Одобрено редакцией
От лунохода до субмарины. Какой музей бросил вызов подмосковной «Кубинке»
Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова, Тольятти, Самарская область
Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова – один из случаев, когда бизнес проявил столь масштабную социальную инициативу. С идеей организации музея техники под открытым небом в мэрию Тольятти в 1998 году обратился вице-президент «АвтоВАЗа» Константин Сахаров. Он и есть идейный вдохновитель, основатель и первый хранитель музея. Его вклад в создание паркового комплекса неоценим. Именно он в свое время настоял на том, чтобы экспозиция была масштабной и охватывала все стороны развития технической и инженерной мысли. Благодаря его стараниям городская администрация выделила под комплекс 12 гектаров земли.
Официальное открытие музея состоялось 7 сентября 2001 года. Моментально комплекс стал популярен не только в Самарской области, но и за ее пределами. Любители техники и военной истории приезжали в Тольятти ради его посещения почти со всей страны. А посмотреть и правда есть на что. Площадь экспозиции разрослась и сейчас составляет 38 гектар, на которых расположено 460 экспонатов. Все они уникальны – это реальные образцы техники, большая часть из которой военная. Территория музея разбита на зоны, что позволяет посетителю отследить эволюцию инженерной и технической мысли, посмотреть, как менялась техника от десятилетия к десятилетию.
От паровоза до лунохода
Экспонаты для будущего музея Сахаров искал по военным частям, старым заводам, железнодорожным станциям и полустанкам. Где-то собственники отдавали экспонат бесплатно, где-то заводу приходилось выкупать. Но чаще всего экспонаты попадали в музей на безвозмездной основе. Сам Сахаров говорил, что люди охотно отдавали ему раритетную технику, когда видели проект музея, и какое место будет занимать в нем новый экспонат. Многим и сейчас важно оставить память в наследие будущим поколениям.
Начинается просмотр с экспозиции, которая стилизована под железнодорожное депо. Здесь представлены паровозы, которые ездили по российским железным дорогам еще до революции. И это не муляжи – это действующие образцы техники. На станции технического музея нашлось место даже настоящему бронепоезду. Находясь рядом с такой махиной, начинаешь понимать, почему в книгах о гражданской войне так много внимания уделяется этому типу вооружения, и почему солдаты тех времен боялись этой техники. Есть и современные образцы железнодорожного транспорта.
Идея выставки такова, что посетитель может проследить все этапы развития какого-либо вида техники. Например, на входе в музей стоят старинные пушки, которые стреляли чугунными ядрами, а заряжались через дуло. Далее идут артиллерийские орудия Первой мировой войны, легендарные «сорокопятки» и гаубицы Великой Отечественной, а завершают ветку истории современные артиллерийские системы, которые до сих пор стоят на вооружении в ряде стран мира.
Представлена в музее и авиационная техника, причем можно посмотреть не только на то, как самолеты выглядят снаружи, но и побывать в кабине пилота. Можно своими глазами увидеть, с помощью чего управляется самолет, и ужаснуться тому, какое количество тумблеров, кнопок и рычажков должен знать пилот. Есть танки различных моделей, БТР, БМП и многое другое. Посетители могут посмотреть и на «штучные» технические разработки. Например, здесь есть платформы лунохода и шагающие роботы, которых разрабатывали для космических исследований. Особое впечатление на посетителей производят военные образцы средств радиоэлектронной борьбы. Огромную площадь занимают целые поля антенн, локаторов и всевозможных вышек, которые способны отследить перемещение наземных, воздушных и надводных объектов. Рядом с этой техникой человек ощущает себя песчинкой. Даже не верится, что такое мог создать человек.
Боцман, ныряем
Жемчужиной коллекции паркового комплекса является подводная лодка Б-307 прокта 641Б «Сом», по классификации НАТО «Тango». Длина субмарины 90,2 м, ширина 8,6 м, водоизмещение надводное 2770 т, подводное 4600 т. Лодка была спущена на воду в 1980 году, она несла военную вахту в северных морях, в 2001 субмарина закончила свой боевой путь и была списана. Идейный вдохновитель создания музея Константин Сахаров обратился в ВМФ с просьбой продать подводную лодку для музея и Б-307 была продана музею за 768 тысяч рублей.
Уникальность этого экспоната заключается не только в размерах, но и в способе доставки. В музей лодка прибыла своим ходом. В Кронштадте она была подготовлена к плаванию по внутренним рекам. С лодки сняли балласт, установили дополнительные понтоны, которые придали ей плавучести и снизили осадку, что позволило субмарине перемещаться по рекам. Два буксира перевезли лодку в Тольятти. Общая длина водного пути из Кронштадта в Тольятти составила почти 2500 км. За это время пришлось преодолеть 22 шлюза, 8 из которых имели ширину всего 17,5 м. Буксировка лодки была очень сложной задачей с технической точки зрения, которую инженерам с блеском удалось решить.
До музея лодку буксировали по дороге, которая была построена специально для этого случая. Длина сухопутной части пути составила 4,5 километра, а ширина 36 метров. Справиться с этой задачей смогли только 9 военных тягачей БАТ. В 2005 году субмарина была установлена на специальное основание, в ней был проведен ремонт и сейчас она является частью музейной экспозиции.
Уникальность этого экспоната в том, что посетители могут не только посмотреть технические особенности подводного судна, но и окунуться в быт моряков-подводников. Каюты, камбуз, боевые отделения, и даже гальюн – все осталось неизменным.
Сейчас музей передан в муниципальную собственность, а после смерти его основателя Константина Сахарова в 2007 году, парковый комплекс получил его имя.
Как найти
Музей работает ежедневно с 8:00 до 20:00.
Официальный сайт музея: https://pkitis.tltsu.ru/
Адрес: Самарская область, Тольятти, Южное шоссе, 137
Тел +7 8482 58-09-59
Комментарии