Волшебные узоры Мстёры - ХранителиРодины.рф

Мстёра – посёлок во Владимирской области. У многих он ассоциируется со шкатулками, расписанными узорными сюжетами народных и пушкинских сказок. Может быть шкатулки, как предмет быта, сегодня и вышли из обихода, но сама лаковая миниатюра, как и всё поистине народное, с годами не потеряло своего значения.

Сказки и быль народного промысла

В Центре традиционной мстёрской миниатюры можно увидеть всю красоту и оригинальность производства этого промысла.

Мстёрская живопись зародилась как иконописный стиль, но со временем перешла на повседневные предметы – матрёшки, подносы, короба и ларцы, солонки и даже канцелярские товары. На них мастера-живописцы отображали сцены из жизни, деревенские бытовые картинки, праздничные гуляния, народные традиции и многое другое.

О масштабах и востребованности ремесла можно судить по таким цифрам. Четверть века назад на предприятии работали почти 300 человек, сейчас – всего 40. В 1988 году для мстёрских художников построили огромное здание, рассчитанное на 800 мастеров, потому, что в советское время Мстёра стабильно снабжала государство валютой. Всю продукцию увозили в магазин «Берёзка» в Москве, а ещё втридорога изделия перепродавались в неофициальных местах.

Натуральный, хоть ешь

Иностранцы на мстёрские изделия денег не жалеют. И это притом, что лаковая миниатюра никогда не была дешёвой. Почему? Потому, что товар штучный, а процесс его изготовления кропотливый.

Как пояснил главный художник ПК «Центр традиционной лаковой миниатюры» В. В. Козлов, в Мстёре две «группы» художников: одни выполняют авторские работы, другие – расписывают массовую продукцию. И то и другое делается непросто. Всё начинается с основы. Её изготавливают из папье-маше. Картон нарезают на определённые размеры, проклеивают натуральным клейстером, замешанным на муке, навивают на болванки и опрессовывают на станках в нужном виде. Затем семь раз пропитывают льняным маслом. Мастера называют полуфабрикат полностью натуральным продуктом и шутят по этому поводу, что его можно и пожевать.

Следующий этап – токарная и столярная обработка. И только потом заготовка грунтуется мастикой. В таком виде прочность картонного полуфабриката может поспорить с камнем, оставаясь лёгким и изящным. И только после этого, пройдя ещё несколько этапов доработки, заготовка попадает к художнику.

Ещё не так давно краски творили (так художники называют процесс их приготовления) только вручную. На каменной плите перетирали порошки до полного приготовления. Сейчас процесс несколько упростили, краски с эмульсией и яйцом доводят до консистенции сметаны и получившуюся краску собирают скребком в баночку. И так каждый цвет. А палитра мстёрского художника – не менее 12 цветов.

Сам Владимир Валерьевич Козлов – художник в третьем поколении. Бабушка Вера Степановна – известный мастер росписи. Дедушка, Василий Иванович Карсаков, начинал как рядовой художник и постепенно дорос до руководителя художественной артели. Мама Людмила Васильевна руководила участком живописи. С таким «наследием» Козлов был обречён занятию мстёрской росписью. И таких фамильных кланов, где мастерство передаётся от поколения к поколению, здесь больше половины.

Пальчиковая работа

Сегодня на 3D принтере можно распечатать всё что угодно, любой рисунок наклеить на коробочку и залить лаком. Себестоимость такого товара будет в разы дешевле. Кстати, многие считают, что именно так и изготавливаются мстёрские изделия. Но нет, они – золотые в прямом и переносном смысле. Здесь не работают с заменителями – никакой бронзы или алюминиевого порошка, только настоящее сусальное золото. Его используют и при написании икон, и в росписи шкатулок. Золото до сих пор творят сами мастера из тончайших пластин, собранных в виде книжек 9 х 9 см.

Работа с золотом даже не ручная, а, в прямом смысле, пальчиковая. Художник открывает книжку, окунает палец в клей, а потом прикасается им к золотому листочку. Пластина переносится на блюдце, где её медленно растирают. В итоге сначала золото превращается в неприметную серенькую кашицу, и только постепенно приобретает блеск. И уже кисточкой художник с блюдца переносит золото на коробку.

На роспись одной шкатулки размером 9 х 7 см уходит 3–5 дней. Если меньше, то будет халтура.

Неувядаемый цвет

Мстёрская икона – отдельное направление промысла. Основана она на двух школах – ярославской и московской, совмещённых в «золотую середину».

В одном из помещений установлена икона первого христианского художника – святого Луки. Мстёрские художники считают его своим заступником и покровителем. Написанные здесь иконы можно увидеть в храмах и монастырях Москвы и Дивеева, в лавре Сергиева-Посада и многих других. В центре традиционной Мстёрской миниатюры можно увидеть потрясающие работы, например икону Божией Матери «Неувядаемый цвет». Лик Богоматери утопает в цветочном обрамлении. Впечатляет образ скорбящей Богородицы. Кажется, прикоснёшься рукой к нарисованной слезе – и почувствуешь её на пальце. Работы мстёрских иконописцев и коллекции икон выставлены в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Русском музее и других местах.

Сегодня «Центр традиционной Мстёрской миниатюры» всё больше возвращается к истокам. Мастера с удовольствием делают иконы, иконостасы, молитвенники, складни, пасхальные яйца.

В небольших залах экспонаты размещены так, что становится понятен весь непростой процесс создания лаковой миниатюры – от заготовок и инструмента до конечного результата. Равноценно внимание притягивают как крохотные броши, величиной с орешек, так и ширма в натуральную величину, расписанная в лирическом стиле. Даже лавочка для посетителей здесь такая, что присесть на неё страшно – настолько она изящна и красочна. Таких вещей в обычной жизни встретить невозможно.

Как и в любом музее, экспонаты здесь нельзя трогать руками. Но руки сами тянутся к тем предметам, что в изобилии выставлены в Центре миниатюры. Тонкая и изящная роспись, интересные сюжеты, колорит цвета – погружаясь в них, забываешь, что перед тобой обычный предмет быта – шкатулка, панно, вазочка. Даже современные мотивы дают какой-то особый мистический и завораживающий эффект. Каждый предмет хочется рассмотреть досконально, столько он несёт информации, настроения и позитивных чувств.

Центр традиционной мстёрской миниатюры – то место, где прошлое тесно связано с настоящим, где российские национальные промыслы плавно перетекают в современное искусство. Эта связь прочно и уверенно питает нынешних мастеров от корней и истоков.

Как найти

Владимирская область, Вязниковский район, посёлок Мстёра, ул. Ленина, д.2

GPS: 56.37358099, 41.93909630

Телефон: +7 (49233) 5-02-43

Email: pkctmm@mail.ru

Комментарии