Одобрено редакцией
Самоварное золото карельской глубинки
Музей самоваров на хуторе Кормило, Вокнаволок, Республика Карелия
Изумительно-чистая природа и уникальная коллекция самоваров ждут туристов на хуторе Кормило, в деревне рунопевцев Вокнаволок, Республики Карелия
![](/Images/Resize/1046b1aa-ebe8-44d6-9ad9-cc6957ba3b4a.jpg)
Одним из символов России считается самовар, но, несмотря на это, музеев самоваров не так уж много. Самый северный из них находится на небольшом хуторе Кормило, вблизи деревни Вокнаволок, расположенной в живописнейших местах на севере Карелии. Музей – частный, авторский, сейчас в нём более 300 экспонатов, которые семейная пара Виктора и Ольги Воробьевых собирали в течение не одного десятка лет.
Вокнаволок, где расположен хутор Кормило, это - старинная карельская деревня, место, где создатель «Калевалы» Элиас Лённрот записывал карельские руны, ставшие основной для знаменитого эпоса, и потому имеет неофициальный статус «деревни рунопевцев».
Стоит она в стороне от федеральных трасс и железнодорожных веток, посредине карельской тайги, на берегу живописного озера Куйто. А на хуторе Кормило вас всегда готовы принять, покормить и рассказать историю страны – через историю уникальной коллекции самоваров.
Самовар от бабушки
- Всё началось со старинного самовара, который остался мне от моей бабушки. Мне стало интересно, начал читать, и постепенно втянулся. На тот момент мы жили семьёй в Нижнем Новгороде, я занимался бизнесом, и достаточно успешно. Все мои знакомые ездили отдыхать на курорты, а я тратил деньги на поиски старинных самоваров, обходил антикварные магазины, посещал «блошиные рынки», реставрировал найденные самовары, восстанавливал.
Некоторые приходилось буквально воссоздавать, так как эти самовары оказывались, к примеру, в металломе, фактически раскатанные в блин. Зачем мне это было надо? Это же – история нашей страны, история наших предков. Самовар в России всегда был неким центром семьи, вокруг него собирались и стар, и млад. Когда к нам на хутор приезжают иностранцы, то я, показывая им экспозицию, и рассказывая про самовары, фактически знакомлю их с историей страны, ведь каждый экспонат – это целый сюжет.
– Так вот, возвращаясь к истории созданий музея. Музей самоваров есть также в Нижегородской области, поэтому до переезда в Карелию свою экспозицию мы не выставляли. Да и, честно говоря, с ритмом и сутолокой большого мегаполиса, старинный самовар сочетается плохо. Зато здесь, в тайге, на чистом свежем воздухе севера, с нашими удивительными закатами и разлитой в воздухе тишиной – так и тянет посидеть вечером за самоваром, неспешно обсудить новости, полюбоваться окружающей красотой. Поэтому и Музей самоваров здесь – естественен, аутентичен, и мы с огромным удовольствием знакомим всех наших гостей с собранной коллекцией
Среди экспонатов особенно выделяются три самовара.
![](/Images/Resize/7e706049-227e-4697-9f5a-563ff6e0a817.jpg)
Первый, конечно же, тот самый, бабушкин, с которого и началось создание экспозиции. Этот самовар был создан еще в XIX веке, и сейчас ему уже 150 лет. При его производстве использовался легендарный сплав «томпак» - то самое, известное по книгам и фильмам, «самоварное золото». Томпак, по сути, это – разновидность латуни, сплав меди и цинка, который издавна ценился за свой благородный цвет, и использовался для производства самых дорогих и востребованных предметов интерьера. Самовары, безусловно, были таковыми.
- Этот самовар моей бабушке подарила её мама, на свадьбу. Тогда это был по-настоящему дорогой, шикарный подарок – и бабушка сумела сохранить его в течение всей своей жизни, а прожила она – ни много, ни мало – 100 лет, без нескольких месяцев. Когда во время войны Новгородская область была оккупирована, а немцы выгнали её и четверых детей из родного дома (здание захватчики разобрали для строительства укреплений), то много имущества было потеряно. Но самовар бабушка сохранила, что доказывает его важность и ценность. Сейчас для нашей семьи это, конечно, фамильная реликвия. Иностранным гостям я говорю, что не случайно самовар стал одним из символов России – посмотрите сами, ему исполнилось 150 лет, а из него по-прежнему можно пить чай.
Дорогой подарок
Второй самовар, про который необходимо рассказать, это, своего рода, иллюстрация к истории страны, рассказывающая о непрерывной традиции, преемственности от России дореволюционной – к России советской, и, от неё, к современной стране. Это самовар, который в 1911 году по случаю юбилея друзья и коллеги, вскладчину, подарили начальнику Тверского кадетского корпуса – позже, уже после революции на его базе появилось Тверское суворовское военное училище, знакомое современному телезрителю по сериалу «Кадетство».
- Сам по себе самовар – не очень дорогой. Видно, что военные преподаватели и в царское время были не самыми богатыми людьми, поэтому им пришлось на подарок скидываться. В тоже время понятно, что юбиляра они уважали. И это видно не только по тексту ручной гравировки, где к нему обращаются как к «справедливому и доброму», но и по тому, что найти самовар, в котором будет столь большая по площади плоская поверхность, для надписи с пожеланиями и 16 подписями, не так-то просто. Самовар и плоские поверхности – вещи вообще трудно совместимые. Поэтому тот факт, что и искали, и нашли, говорит о явно не официозном, не формальном, добром отношении к человеку со стороны его сослуживцев.
"Дворянский" самовар
Третий представитель коллекции, пожалуй, один из самых дорогих экспонатов – т.н. «дворянский» самовар, который выпускался на фабрике «ПецЪ», и представлял из себя скорее произведение ювелирного искусства. В Москве К. Я. Пец был, пожалуй, самым известным производителем самоваров, со своим оригинальным стилем и почерком. Эти самовары были дороги, с костяными ручками, посеребрением, позволить себе их мог далеко не каждый, и потому они быстро превратились в показатель статуса владельца. Потому, собственно говоря, их и прозвали «дворянскими».
![](/Images/Resize/32176d6b-63fe-4e82-a2ed-701a8e56fc86.jpg)
- Этот самовар нам достался почти чудесным образом. Мы присмотрели его в Москве, в антикварном салоне на Старом Арбате – но стоил он каких-то бешеных денег. На эту сумму можно было приобрести десяток обычных самоваров. Поэтому мы каждый раз, бывая в столице, походили, смотрели на него, вздыхали и уходили. Но в один прекрасный день к нам вышла женщина, хозяйка салона. Выяснилось, что она нас – запомнила, а поскольку салон сейчас переезжает, то мы можем приобрести так полюбившийся нам самовар за совершенно другую цену. Мы, конечно же, согласились, сделка состоялась, и с тех пор он украшает нашу коллекцию – ведь, как говорят знатоки, ни одно музейное собрание самоваров не может считаться полным, если в нём нет самовара от К.Я. Пеца.
Комментарии