От лунохода до субмарины. Какой музей бросил вызов подмосковной «Кубинке» - ХранителиРодины.рф

Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова – один из случаев, когда бизнес проявил столь масштабную социальную инициативу. С идеей организации музея техники под открытым небом в мэрию Тольятти в 1998 году обратился вице-президент «АвтоВАЗа» Константин Сахаров. Он и есть идейный вдохновитель, основатель и первый хранитель музея. Его вклад в создание паркового комплекса неоценим. Именно он в свое время настоял на том, чтобы экспозиция была масштабной и охватывала все стороны развития технической и инженерной мысли. Благодаря его стараниям городская администрация выделила под комплекс 12 гектаров земли.

Официальное открытие музея состоялось 7 сентября 2001 года. Моментально комплекс стал популярен не только в Самарской области, но и за ее пределами. Любители техники и военной истории приезжали в Тольятти ради его посещения почти со всей страны. А посмотреть и правда есть на что. Площадь экспозиции разрослась и сейчас составляет 38 гектар, на которых расположено 460 экспонатов. Все они уникальны – это реальные образцы техники, большая часть из которой военная. Территория музея разбита на зоны, что позволяет посетителю отследить эволюцию инженерной и технической мысли, посмотреть, как менялась техника от десятилетия к десятилетию.

От паровоза до лунохода

Экспонаты для будущего музея Сахаров искал по военным частям, старым заводам, железнодорожным станциям и полустанкам. Где-то собственники отдавали экспонат бесплатно, где-то заводу приходилось выкупать. Но чаще всего экспонаты попадали в музей на безвозмездной основе. Сам Сахаров говорил, что люди охотно отдавали ему раритетную технику, когда видели проект музея, и какое место будет занимать в нем новый экспонат. Многим и сейчас важно оставить память в наследие будущим поколениям.

Начинается просмотр с экспозиции, которая стилизована под железнодорожное депо. Здесь представлены паровозы, которые ездили по российским железным дорогам еще до революции. И это не муляжи – это действующие образцы техники. На станции технического музея нашлось место даже настоящему бронепоезду. Находясь рядом с такой махиной, начинаешь понимать, почему в книгах о гражданской войне так много внимания уделяется этому типу вооружения, и почему солдаты тех времен боялись этой техники. Есть и современные образцы железнодорожного транспорта.

Идея выставки такова, что посетитель может проследить все этапы развития какого-либо вида техники. Например, на входе в музей стоят старинные пушки, которые стреляли чугунными ядрами, а заряжались через дуло. Далее идут артиллерийские орудия Первой мировой войны, легендарные «сорокопятки» и гаубицы Великой Отечественной, а завершают ветку истории современные артиллерийские системы, которые до сих пор стоят на вооружении в ряде стран мира.

Представлена в музее и авиационная техника, причем можно посмотреть не только на то, как самолеты выглядят снаружи, но и побывать в кабине пилота. Можно своими глазами увидеть, с помощью чего управляется самолет, и ужаснуться тому, какое количество тумблеров, кнопок и рычажков должен знать пилот. Есть танки различных моделей, БТР, БМП и многое другое. Посетители могут посмотреть и на «штучные» технические разработки. Например, здесь есть платформы лунохода и шагающие роботы, которых разрабатывали для космических исследований. Особое впечатление на посетителей производят военные образцы средств радиоэлектронной борьбы. Огромную площадь занимают целые поля антенн, локаторов и всевозможных вышек, которые способны отследить перемещение наземных, воздушных и надводных объектов. Рядом с этой техникой человек ощущает себя песчинкой. Даже не верится, что такое мог создать человек.

Боцман, ныряем

Жемчужиной коллекции паркового комплекса является подводная лодка Б-307 прокта 641Б «Сом», по классификации НАТО «Тango». Длина субмарины 90,2 м, ширина 8,6 м, водоизмещение надводное 2770 т, подводное 4600 т. Лодка была спущена на воду в 1980 году, она несла военную вахту в северных морях, в 2001 субмарина закончила свой боевой путь и была списана. Идейный вдохновитель создания музея Константин Сахаров обратился в ВМФ с просьбой продать подводную лодку для музея и Б-307 была продана музею за 768 тысяч рублей.

Уникальность этого экспоната заключается не только в размерах, но и в способе доставки. В музей лодка прибыла своим ходом. В Кронштадте она была подготовлена к плаванию по внутренним рекам. С лодки сняли балласт, установили дополнительные понтоны, которые придали ей плавучести и снизили осадку, что позволило субмарине перемещаться по рекам. Два буксира перевезли лодку в Тольятти. Общая длина водного пути из Кронштадта в Тольятти составила почти 2500 км. За это время пришлось преодолеть 22 шлюза, 8 из которых имели ширину всего 17,5 м. Буксировка лодки была очень сложной задачей с технической точки зрения, которую инженерам с блеском удалось решить.

До музея лодку буксировали по дороге, которая была построена специально для этого случая. Длина сухопутной части пути составила 4,5 километра, а ширина 36 метров. Справиться с этой задачей смогли только 9 военных тягачей БАТ. В 2005 году субмарина была установлена на специальное основание, в ней был проведен ремонт и сейчас она является частью музейной экспозиции.

Уникальность этого экспоната в том, что посетители могут не только посмотреть технические особенности подводного судна, но и окунуться в быт моряков-подводников. Каюты, камбуз, боевые отделения, и даже гальюн – все осталось неизменным.

Сейчас музей передан в муниципальную собственность, а после смерти его основателя Константина Сахарова в 2007 году, парковый комплекс получил его имя.

Как найти

Музей работает ежедневно с 8:00 до 20:00.

Официальный сайт музея: https://pkitis.tltsu.ru/

Адрес: Самарская область, Тольятти, Южное шоссе, 137

Тел +7 8482 58-09-59

Комментарии