"Подстоличная Сибирь"
Музей "Вологодская ссылка", Вологда, Вологодская область
История о том, как Вологда стала крупнейшим политическим центром и слава о ней загремела "во всех уголках России, где хоть какая была и самая незаметная революционная организация, а где ее не было!".
Прогуливаясь по историческому центру древнего северного города Вологда можно обнаружить невзрачный деревянный дом XIX века. Пройдя по узким половицам и открыв старинную тяжёлую дверь, мы очутимся в удивительном месте, где более ста лет назад, в 1912 году, жил политссыльный Иосиф Сталин (тогда ещё Джугашвили).
Судьба дома-музея
В 1937 году был в Вологде был открыт музей, посвящённый жизни и деятельности И.В. Сталина. Экспозиция рассказывала о жизни вождя народов в Вологде, куда он был сослан в 1911 году за нелегальную политическую деятельность в составе РСДРП(б), и его современной деятельности. По инициативе вологжан на доме была установлена мемориальная табличка, а в 1944 году по случая юбилея Иосифа Виссарионовича два вологодских школьника предложили переименовать Вологду в Сталинск. На это он ответил, что достаточно того, что уже есть.
Но в 1956 году после смены внешнеполитического курса ЦК музей был преобразован в Дом-музей революционной деятельности большевиков в вологодской ссылке, а после и совсем закрыт. Возрождение состоялось в 2007 году - в том же здании появился музей "Вологодская ссылка".
Вологда ссыльная
Благодаря своей немноголюдности и близости к двум столицам (отсюда и "Подстоличная Сибирь"), в XIX веке Вологда превратилась в крупнейший центр политической ссылки. В 1830-1850-е годы здесь отбывали наказание польские революционеры и неугодные императору дворяне, например поэт В.И. Соколовский, сосланный в Вологду за "сочинение издевательских куплетов" про царя и его семью. В 1850-1890-е сюда массово ссылались представители различных народнических течений - Николай Шелгунов, Василий Берви-Флёровский, Пётр Лавров, Герман Лопатин. В 1890-1910-е годы - члены левых политических объединений: социал-демократы, эсеры, анархисты.
Начало XX века - это пик Вологодской ссылки: в ней находилось 10-15 тысяч человек, что является умопомрачительным числом, учитывая, какова была численность самих политических партий. Ссыльные играли немаловажную роль в жизни города и даже образовали свою "колонию". Именно этому периоду посвящена основная экспозиция музея.
Повседневная жизнь заключённых
После пересылки в город заключённый подвергался обязательному досмотру и допросу. Если полицейские мероприятия не были пройдены, то он направлялся в тюрьму. В благоприятном исходе его отпускали в город: жилище он должен был найти сам, за пределы поселения выезжать запрещалось. Месячное пособие составляло 8-11 рублей (к слову, заработная плата дворника в среднем составляла 18 рублей), работать в городе ссыльному также было запрещено, но многие находили другие средства существования – частное преподавание, написание статей в местные газеты или партийное финансирование, если ЦК партии одобрит выделение средств на ссыльного.
Условия жизни в вологодской ссылке были непростыми, хотя это во многом зависело от самого ссыльного и его материального положения - так, Николай Бердяев, обладавший солидным капиталом и имевший родственные связи с городским начальством, жил в самой дорогой гостинице "Золотой якорь" и ездил на велосипеде по городским окрестностям, а бедный студент Вячеслав Скрябин (в будущем Молотов) ютился с несколькими людьми на съёмной квартире, кишевшей клопами, и играл на мандолине в ближайшем кабаке, зарабатывая деньги.
Сосланные в сибирские рудники заключённые имели все основания завидовать вологодским ссыльным из-за климатических условий, географической близости к крупным городам России и Европы, отсутствия принудительных работ. К тому же сибирские заключённые имели намного меньше возможностей связаться друг с другом, т.к. были рассеяны по огромной территории от Екатеринбурга до Омска, в то время как географический масштаб вологодской ссылки ограничивался одной губернией.
Бежать было легко, но тем самым ссыльный подставлял свою партию и имел все шансы на повторное наказание, в случае неудачи. Если заключённый являлся важным политическим деятелем, то ЦК парти могло организовать его побег - к примеру, в 1912 году ЦК РСДРП(б) через Серго Орджоникидзе организовал побег Иосифа Сталина, а ещё раньше, в 1870 году народники во главе с Германом Лопатиным организовали побег Петра Лаврова.
"Вологодская колония"
В 1901-1903 гг. в качестве ссыльных в городе оказались по-настоящему эпохальные в будущем личности: нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский, первый директор Института переливания крови, влиятельный большевик А.А. Богданов (Малиновский), писатель А.М. Ремизов, религиозный философ Н.А. Бердяев, крупнейший пушкинист и литературовед П.Е. Щеголев, руководитель Боевой организации партии эсеров Б.В. Савинков и многие другие.
Понятно, что в такой интересной компании что-то да должно было произойти - и произошло! Вологда стала настоящим кипящим котлом самых разных политических идей - в составе "колонии" политссыльных возникло два лагеря: "аристократия" во главе с Николаем Бердяевым, Алексеем Ремизовым, Павлом Щёголевым, Борисом Савинковым и "демократия" под руководством Александра Богданов и Анатолия Луначарского. Бердяев в своей книге "Самопознание" отмечал, что "Аристократия" была более независима в своих суждениях от коллектива, более индивидуалистична и свободна в своей жизни, имела связи с местным обществом, главным образом земским, отчасти с театром". "Демократия" же была сосредоточена в основном на политических собраниях и дискуссиях, старалась вести общий быт на равных началах.
Между ссыльными возникали самые разные взаимоотношения - так, врач-психотерапевт по образованию А.А. Богданов пытался поставить Н.А. Бердяеву диагноз, а П.Е. Щёголеву ссыльные дали прозвище "архивный фонд", т.к. он работал над биографией Гоголя и заказывал в Вологду письма Николая Васильевича - так в городе перебывала вся переписка классика!
С окончанием сроков наказаний "колония" угасла, а вместе с ней и вся общественно-политическая жизнь города.
Вячеслав Молотов, Иосиф Сталин, Мария Ульянова
Нет, это не состав Политбюро ЦК ВКП(б) в 1934 году, как бы Вы могли подумать, а самые известные заключённые последнего периода истории Вологодской ссылки (1906-1917 гг.)
После Революции 1905-1907 годов репрессивная политика царского правительства значительно усиливается. Настоящим ударом для российского политического сообщества стали печально известные военно-полевые суды П.А. Столыпина, созданные в 1906 году для расправы с ярыми революционерами. После подавления революции отношение власти к её организаторам не смягчилось - в этот период происходит второй подъём Вологодской ссылки.
В разное время здесь оказываются известные в будущем политики: нарком почт и телеграфов РСФСР В.Н. Подбельский, и.о. начальника Главного архивного управления НКВД Н.В. Мальцев, советский полпред в Литве и Чехословакии А.Я. Аросев, нарком иностранных дел и председатель СНК СССР В.М. Молотов (в те годы ещё Скрябин), "вождь всех времен и народов" И.В. Сталин (тогда ещё Джугашвили), младшая сестра В.И. Ленина, член ЦИК СССР М.И. Ульянова и многие другие.
Учитывая ошибки прошлых лет, Вологодское губернское жандармское управление пошло на хитрость и стало распределять ссыльных по разным городам губернии, всё время пересылая их из одного в другой. Так, Вячеслав Молотов за неполные два года ссылки четыре раза пересылался, полностью его маршрут выглядит так: Вологда-Тотьма-Сольвычегодск-Вологда.
По расчётам жандармов, это не должно было позволить ссыльным с одной стороны организовать своё политическое сообщество, а с другой осесть в городе, завести полезные знакомства и развернуть сети политической пропаганды.
Но их надежды оправдались лишь частично, поскольку никакие преграды не могли остановить людей, которые по-настоящему горели идеей - стараниями В.М. Молотова и М.И. Ульяновой в Вологде и других городах были созданы местные революционные организации, которые смогли взять власть в свои руки в 1917 году.
"Сибирь" и "Афины"
Алексей Михайлович Ремизов в своём автобиографическом романе "Иверень" писал "3а неповторимость и единственность красок "времен года" - какая громчайшая весна и сорокаградусная лють зимой! Вологда подлинно Афины - "Северные Афины".
Кажется странным, что он так поэтически воспринял город, который являлся местом его заточения, но он в этом не одинок: так, Николай Александрович Бердяев пишет в уже упоминавшемся "Самопознании": "Мне даже нравился этот старинный северный городок, очень своеобразный и для меня новый, так как я не знал великорусского севера", а Анатолий Васильевич Луначарский в своих мемуарах отмечает: "Я воспринял новые вологодские впечатления необычайно радостно. Я тогда физически воскресал и с особенным наслаждением впитывал в себя окружающее".
Пожалуй, в этом заключается весь парадокс Вологодской ссылки - снаружи это "Сибирь", а изнутри это подлинные "Афины".
Большинство ссыльных испытывали во время отбывания своего срока настоящий расцвет и душевный подъём - к примеру, известный теоретик народничества Пётр Лавров создал в ссылке своё самое знаменитое произведение "Исторические письма", ставшее "ударом грома" в общественной мысли. А другой народник Василий Берви-Флёровский написал в Вологде научный труд "Положение рабочего класса в России", который высоко ценил сам Карл Маркс. И таких примеров немало.
Несмотря на свою кажущуюся мрачность, ссылка является всё-таки является одним из светлых периодов в истории города, потому что в нём оказались многие великие исторические деятели, которые закалились в горниле Вологодской ссылки и с теплотой вспоминали об этом холодном северном городе с очень интересной историей.
Что ожидает гостей музея
Музей готов представить посетителям небольшую, но очень интересную и наглядную экспозицию с разными экспонатами: помимо различных фотографий, документов и характерных предметов (кандалы, решётки, одежда, бытовые вещи и проч.) в музее есть три очень натуральные восковые фигуры: фигура рабочего начала XX века, фигура жандарма, а также восковая фигура молодая Иосифа Сталина, сидящего за письменным столом в той самой комнате, где он и жил.
Вы также сможете осмотреть интерактивную выставку, представленную в виде личных дел ссыльных от писателей-демократов до большевиков-ленинцев, а ещё посмотреть небольшой документальный фильм о Вологде.
В музее есть ещё один очень интересный объект - два цилиндра с белыми и оранжевыми шариками. Опустив один из шариков в цилиндр, каждый посетитель может поучаствовать в опросе об отношении к роли И.В. Сталина в истории: оранжевый шарик - скорее отрицательное, чем положительное влияние, белый - скорее положительное, чем отрицательное. Стоит отметить, что в последние годы доля белых шариков растёт.
Как найти музей
Адрес дома-музея "Вологодская ссылка": Вологодская область, город Вологда, ул. Марии Ульяновой, д.33.
Телефон: 56-21-07
Группа в VK: https://vk.com/club88393510
Комментарии