Одобрено редакцией
Первый выставочный зал на селе
Алнашский историко-литературный музей, Алнаши, Удмуртская Республика
Говорят, что Алнашский район является «южными воротами» Удмуртии. По его территории проходит автомобильная дорога федерального значения, которая соединяет район и Удмуртию со всеми уголками великой России.
К услугам селян и железнодорожная линия – на станции Алнаши, где стыкуются две крупнейшие железные дороги России – Горьковская и Куйбышевская. Районным центром района является село Алнаши.
В Алнашах функционирует объединенный историко-литературный музей, сохраняющий историю Алнашского района, материалы по истории и этнографии края. К музею проявляют интерес не только жители района и республики, но и гости из других регионов России, из-за рубежа – Эстонии, Венгрии, Финляндии, Франции, Румынии, Швейцарии, Канады, США, Чехии…
Тридцать пять лет назад
– Незабываемым событием в культурной жизни Алнашского района останется 10 января 1986 года, когда впервые в Удмуртии открылся государственный выставочный зал на селе, являющийся филиалом Республиканского музея изобразительных искусств.
– В тот день на торжественном открытии зала была организована выставка картин народного художника УАССР, уроженца д. Шайтаново Алнашского района Семена Николаевича Виноградова в честь его 50-летия».
Директором вновь открытого выставочного зала назначили Валерия Колесникова. Историк по образованию вел большую работу по пропаганде эстетических знаний среди учащихся и населения района. За время его работы были организованы выставки таких известных художников Удмуртии, как Петр Ёлкин, Владимир Михайлов, Федор Матанцев и других. Выставки в основном шли из фондов Удмуртского Республиканского музея изобразительных искусств.
А что же литературный музей
Спустя пять лет в жизни выставочного зала произошли большие изменения. Алнашский филиал Удмуртского Республиканского музея изобразительных искусств становится филиалом Удмуртского Республиканского краеведческого музея, ну а выставочный зал в Алнашах переименовывают в историко-краеведческий музей. Директором назначают заслуженного работника культуры УР Вячеслава Булдакова.
В тот же период филиалами Удмуртского Республиканского краеведческого музея становятся еще два алнашских мемориальных музея: дом-музей первой удмуртской поэтессы, заслуженного врача Удмуртии Ашальчи Оки (Лины Григорьевны Векшиной) и классика удмуртской литературы Геннадия Дмитриевича Красильникова, открытые в 1987 и 1991 годах соответственно.
- Интересна предыстория создания литературных домов-музеев в Алнашах. Общественность села в начале 80-х годов прошлого столетия не раз поднимала вопрос открытия в Алнашах литературного музея. Почему литературного? Да потому, что алнашская земля взрастила и дала миру столько ярких творческих личностей, сколько не дал ни один другой район Удмуртии и среди них свыше 40 литераторов. Поэтому и музей предлагали открыть в доме классика удмуртской литературы Геннадия Красильникова. Но в те годы в этом доме проживала другая семья.
Выход из положения был найден, но значительно позже открытия выставочного зала. Построив рядом новый дом той семье, дом писателя был передан под здание музея писателя. Но до этого в Алнашах для увековечения памяти первой удмуртской поэтессы Ашальчи Оки еще в 1974 году была открыта мемориальная доска на доме № 5 по улице Первомайская с. Алнаши, где проживала эта великая труженица с конца 1952 года по 1973 год.
В 1983 году, после смерти мужа Лины Григорьевны Ивана Ивановича Карачева, заслуженного агронома РСФСР и УАССР, почетного гражданина Алнашского района, общественность Удмуртии и местные власти изъявили желание открыть музей А.Оки в доме, где она проживала в последние годы. В мае 1985 года сын Ашальчи Оки Валерий Иванович Карачев, проживающий в то время во Владивостоке, подарил родительский дом-усадьбу под литературный музей, оплатив сам расходы на оформление дарственных документов. Так дом был переведен на баланс отдела культуры.
3 ноября 1987 года состоялось торжественное открытие первого литературного дома-музея в республике. Первоначально музей работал на общественных началах. Экскурсии проводили библиотекари Мария Губкина и Валентина Кириллова.
Каждый день проверяла сохранность
Интересны воспоминания смотрителя-хранителя музея Натальи Михайловны Фадеевой, проработавшей старшей операционной сестрой Алнащского трахоматозного диспансера под руководством заслуженного врача Удмуртии Л.Г.Векшиной: «До ремонта дома ключ от него был у меня, а потом его я передала заведующему отделом культуры А.Ф.Захарову.
Несмотря на это, каждый день заходила во двор и проверяла сохранность. Документы, награды, альбомы с фотографиями хранила у себя дома. Медицинские инструменты, наглядные пособия, по которым Лина Григорьевна обучала трахоматозных сестер, по разрешению главного врача райбольницы И.Н.Колесникова унесла домой из больницы и держала до открытия музея».
Через год дом-музей стал филиалом Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств. Н.М. Фадеева была назначена смотрителем-хранителем музея, а в августе этого же года была принята старшим научным сотрудником заслуженный работник культуры УР Людмила Ивановна Посадова, проработавшая здесь 16 лет. Ею подготовлено множество исследовательских работ, экспозиций, собрано немало новых экспонатов. В настоящее время страшим научным сотрудником музея является лауреат республиканской премии им. Ашальчи Оки Мария Степановна Петрова.
Поэзия и проза
– Имя Ашальчи Оки широко известно не только в удмуртской литературе, но и в финно-угорском мире, и за его пределами. В историю удмуртской литературы она вошла как первая поэтесса и как поэтесса, придавшая удмуртскому стиху особое лирическое звучание. В жанре прозы она тоже была первой женщиной. Ее рассказы были опубликованы в 1918 году в газете «Гудыри» («Гром»).
«Или любишь ты меня,
Или лжешь средь бела дня?
Говорят уста: «Люблю»,
А глаза: «Не верь, сгублю!»
Верит ум твоим глазам,
Сердце верит всем словам.
Или любишь ты меня,
Или лжешь средь бела дня?»
(перевод с удмуртского Кузебая Герда).
Второй литературный музей – это дом-музей Г. Д. Красильникова. Открыт он в июле 1991 года в доме, построенном самим писателем. «Писатель построил его на гонорар от издания повести «Вуж юрт» («Старый дом»), – рассказывает бывший научный сотрудник музея Валентина Кириллова. – В Алнашах по этому поводу посмеивались, говорили, что «Старый дом» помог построить новый дом.
Черпал вдохновение на малой родине
Но семье в новом доме долго прожить не удалось, в 1963 году на очередной конференции удмуртских писателей Г. Д. Красильников был избран председателем Союза писателей Удмуртии.
Уезжал Г. Д. Красильников в Ижевск с такими словами – «поработаю год, другой, переизберут меня, поеду жить обратно в Алнаши». Дом в Алнашах два года не продавали, жили родственники. Но писатель уже не вернулся, и дом был продан». Лишь спустя много лет он стал музеем. Сейчас здесь работает научный сотрудник Ангелина Игонина.
Геннадий Красильников со своей малой родиной, селом Алнаши, был связан всю жизнь. Именно здесь созданы многие его произведения. А творческая деятельность начиналась в редакции районной газеты "Алнашский колхозник". Потом была республиканская газета "Советской Удмуртия" («Советская Удмуртия»), издаваемая на удмуртском языке. Профессиональную подготовку получил в Литературном институте им. М.Горького в Москве. Мемориальный Дом-музей Г.Д. Красильникова – это место, где рады каждому посетителю.
- В нашем доме-музее кроме экскурсий мы проводим литературные вечера, лекции, квесты, викторины. А в последние годы активно практикуем интерактивные экскурсии, когда дети не только слушатели, но и литературные персонажи произведений писателя. Самым масштабным мероприятием, организуемым нашим музеем, является праздник улицы Красильникова, который проводится со дня основания музея, в день рождения писателя.
С 1991 года сотрудники музея ведут не только экскурсионную и выставочную деятельность. Началась активная поисковая и научно-исследовательская работа. Ведется целенаправленный сбор материалов. В фондах историко-литературного музея появляются экспонаты по этнографии, документы, книги, фотографии по истории села и района, предметы нумизматики.
Научными сотрудниками разрабатывается лекции по творчеству писателей Алнашского района, краеведению, обрядам удмуртского народа. По собранным материалам фольклорным коллективом «Даур», созданном при музее, были восстановлены старинные обряды «Нуны сюан» («Рождение ребенка»), «Шорт миськон» («Мытье мотов»), «Пӧртмаськон» («Ряженные»). Данный собранный материал активно используется в работе и сегодня. А еще сотрудники музея по заявкам проводят экскурсии по туристическому маршруту «Габи Ладёк приглашает».
Приезжайте в гости!
В 1997 году на должность заведующего Алнашским филиалом назначают Елену Васильевну Соловьеву. Под ее руководством краеведческая работа усиливается. В музее организуются выставки, посвященные истории Алнашского района, с. Алнаши. Все они построены на местном материале.
«С 2005 года в жизни музея опять произошли перемены – он переведен в ведение Алнашского муниципалитета, – продолжает рассказывать директор музея Марина Князева. – В 2006 году историко-краеведческий отдел музея из отдельного здания переезжает в здание центра культуры и искусства. А с 2008 года становится муниципальным бюджетным учреждением культуры «Алнашский историко-литературный музей муниципального образования «Алнашский район».
Сегодня здесь работает 7 сотрудников, из них 3 научных. Ежегодно в музеях бывает более 9 тысяч человек. В фондах музея хранятся более 3-х тысяч экспонатов основного фонда. Ежегодно сотрудниками музея организуются более 20 выставок как в музее, так и за его пределами.
За 34 года существования музеев появились свои традиционные мероприятия: Рождественские гадания, День памяти Г.Д. Красильникова, Международный день музеев, Праздник улицы Г.Красильникова, День знаний, День памяти Ашальчи Оки, Ночь искусств и другие. В музеях накоплен большой уникальный материал, который бережно собирался и обрабатывался сотрудниками музея для будущих поколений.
Комментарии