Страницы из семейной саги - ХранителиРодины.рф

Феномен рода Дмитриевых нельзя объяснить только профессионализмом, интеллигентностью, высокой образованностью, во всех их деяниях чувством патриотизма, в любви и заботе о той земле, с которой их свела судьба.

Феномен рода Дмитриевых нельзя объяснить только профессионализмом, интеллигентностью, высокой образованностью, во всех их деяниях чувством патриотизма, в любви и заботе о той земле, с которой их свела судьба. В нашем городе хорошо известно имя Фёдора Михайловича Дмитриева - первого русского директора Раменской бумагопрядильной мануфактуры.

Имя Фёдора Михайловича Дмитриева - замечательного человека, руководителя, гуманиста открыла для нас хранительница рода Екатерина Фёдоровна Дмитриева-Гиппиус - правнучка Фёдора Михайловича по линии его сына Николая.

За последние годы краеведам стало много известно из жизни и деятельности детей, внуков и правнуков Ф.М.Дмитриева и почти ничего о потомках его брата Владимира Михайловича, который после смерти Фёдора Михайловича почти десять лет был одним из руководителей Раменской фабрики.

Моё исследование посвящено Владимиру Владимировичу Дмитриеву- внуку Владимира Михайловича и внучатому племяннику Фёдора Михайловича.

В.В. Дмитриев - "Театральный художник громадного таланта", лауреат 4-х Государственных премий, Заслуженный деятель искусств РСФСР, кавалер ордена "Знак почёта", главный художник МХАТ, о творчестве которого написано немало книг и исследований, но мало фактов о его происхождении.

Учитывая хорошие творческие связи с музеем МХТ, мои исследования удачно осуществились в архивах этого музея. Мне дали возможность ознакомится с документами, связанными с жизнью и деятельностью художника и особо важно с его автобиографией, которую Владимир Владимирович написал в 1947 году незадолго до его смерти. В ней изложены основные вехи жизни и творчества художника. Он родился в Москве в 1900 г и в раннем детстве был перевезён в Петербург. Изучены и другие архивные источники, из которых известно, что отец художника, Владимир Владимирович Дмитриев - племянник Фёдора Михайловича, был инженером, директором оборонного завода. Мать - артистка Санкт-Петербургского Александрийского театра (ныне - государственный театр драмы имени А.С.Пушкина). Она была знакома со многими ведущими мастерами сценического искусства того времени, и с ранних лет ввела сыновей Владимира и Льва в театральную среду.

Младший брат Владимира - Лев Владимирович написал прекрасные воспоминания о своих детских впечатлениях под названием "Чудесный вечер" о том, что в семье Дмитриевых было "...небольшое семейное развлечение. В так называемой "малой сцене" был установлен и прекрасно оборудован по всем правилам домашний театр... Директором, режиссёр и первым кукловодом, а также артистом исполнявшим за кулисами все мужские роли, был младший сын инженера, я, 7 летний Лёвка... Художником же был мой старший брат , 16-летний Володя,

впоследствии один из ведущих театральных художников В.В.Дмитриев, проживший недолгую, но полную больших достижений и художественных "откровений" жизнь. Таким образом, всё у нас было на самом высоком уровне. ... несколько слов о моём брате Володе. В то время... брат мой начинал своё художественное формирование. Недалеко от нашего дома на углу Английского проспекта... помещалась художественная студия. В этой студии преподавал замечательный художник-педагог Петров-Водкин... Наша мама была актрисой... близко познакомилась с начавшим ... в театре свою блестящую деятельность театрального мага В.Э. Мейерхольдом... Володя начал посещать театральную студию Мейерхольда..., который ... посещал наш дом... И однажды, после того как у нас был установлен театр марионетки, Всеволод Эмильевич постоял в нашей "малой" гостиной, перед занавесом, исполненном моим братом в самой затейливой и красивой манере и сказал: "Когда я вижу перед собой опущенный театральный занавес, у меня появляется вполне понятное желание посмотреть, что там за этим занавесом". Это была высокая оценка будущему художнику - декоратору.

Круг интересов Володи был очень широк. Он увлекался музыкой, ходил на симфонические концерты. Ему был близок мир поэзии, особенно А.Блок. Он чувствовал в себе литературные способности, пробовал писать рецензии и статьи. Столь же жадно впитывал юный Дмитриев и театральные впечатления, определяющее место среди которых занимали спектакли Мейерхольда. Эти обстоятельства повлияли на выбор творческого пути: прекрасный живописец, Дмитриев полнее и ярче всего выразил себя как театральный художник. Первый успех Дмитриева был связан с постановками В.Мейерхольда.

Лучшие его произведения 1920-х гг. были созданы для музыкальных театров Ленинграда и Москвы. Яркая живописность, острота новаторских сценических решений и чуткость к музыкальной основе принесли известность таким его спектаклям, как "Любовь к трем апельсинам" С. С. Прокофьева (1926), "Борис Годунов" М. П. Мусоргского (1928) и особенно "Пиковая дама" П. И. Чайковского (1931), декорации к которой заслуженно считаются классическими.

В 1930 г. с успехом прошел в его декорациях спектакль "Воскресение" по роману Л. Н. Толстого, и именно в оформлении Дмитриева были осуществлены все этапные постановки МХАТа 1930-х гг.: "Враги" М. Горького (1937), "Анна Каренина" по роману Л. Н. Толстого (1937), "Три сестры" А. П. Чехова (1940).

Изучая творчество В.В.Дмитриева, невозможно было пройти мимо его личной судьбы и тех трагических событий, которые выпали на его долю.

Его первая жена- Елизавета Исаевна Долуханова - дочь знаменитого адвоката, была талантливым искусствоведом, широко известной среди литераторов того времени. Дружила с Тыняновым, Маяковским, Зощенко, Шварцем, Лидией Гинзбург, которые постоянно были гостями в ленинградской квартире Дмитриевых. Семья была в близких отношениях с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. С середины 30-х годов Елизавету Долуханову неоднократно вызывали в следственный комитет НКВД с предложением сбора компромата на гостей. "Вы, говорили, устраиваете литпосиделки, нечто вроде салона, это очень хорошо! Мы предлагая вам этот салон расширить!.. Но вы будете должны сообщать нам обо всех разговорах, которые будут там вестись". Вета (так звали Елизавету в дружеском кругу) жутко перепугалась и ища мотив для отказа сказала: "Да как же, я не могу! .. Да у меня и квартира маленькая!". В ответ было: "Пусть это вас не тревожит - с квартирой поможем". Елизавета Исаевна поняла, что попала в ловушку. После нескольких неизменных отказов, в феврале 1938 года, она была арестована и расстреляна в Левашовской пустоши под Ленинградом. По другой версии её забили ногами во время допросов. Этой молодой красивой женщине было всего 34 года. Реабилитировали Е.И.Долуханову в 1989 г.

От этого брака у Владимира Дмитриева осталась дочь Татьяна, которой после гтбели матери было всего 5лет. В дальнейшем она окончила московский университет. Работала до последних дней жизни в одном из Московских НИИ. Дружила с семьёй Е.Ф.Гиппиус-Дмитриевой, от которой я узнала, что Татьяна Владимировна недавно умерла и похоронена на Ваганьковском кладбище. Она приезжала к нам в Раменское на открытие памятника и мемориальной доски Ф.М.Дмитриеву, посещала наш музей.

После гибели Долухановой Владимира Дмитриева вызвали в НКВД и цинично заявили он чтобы искал себе другую жену. Тяжело переживая гибель Елизаветы Исаевны, художник переехал в Москву. У Владимира Владимировича было сильное нервное расстройство. Он не мог открыто делиться со своим горем и только в письмах к другу семьи

знаменитой актрисе, вдове А.П.Чехова, Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой, открывал свою душу. Переписка Владимира Владимировича с Ольгой Леонардовной хранится в архиве музея МХАТ.

В Москве Дмитриев женился второй раз на актрисе театра Армии Марине Владимировне Пастуховой.

В этом браке в 1940 г. родилась дочь Анна. Анна Владимировна Дмитриева- заслуженный мастер спорта, 18-кратная чемпионка СССР в большом теннисе, журналистка и спортивный комментатор. Крёстной матерью Анны была О.Л.Книппер-Чехова.

В Москве В.В.Дмитриев познакомился со своими родственниками - потомками Фёдора Михайловича. Внук Фёдора Михайловича- сын Николая Фёдоровича - Фёдор Николаевич, как и его жена, были прекрасными художниками по тканям (родители Екатерины и Коли Дмитриевых).

Брат Екатерины Фёдоровны Дмитриевой-Гиппиус - юный художник Коля Дмитриев подавал большие надежды, учился в художественной школе. Он был знаком с семьёй своего знаменитого родственника, ходил во МХАТ, на премьеры и генеральные репетиции спектаклей, оформленных художником - декоратором В.В.Дмитриевым.

Владимир Владимирович предрекал юному художнику большое будущее, но, как известно жизнь Коли Дмитриева трагически прервалась в 15-летнем возрасте. Работы Коли бережно хранятся в семье Гиппиус и неоднократно выставлялись в Раменском музее.

В 1941 г. В.В. Дмитриев стал главным художником МХАТ, где оформил все этапные постановки этого театра. Сотрудничал и с другими театрами, оформляя не только драматические, но и оперные спектакли на сцене Большого театра и на других театральных подмостках Москвы и Ленинграда. Государственными премиями были отмечены следующие его работы: спектакль "Последняя жертва" Н.Островского (1944г.), опера П.И.Чайковского "Орлеанская дева"(1945г.), «Вражья сила" А.Н.Серова (1948г.) и посмертно за оперный спектакль «Проданная невеста» Б. Сметаны (1948).

Дмитриев известен в основном как художник театра. Оформил около 150 драматических, оперных и балетных спектаклей и опубликовал множество статей о них. Помимо театральной деятельности Владимир Владимирович всю свою жизнь продолжал заниматься станковой живописью и принимал участие в художественных выставках. В архиве музея МХАТ хранятся пригласительные билеты на выставки работ Дмитриева, которые были организованы уже после его смерти в Москве в 1954 и в 1976г.г.

Большие творческие планы Владимира Владимировича прервала его ранняя смерть. Он умер в 1948 году после тяжёлой болезни и похоронен с большими почестями на Новодевичьем кладбище. В архиве хранится большое количество телеграмм от деятелей искусства по случаю ухода из жизни выдающегося художника, а также постановления о назначении именных пенсий его вдове и дочерям.

Методист Музея п. Малаховка,

заслуженный работник культуры Московской обоасти,

Татьяна Васильевна Андреева

Комментарии