Одобрено редакцией
Музей в Зарайском кремле, или Приют одинокого бизона
Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль», Зарайск, Московская область
Созданию здесь музея помогли бурные события Октябрьской революции. Ради сохранения коллекции сотрудникам пришлось пройти через непростые испытания.
Не так давно тысячи древностей были обнаружены почти у музейного порога, некоторые из них обрели международную известность. А располагается музей в очень необычном месте – на перекрестке времен и эпох.
Уникальное место для музея
Почти пятьсот лет назад великий князь Московский Василий III распорядился построить «город каменный» на реке Осетре. Срочно нужно было защитить Москву с юга от набегов крымских татар. Так возникла маленькая, но неприступная прямоугольная крепость с семью башнями – Зарайский кремль, сохранившийся до наших дней.
Средневековые зодчие выбрали лучшее место для обороны от врагов, не зная его древнейшей тайны. Оказывается, люди жили на этом холме еще в каменном веке! Об этом стало известно всего 40 лет назад. Находки, языка которых не понимали строители кремля, – кости мамонтов, камни рукотворной формы – заговорили с археологами. Около 23 тысяч лет назад на месте кремля поднимался дым от круглых земляных очагов, на которых первобытные охотники жарили мясо бизонов. Здесь раздавались звонкие удары камня по камню – люди мастерили орудия из кремня. В крытых шкурами полуземлянках спасались от холода и пронизывающего ветра. Зарайская стоянка – самая древняя в Подмосковье! Недаром она признана памятником археологии мирового значения.
Вот в таком уникальном месте и существует музей. Он в пять раз младше кремля, ему чуть более ста лет. А все началось в годы революции.
С времён Гражданской войны до наших дней
В разгар Гражданской войны графиня Мария Александровна Келлер покидала родовое имение Сенницы в Зарайском уезде. Прощальным взглядом знатная дворянка, еще недавно состоявшая в свите императрицы, окидывала взглядом комнату за комнатой, наполненные редкими произведениями искусства. Там были изделия саксонского, французского и российского фарфора, китайские и японские вазы, картины и гравюры, бронзовые статуэтки, мебель изысканных форм, огромная библиотека. Все это с большим вкусом подбиралось и с любовью сохранялось несколькими поколениями владельцев усадьбы, начиная с XVIII века. Раздумывать, какая судьба ждет это богатое собрание, не было времени, вряд ли местные крестьяне сберегут его нетронутым. С небольшим саквояжем в руках графиня Келлер навсегда перешагнула порог своей летней резиденции. В усыпальнице-оранжерее остались могилы мужа, генерала Федора Эдуардовича Келлера, и маленькой дочери Марии. Обосновавшись за границей, в Россию М. А. Келлер больше не вернулась. Усадьба постепенно превратилась в руины…
А часть замечательного собрания Келлеров, спасенная от разграбления и уничтожения, стала ядром коллекции зарайского музея, основанного в 1918 году. Тогда в нем работало всего несколько сотрудников. Происхождение основателей музея было различным. Представитель всероссийской Коллегии по охране памятников искусства и старины Леонид Михайлович Весельчаков был родом из крестьян. Константин Васильевич Морозов, первый директор, происходил из купеческой семьи. Отец Ивана Петровича Перлова, директора музея в 20-е годы, был священником. Эти люди, получившие образование до революции, понимали, что в осиротелых «дворянских гнездах» еще ждут своей участи вещи, хранящие память о бывших владельцах, их вкусах, занятиях, образе жизни.
За короткое время удалось обследовать почти три десятка усадеб. Одна из них, Ильицыно, принадлежала дедушке Натальи Гончаровой, жены Александра Пушкина. Девочкой Наталья гостила в Ильицыно, где лакомилась вкуснейшей клубникой. Еще одна зарайская усадьба, Даровое, на пять лет стала самым чудесным местом летнего отдыха для подростка Федора Достоевского, любителя поиграть в индейцев и «в лошадки».
Вот так и вышло, что музей хранит не разрозненные предметы искусства, а целые коллекции, собранные дворянами, которые жили в усадьбах.
Но за собранием зарайского музея не всегда признавалась высокая ценность. В 30–50-е годы XX века считалось, что коллекция дворянских и купеческих «безделушек» не отвечает веяниям времени. Звучали требования создать экспозицию, рассказывающую о классовой борьбе и достижениях промышленности и сельского хозяйства за годы Советской власти. Музейные сотрудники даже получили распоряжение списать с учета «ненужные» предметы. Но выбросить или уничтожить списанное у хранителей не поднималась рука. Так сотни артефактов на десятилетия оказались в сарае у Троицкой церкви, страдая от сырости и перепадов температуры, пока в сарай не заглянула новая сотрудница, Лидия Ивановна Максимова. С тех пор она проработала в музее главным хранителем фондов более сорока лет.
Лидия Ивановна рассказывает, что увидела в шкафах гравюры XVIII, XIX веков, портреты с автографами известных людей, например, композитора Глинки, и многое другое. Выпускница исторического факультета Московского государственного университета оценила значимость «находок» и начала работу по их возвращению в музейный фонд. Многие вещи из этого списка были атрибутированы, то есть у них установлены авторы, время создания, и другие интересные факты, и введены в научный оборот. В наше время активно ведется реставрация, после которой предметы помещают в экспозицию или показывают на выставках.
Трудно представить, как хранителям удавалось почти 80 лет сберегать музейную коллекцию в здании церкви. В церкви без отопления и водопровода, из-за чего сотрудники даже летом ходили в валенках, а за водой выходили к колонке. Музей не всегда находился там же, где и сейчас – в здании Присутственных мест XIX века. Пришлось постранствовать по городу. Из дома городского головы Ярцева – в кремль, из кремля – в Троицкую церковь на площади Революции. Оттуда – обратно в кремль. Первый переезд совершился вскоре после создания музея, второй – вынужденный – в 1936 году, третий – долгожданный – в 2014 году.
На что посмотреть?
Самая частая реакция гостей музея – «Такого мы не ожидали!». Что же интересного можно в нем увидеть?
«Просто я работаю шедевром!», – мог бы спеть о себе Зарайский бизон. Мировая знаменитость! В Британском музее Лондона на выставке искусства ледникового периода статуэтку из бивня мамонта увидели тысячи туристов из разных стран. Ее возраст – 22 тысячи лет. Это самая невероятная находка на Зарайской верхнепалеолитической стоянке! Первобытный охотник удивительно живо передал облик животного. С челкой и гривой, маленькими рожками, полуоткрытым ртом, раздельно вырезанными ногами. Над фигуркой совершали ритуал для привлечения удачи на охоте. Ее кололи каменным острием, отламывали ножки, мазали красной краской, охрой, и захоронили в яме. В зале археологии еще много экспонатов, которые подскажут, как жили люди в каменном веке.
Дубовые панно из коллекции графини Келлер – магнит для посетителей. Работа германских мастеров начала XVII века. Похожих не найти и в крупнейших российских музеях. Многофигурные резные изображения увлекательно разглядывать, даже если не знаешь сюжет. В этом случае можно самому нафантазировать много историй. И хотя на панно «зашифрованы» библейские притчи о царе Соломоне и о царице Эсфирь, персонажи одеты по моде позднего средневековья.
А еще в музее живут два дракона. Их место обитания – большие фарфоровые вазы XIX века, которые они обвивают своими гибкими туловищами. Ярко-красный лак из смолы экзотического дерева – лучший фон для мифических животных. Знатоки-драконологии по количеству пальцев на драконьих лапах определяют страну, откуда они прибыли. Кстати, в музее много китайских и японских фарфоровых вещиц с изображением символов счастья. Найдите летучую мышь, собачку Фо, бамбук и хризантему и почувствуете себя гораздо счастливее!
Зарайский музей и Лувр, что общего? По-императорски роскошная мебель. В топе чудес – французский книжный шкаф, отделанный черным деревом и позолоченной бронзой. В экспозиции он находится благодаря реставраторам из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря, исполнившим давнюю мечту музейных сотрудников. Мебель такого же дизайна есть только в апартаментах императора Наполеона III в Лувре. Рядом два шкафа и комод в стиле Буль, украшенные пластинками черепахового панциря, как было модно во времена короля Людовика XIV. И все это когда-то было частью меблировки дома в усадьбе Сенницы.
Сопротивление бесполезно. Очарование портрета Марии Келлер, последней владелицы Сенниц, непобедимо. В чем загадка этой работы Леона Бакста? В грациозной позе модели, в огромной черной шляпе с перьями, в струящейся ткани платья, в печальном взгляде красивых глаз? В разные годы разгадать ее пытались посетители не только зарайского музея, но и выставок с участием картины – в Нью-Йорке, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в московском Манеже.
Как найти
Музей ежедневно открыт для посетителей с 10.00 до 18.00 (касса работает до 17.00). Выходные – понедельник, вторник и последняя пятница месяца. Обычно летом по субботам музей открыт до 20.00, касса – до 19.00. Позвонить в музей можно по тел. 8 (496-66) 730-72. E-mail: kreml-prosvetotdel@yandex.ru. Сайт: http://museumzaraysk.ru/
Добираются в Зарайск из Москвы за 2,5 часа автобусом от станции метро «Котельники». На своем авто – по трассе М5 через Луховицы или по платной трассе М4. Рядом с кремлем есть парковка. Можно на электричке – от Казанского вокзала до станции «Голутвин», затем автобусом из Коломны в Зарайск. В городе найдется пара уютных гостиниц и несколько кафе с вкусной едой.
Можно осмотреть еще два объекта музея «Зарайский кремль». Это Дом А. С. Голубкиной – выдающегося скульптора Серебряного века и усадьба Достоевских Даровое в 12 км от города. В историческом центре Зарайска времен Екатерины II на водонапорной башне начала XX века есть смотровая площадка с видом на город и окрестности. В кремлевском соборе Иоанна Предтечи находится особо почитаемая икона Николы Зарайского XVI века. Незабываемое впечатление оставит прогулка по кремлю, который помнит воеводу Дмитрия Пожарского.
Комментарии