Такой родной сердцу уголок. - ХранителиРодины.рф

Всегда очень интересно узнать историю возникновения того места, где ты живёшь. Не правда ли?В своей работе я постарался систематизировать все собранные мной материалы.

Понятия «Отчизна», «Родина» в детском возрасте, как правило, ассоциируются с конкретным посёлком, деревней, городом. От того, насколько хорошо мы знаем и любим свой край, его историю, часто зависит и глубина нашего патриотического чувства.

Знакомство с памятниками культуры, изучение истории родного края по конкретным археологическим источникам, обычаев и традиций населения – этим я начал увлекаться довольно давно.

Моя малая родина - небольшое село на берегу реки Волга. Попав сюда, даже самый чёрствый человек не останется равнодушным к красоте этих мест. Величественная Волга-царица, просторные леса, святые родники, необъятные горы. Каждый найдёт то, что придётся ему по душе.

История названия села.

Шиловка. Ориентировочно название происходит от рода занятий проживающих в селе крестьян, которые в зимний период времени занимались ремёслами – портняжным, скорняжным и сапожным.

В начале 20-х годов семьи – отец с 5-ю – 6-ю сыновьями уходили в соседние сёла на заработки – шили обувь, верхнюю одежду. Шили только мужчины, а женщины занимались хозяйством. Шило – Шили - Шиловка.

Об истории села мною собраны следующие материалы.

1. В краеведческом музее города Сенгилея хранятся материалы о дореволюционной истории села. Это записи 1667 года, приведу их полностью, с сохранением стиля и правописания источника. Шиловка была основана в 1666 году. В грамоте князя Дашкова написано: «Крестьянам села Шиловки платить по гривне со двора с марта 1667 года».

2. Есть записи 1882 года, представленные на сайте: travellers.ru›…shilovka-(sengileevskijj-rajjon).

Село Шиловка расположено непосредственно на берегу р. Волга, при впадении в нее небольшой речки Брусянки, в 40 верстах ниже Симбирска. Это самое богатое село Симбирского уезда. В нём 4306 жителей (2067 муж. и 2239 жен.), 726 дворов. Среди лугов много рыболовных озер, но все они принадлежат удельному ведомству, а арендует их богатый купец из местных крестьян Гаврилов. По земле Шиловского общества течет родник, называемый «Поничное горлышко». Ради чего присвоено ему такое название – неизвестно, но в летнюю засуху к этому роднику ходят молебствовать о дожде, так что он, в жизни местного населения, имеет значение; родник течет на протяжении двух верст, не по оврагу, а в открытом поле и пропадает в земле, также как и начинается. В трёх верстах от села на юг, в стороне от дороги в г. Сенгилей, среди пахотного поля, возвышается местность, приблизительно полверсты в квадрате, называемая «бык»; по рассказам стариков, несколько лет тому назад, здесь находили человеческие черепа и кости очень больших размеров.

Вследствие плохого качества надельной земли, в с.Шиловка весьма развита промышленная жизнь. Население здесь занимается преимущественно садоводством; садов очень много, размером от полдесятины до двух десятин; сады тянутся по берегу р. Волги, на несколько верст выше и ниже села; из всего количества усадебной земли, принадлежащей к селу, около 200 десятин под садами. В садах почти исключительно яблоки, других фруктов и ягод, сравнительно, немного и не у всех. По богатству выделяются двое из местных жителей, временные купцы 1-й гильдии: 1) Иван Андреевич Гаврилов – у него два парохода, десять барж, богатый дом в селе; он арендует у удельного ведомства меловые горы и рыбные ловли по Волге и озерам, и 2) Василий Александрович Петров – торгует сокоркой и мочалой.

У Шиловского крестьянина среднего достатка: хорошая, просторная изба, три лошади, три коровы, овец до 20 голов и сад. Не менее 20 домохозяев имеют капиталы по несколько тысяч; одни из них торгуют сокоркой, другие имеют большие сады, а у некоторых по две, по три баржи, сдаваемые в аренду. У третьей части домохозяев по одному, а то и по два работника уходят на заработок в Баку, там на нефтяных заводах хорошо платят рабочему, а иные плавают матросами на пароходах по Волге.

Прежде существовало в с. Шиловка горшечное производство. Лет тридцать тому назад здесь было более 20 горшечных заводов, но их изделия не шли далее окрестных базаров; вследствие невысокого качества глины, добываемой в местных окрестностях, этот промысел постепенно падал и, наконец, почти вовсе прекратился. Нынче в Шиловке только двое горшечников.

Каменная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы очень тесна и бедна; она построена в 1847 году на месте прежней каменной же, построенной в 1820 году, но по непрочности здания разобранной. В церкви хранится евангелие, печатанное в 1717 г. из чего можно заключить, что первоначальная церковь в Шиловке была построена в начале 18-го столетия, документальных же сведений об этом не сохранилось.

Школы в Шиловке основаны: мужская – в 1844 году, а женская – в 1895 году. Летом того же 1895 года в Шиловке открыт приемный покой, с постоянным местопребыванием фельдшера. Купец И. А. Гаврилов подарил, для этой цели, дом в селе.

С 1 августа 1898 года переведено сюда, из Тушны, почтово-телеграфное отделение, с состоящею при нём сберегательной кассой.

3. На сайте URL: ulpressa.ru›sergeyprozorov…shilovskie… есть материалы историка Сергея Прозорова «Сакральная земля: шиловские драконы».

Риза Салихович Багаутдинов дал своё объяснение признакам цивилизации на рисунках с берегов Волги. Он считает, что в Шиловке похоронен булгарский правитель, который привёл свой народ с территории Великой Болгарии, располагавшейся в степных предгорьях Северного Кавказа. После разгрома, который учинили этому государству хазары в 670-х годах, болгарские племена разделились на части. Так вот одна из этих частей болгар, по традиционной версии историков, и ушла в Среднее Поволжье, дав начало волжским булгарам, предкам современных чувашей и татар.

Шиловский курган заметно выдаётся из всей группы захоронений, но это объясняется тем, что он был сооружён раньше других: новинковская группа в основном относится археологами к первой половине VΙΙΙ века. Вероятно, особость кургану придаёт и статус его «хозяина» - булгарского правителя, наследника Кубрата.

Ко второй половине VΙΙ века относится катакомбное погребение, обнаружено в кургане у села Шиловка. Изучая рисунки драконов, которые найдены в захоронении вождя кочевников VΙΙ века в Шиловке, можно открыть для себя удивительную историю зарождения государственности тюркских народов Поволжья. Шиловские изображения фантастических хищников на поверку оказались древнейшим евразийским символом власти на нашей территории и должны занять своё достойное место в символике ульяновского региона.

Согласно проводившимся археологическим раскопкам и грамоте князя Дашкова, основание села Шиловка относят к 1666 году. Название села предполагает две версии: по одной из них название связано с купцом Шиловым, проживающим в селе, по второй – с основным занятием: шитьём, которым занималась большая часть населения, и это занятие приносило основной доход в семью.

Наше село самое чистое, самое красивое, самое лучшее.

В нём живут добрые и дружные люди. Раньше население села было многонациональным, и численность его составляла около 5 тысяч человек. В музейной комнате школы хранятся различные свидетельствования того, что раньше на территории села располагался татарский город Арбужин и, говорят, что давно на этом месте велись раскопки, и существование города подтвердилось.

В настоящее время население Шиловки небольшое – около тысячи человек, но тоже многонациональное: русские, татары, чуваши, казахи, мордва. В основном, население трудится в совхозе, в школе, детском саду, магазинах, выращивают скотину, ведут подсобное хозяйство.

В селе есть магазины, детский сад, школа, почтовое отделение, фельдшерско-акушерский пункт, храм, сельская библиотека, меловой завод.

В настоящее время Меловой завод работает, добывает качественный мел, который внедряется в производство не только в Ульяновской области, но и за её пределами.

В Шиловке очень красивая природа. Раньше было очень много фруктово-ягодных садов (Каргины, Криушинские), урожай из которых поставлялся во многие города России. Сейчас, к сожалению, эти сады стали дикими.

В советское время, во времена гонений на церковь, храм подвергся поруганию. Его закрыли и сделали клуб. Очень отрадно, что силами не равнодушных к столь важному делу людей, в 2012 году храм начали восстанавливать. С 2013 года в храме проводятся службы, люди венчаются, крестят детей. Ежегодно в храм привозят икону Казанской Божией матери.

Сейчас наше село очень быстро благоустраивается: ведутся работы по восстановлению Храма, реставрируется памятник, павшим в Великой Отечественной войне. В 2014 году полностью было отремонтировано здание детского сада, в 2016 - здание школы, в 2017 году - местный фельдшерско-акушерский пункт.

Исторические и ономастические легенды села.

Всегда было любопытно послушать рассказы дедушек и бабушек о легендах села. Вот, какие интересные истории мне поведали старожилы нашего села.

Легенда о Малашкиной горе.

Малашкина гора расположена на берегу реки Волга. Название связано с тем, что когда-то давно на окраине села с бабушкой жила девушка по имени Малаша. Полюбила Малаша парня из деревни, но чувства оказались безответными, и она сбросилась с обрыва горы. И вот теперь эта гора носит название Малашкина.

Легенда о Шиловской шишке.

Шиловская шишка расположена на юго-западе от села Шиловка. Высота 300 метров от уровня моря, высота самой возвышенности 180 метров. Координаты – 54 градуса, 01. В Симбирске орудовал пособник Степана Разина Шелудяк. Лагерь Шелудяка был в Поповом овраге села Шиловка. С Малашкиной горы разбойники отслеживали – кто плывёт по Волге, и оврагом выходили к пристани грабить суда, и якобы всё награбленное спрятали в районе Шиловской шишки и 3-го оврага. Искатели – чёрные копатели до сих пор ищут точное место и закопанный клад. У местных жителей до сих пор сохранилось предание о большом кладе, оставленном, будто бы жившими здесь разбойниками и хранящемся на горе, в подвале, где лежат четыре бочки с золотом, прикрепленные к каменной стене цепями, а сторожит этот клад медведь и татарин. В пятидесятых годах 19-го столетия искали здесь клад, но ни медведя, ни татарина, никакого клада не оказалось.

В краеведческом музее имени Солуянова есть сведения только о двух легендах села Шиловка (О Шиловской шишке, о кладе)

Легенда о древнем могильнике.

В трех верстах от села на юг, в стороне от дороги в г. Сенгилей, среди пахотного поля, возвышается местность, приблизительно полверсты в квадрате, называемая «бык». По рассказам стариков, несколько лет тому назад, здесь находили человеческие черепа и кости очень больших размеров.

Легенда о святом источнике

во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.



По преданию, в ХIХ веке, путник забрёл в глухие леса Шиловки. Его ноги болели, и он сильно устал, ему было тяжело идти. Наступила ночь и странник заснул там, где она его застала. Во сне ему явились первоверховные апостолы Пётр и Павел и указали, что вылечить больные ноги можно в источнике, здесь же. Проснувшись, путник нашёл родник, который выбивал в нескольких метрах от места его ночлега. Омыв ноги, странник ощутил облегчение, боли стали уходить. Монах решил, что именно здесь ему и место, поселился и стал жить, молиться у источника и ухаживать за ним. Вырыл поблизости землянку, но где она находилась, сейчас никто не знает.

Молва о странном жителе в лесу разнеслась по округе. Местные жители потянулись в эти места, прознали про исцеление и целебные свойства родника. Многие стали получать облегчение в болезнях и от недугов. Вскоре в Шиловке был построен храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, который до сих пор и стоит в селе.

В советское время, во времена гонений на церковь, родник и храм подверглись поруганию. Храм закрыли и сделали клуб, а про источник практически забыли. И только в последнее время ситуация изменилась, храм стал восстанавливаться, к роднику потянулись верующие.

У святого источника установили деревянный поклонный крест, поставили срубовую неглубокую открытую купель. Дебет источника невелик, но вода вкусна и холодна.



К источнику совершают паломничество, в основном, женщины, страдающие женскими болезнями и мужчины с заболеваниями ног.



Я всегда буду любить свою малую родину за всё, что в ней есть и будет. Ведь это место строилось не просто так, в него вложена душа. Совсем скоро мне предстоит уехать из Шиловки, чтобы учиться. Но где бы я ни был, самые лучшие моменты моей жизни, связанные с селом, навсегда останутся в памяти.

Я желаю своему селу процветания и благополучия.





Подзаголовок H2 Арбужин

Подзаголовок H2  Шиловская шишка

Подзаголовок H2 Малашкина гора

Подзаголовок H2  "Быки"

Подзаголовок H2  Храм Петра и Павла

Подзаголовок H2  Родник Петра и Павла

Подзаголовок H2  Волжский залив

Подзаголовок H2  река Волга

Подзаголовок H2   Малашкина гора

Подзаголовок H2   Здание конторы ООО "Шиловское"

Подзаголовок H2 Вид Шиловки с Малашкиной горы

Комментарии