было основано в 1733 году и заселялось крепостными (дворцовыми) крестьянами из сел Гжель и Сельня Пошехонского уезда Ярославской (позже – Московской) губернии. До сих пор одна часть села называется Гжель, а другая – Сельня. Московские корни местных жителей проявляются в говоре: они используют взрывное «г» в отличие от всех других сел Воронежской области, а также согласные звуки «с» вместо «ц» и «щ» вместо «ч» («у купса» вместо «у купца», «на пещке» вместо «на печке»). Необычен и традиционный костюм: вместо женской поневы, широко распространенной на юге России, здесь носили сарафан (праздничный – косоклинный, будничный – прямой, который здесь называют «юбка с проймами»). Подол сарафана украшали яркой тесьмой, лентами , рюшами. Голову покрывали красным платком с ярким рисунком и кисточками на трёх концах. Шею украшали многочисленными бусами или «подшейником». Подшейник представлял собой полосу ткани или тесьму, к которой пришивалась спускавшаяся на грудь округлая или прямоугольная сетка из однотонного или цветного бисера, стекляруса или бус. Нижний край ее делался ровным или украшался подвесками из отдельных бусинок или бисерин. Подшейник завязывался или застегивался на крючок или пуговицу сзади на шее. Иногда завязки его также представляли собой снизанный цепочкой бисер. Подшейник низался обычно на конский волос или на суровые льняные нити. Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30) вручную. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Фольклорный ансамбль в Пчелиновке был создан в 1939 году. Тогда в селе была изба-читальня, заведовала которой Варвара Ивановна Пчельская.

За долгую историю своего существования далеко за пределы своих родных мест шагнула слава о коллективе из села Пчелиновка. Он участник многих фольклорных фестивалей юга России, ему аплодировали в Москве, Воронеже, Белгороде, о них сняты телевизионные фильмы, написаны книги. Ансамбль – лауреат многочисленных Всесоюзных фестивалей народного творчества Почетное звание «народный» присвоено ему в 1990 году. Лидером и запевалой ансамбля долгое время была Анна Алексеевна Булавкина. В 1997 году в Пчелиновку приезжали американцы – в гости к сельским артистам. Два дня они снимали и записывали ансамбль. Впоследствии американцы выпустили диск с песнями наших земляков «Пролетели все наши года». По отзывам в Интернете, диск с записью пчелиновцев до сих пор пользуется популярностью у широкого круга людей. Последнее выступление коллектива состоялось на праздновании 80-летия руководителя ансамбля Анны Алексеевны Булавкиной в 2005 году. Но сама Анна Алексеевна выступала до самой старости и была известна далеко за пределами Воронежской области.

Жанры песенного фольклора представлены в Пчелиновке в основном протяжными, хороводными и плясовыми песнями, страданиями «под язык», частушками. Центральное место в местной жанровой системе занимают протяжные песни лирического содержания. Социально-бытовая тематика представлена в песнях о рекрутском наборе («В славном городе Воронеже», «Погуляйте, братья, с нами»), о мечтах тюремных заключенных («Уж ты веснушка, весна»), о вдовьей доле («Уж ты воля, ты моя воля.

Уникальным представляется жанр хоровых многоголосных страданий: «Тириришник», «Мой муж конторщик».

Главный и самый яркий отличительный признак пчелиновской традиции – красочное многоголосие песен. Фольклорный ансамбль Пчелиновки существует 77 лет. В настоящее время в ансамбль входят 12 человек, руководит им Козадаева.Т.Н.

Все песни, исполняемые «Пчелиновскими канарейками», достались им в наследство от бабушек и прабабушек, поэтому артистки не торопятся пополнять свой репертуар неизвестно откуда залетевшими мотивами. Может тем и интересны " Пчелиновские канарейки ", что им под силу некий песенный патриотизм. Ведь во всем, что исполняется ими, видна самобытность, изюминка родного края, на которых зиждется все творчество коллектива. Не умаляют певуньи и значения народного искусства для села в целом. Перефразировав известную поговорку о том, что "село живо, пока в нем есть школа", - многие из них любят повторять, что оно живо, пока звучит в нем народная песня. Тянутся к песне и ребятишки. В 1992 году в школе был создан детский фольклорный ансамбль «Селяночка», но постепенно работа ансамбля была прекращена. В настоящее время детский ансамбль возродился, значит, традиции нашего села будут продолжаться

При написании эссе, я пришла к выводу, что, песня - самый живой, самый непосредственный музыкально-поэтический отклик души человеческой. Петь – природная потребность человека, они помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. И я очень рада тому, что жители нашего села бережно хранят и продолжают песенную традицию.



Комментарии