Одобрено редакцией
Как раньше добывали соль?
Музей истории соли, Соликамск, Пермский край
Несколько веков назад значение соли для общества было иное, чем в настоящее время. Тогда добыча её была дорогой, поэтому соль зачастую заменяла деньги. Из-за соли велись войны. На местах её добычи строили города, а для перевозки прокладывали дороги. В Древней Руси из-за повышения налога на соль не раз возникали соляные бунты.
Пермяк – солёные уши
В центре краевой столицы – в Перми – есть скульптурная композиция «Пермяк – солёные уши». Гости Пермского края с удовольствием фотографируются на её фоне. Но мало кто знает, что выражение это родилось на соляных промыслах.
О значении соли и способах её добычи вы можете узнать в единственном в России музее истории соли, расположенном на севере Пермского края в Соликамске. Он был открыт в 80-х годах XX века как филиал Соликамского краеведческого музея на месте бывшего Усть-Боровского солеваренного завода. С 12 января 2012 г. это отдельный музей.
Завод был основан в 1878 г. купцом Александром Рязанцевым на левом берегу реки Камы близ впадения в нее реки Боровой. Купец арендовал у крестьян земли, на которых ничего не росло. При этом он обещал построить на пустыре завод, обеспечить местных жителей рабочими местами, нести расходы на медицинское обслуживание работников и их семей, обязался обучать детей в школе. И он выполнил своё слово. В то время Усть-Боровской солеваренный завод был единственным предприятием, на которое, несмотря на суровые условия труда, стремились попасть местные жители.
Вокруг солеварен Рязанцева возник рабочий посёлок Боровск, который со временем слился с селом Усть-Боровским и сейчас является частью Соликамска. Здесь стали добывать соль, которую называли «Пермянкой», как и всю соль, вываренную на Прикамских соляных промыслах, начиная с XV века.
В музее есть фотография конца XIX века, запечатлевшая соленосов амбара. За спиной у них огромные мешки. Для женщин норма была – 3 пуда, это 48 кг соли. Мужчины таскали по 5–5,5 пудов, что составляло 80–88 кг. «Пермянка» – соль мелкая, она сыпалась на голову, попадала на уши и раздражала кожу. Отмывать ее было некогда, поэтому соль въедалась в уши, отчего они становились красными, воспалялись и шелушились. Когда человек снимал головной убор, становились видны его просоленные уши. Отсюда и пошло «солёное» прозвище, которое распространилось на всех жителей края.
Примерить на себя
– Мы предлагаем школьникам, которые приходят на экскурсии, пройти «Солёный тимбилдинг» – командные соревнования, задания которых перекликаются с работой на промыслах. Можно попробовать испытать себя в разных специальностях – побыть кузнецом-цыренщиком (тем, кто раскалывает и переворачивает запекшуюся соль), каталем (тем, кто подвозит грузы на тачке), трубных дел мастером, и, конечно же, соленосом – поднять и перенести на короткое расстояние пуд соли (16 кг).
У работников завода смена длилась от 8 до 12 часов. Дети начинали трудиться на солеваренном промысле с 11–12 лет и раньше. «Оповещалами», например, нанимали даже 8-летних детей, которые бегали по дворам и пели под окнами работников сользавода молитвы – созывали их на смену. Ребята постарше (12–17 лет) служили ездоками на лошадях. Они беспрерывно гоняли лошадей по кругу, чем приводили в движение конный ворот для стабильной подачи рассола. Такая смена длилась шесть часов. Рассказы о детском труде, да ещё возможность попробовать мешки соли «на вес» обычно производят на подростков больше впечатление.
Особенно внимательно слушают школьники рассказ об ярыжках (подсобных рабочих). Им приходилось смазывать огромную сковороду-цырен, на которой выпаривали соль, ржаным тестом. Площадь такой сковороды – около 400 кв. м. Она состояла из нескольких частей, соединённых между собой клёпками. Чтобы рассол не протёк через щели, нагревающийся цырен очень быстро нужно было промазать ржаным тестом, смешанным со слюной, а не с водой. Благодаря соединению со слюной в тесте образуется крахмал, который помогает законопатить щели. Ярыжки в лаптях заскакивали на сковороду и, пританцовывая от нестерпимого жара, промазывали сковороду тестом.
Подаренные солонки
Усть-Боровской соляной завод действовал до 1972 г. К этому времени предприятие морально и физически устарело. Почти за 100 лет своего существования оно не меняло своей технологии – рассолы поднимали со стометровой глубины, выпаривали в варницах и готовую соль рассыпали по мешкам.
На территории музея все объекты солеваренного промысла сохранились в первозданном виде. Это три варницы, две рассольных башни, два ларя для отстаивания рассола, один амбар для хранения соли, здание конторы завода 1884 г. и изба XIX века. Одну солеваренную цепочку – рассольную башню, варницу, ларь и амбар передали в музей деревянного зодчества, расположенный в деревне Хохловка недалеко от Перми. Но в этой башне нельзя увидеть процесс добычи соли. А Музей истории соли в Усть-Боровой в 2019 г. выиграл грант краевого министерства культуры, благодаря которому с помощью технологии дополненной реальности можно увидеть, как поднимали с большой глубины рассол, из которого потом выпаривали соль.
А ещё рассольные башни строили из брёвен, которые предварительно выдерживали в соляном растворе. Это делалось для того, чтобы древесина не гнила, ведь соль – естественный консервант. И сейчас, несмотря на то, что башни уже давно не работают, на брёвнах, из которых они сложены, выступает соль. Посетители, которым всё хочется узнать на ощупь и на вкус, постоянно пытаются лизнуть и эти брёвна.
В феврале 2005 г. в здании конторы завода случился пожар. Огонь повредил помещения второго этажа и часть мезонина. Уже к лету того же года фасад здания восстановили, но уже без украшений, которые были раньше. В 2014 г. отремонтировали первый этаж конторы завода. Места здесь для экспозиций немного, поэтому организовывают небольшие выставки.
Огромным интересом у посетителей пользуется коллекция солонок. Большая часть её досталась музею в подарок от жительницы Уфы Елены Стрельниковой. В 2018 г. она прислала письмо, в котором рассказала, что всю жизнь собирала ёмкости для хранения соли. Но коллекция так разрослась, что не помещается дома. Сотрудники музея отправились в Уфу и привезли полный багажник легковой машины солонок. Теперь посетители музея присылают свои экспонаты, пополняя коллекцию.
Сотрудники музея в соцсетях разместили просьбу посылать или привозить образцы соли из других стран. Так появилась соль, добытая в Германии, Болгарии, Словении. А гость из Франции, приехавший к своей невесте, проживающей в Пермском крае, привёз соль, собранную на соляных промыслах острова Ре, и маленького плюшевого ослика, которого тоже сейчас выставляют в музее.
От поваренной соли – к калийной
На старинной фотографии, выставленной в музее, рядом с соленосами запечатлён весовщик Павел Степанович Рязанцев – отец первооткрывателя соликамского калия Николая Павловича Рязанцева. Отец и сын работали вместе. Но затем Николай закончил Кунгурское техническое училище и устроился на Троицкий солеваренный завод техником.
В 1906 году руководство дало ему задание – пробурить новую скважину и определить, как залегают соляные пласты. Промышленники искали более дешёвый способ добычи соли. При бурении Николай Рязанцев наткнулся на пласт калийной соли. Это открытие стало настоящей промышленной революцией в стране. Сейчас в музее истории соли хранятся керны каменной соли, сильвинита и карналлита времён начала строительства Соликамского калийного комбината.
Рассказывая о музее истории соли, нельзя не упомянуть о его создателях. Первым директором, когда экспозиции, связанные с местным солеварением, были ещё в составе городского краеведческого музея, был Эвальд Везнер. Тогда на территории музея находилось только несколько объектов, оставшихся от бывшего Усть-Боровского завода. Остальные остались за забором. Их разрушало время, непогода, часть из них разобрали вандалы.
Беспокоясь о сохранности исторических ценностей, Эвальд Губертович поднял эту тему в 1986 г. на Всесоюзной конференции «Соль и освоение края», проходившей на бывшем сользаводе. Тогда и приняли решение о создании музея истории соли. Эвальду Везнеру удалось организовать местных школьников и студентов на субботники по благоустройству территории, уходу за объектами.
Будущий музей создавали всем миром. Но в 90-е эти работы остановили. Затем последовала череда пожаров, в которых многие деревянные здания пострадали. Более 10 лет музей находился в забвении.
В 2013 г. к руководству музеем пришла Юлия Сырчикова, которая руководит им и по сей день. Ей удалось создать команду единомышленников, которая не жалеет сил и времени для развития культурного объекта. В 2015 г. Юлия Александровна выиграла первый грант от фонда Владимира Потанина. Благодаря этому у музея появился сайт.
Всего с 2013 г. она написала, выиграла и с помощью команды реализовала 22 гранта – городских, краевых и российских. Благодаря её инициативе и усилиям всего коллектива о музее истории соли в Соликамске знают не только в Пермском крае, но и далеко за его пределами.
Как найти
Адрес музея: г. Соликамск Пермского края, ул. Газеты «Звезда», 2. Тел. 8 (342) 533-43-97.
Комментарии