Самоварное золото карельской глубинки - ХранителиРодины.рф

Изумительно-чистая природа и уникальная коллекция самоваров ждут туристов на хуторе Кормило, в деревне рунопевцев Вокнаволок, Республики Карелия

Одним из символов России считается самовар, но, несмотря на это, музеев самоваров не так уж много. Самый северный из них находится на небольшом хуторе Кормило, вблизи деревни Вокнаволок, расположенной в живописнейших местах на севере Карелии. Музей – частный, авторский, сейчас в нём более 300 экспонатов, которые семейная пара Виктора и Ольги Воробьевых собирали в течение не одного десятка лет.

Вокнаволок, где расположен хутор Кормило, это - старинная карельская деревня, место, где создатель «Калевалы» Элиас Лённрот записывал карельские руны, ставшие основной для знаменитого эпоса, и потому имеет неофициальный статус «деревни рунопевцев».

Стоит она в стороне от федеральных трасс и железнодорожных веток, посредине карельской тайги, на берегу живописного озера Куйто. А на хуторе Кормило вас всегда готовы принять, покормить и рассказать историю страны – через историю уникальной коллекции самоваров.

Самовар от бабушки

- Всё началось со старинного самовара, который остался мне от моей бабушки. Мне стало интересно, начал читать, и постепенно втянулся. На тот момент мы жили семьёй в Нижнем Новгороде, я занимался бизнесом, и достаточно успешно. Все мои знакомые ездили отдыхать на курорты, а я тратил деньги на поиски старинных самоваров, обходил антикварные магазины, посещал «блошиные рынки», реставрировал найденные самовары, восстанавливал.

Виктор Воробьёв, создатель музея

Некоторые приходилось буквально воссоздавать, так как эти самовары оказывались, к примеру, в металломе, фактически раскатанные в блин. Зачем мне это было надо? Это же – история нашей страны, история наших предков. Самовар в России всегда был неким центром семьи, вокруг него собирались и стар, и млад. Когда к нам на хутор приезжают иностранцы, то я, показывая им экспозицию, и рассказывая про самовары, фактически знакомлю их с историей страны, ведь каждый экспонат – это целый сюжет.

– Так вот, возвращаясь к истории созданий музея. Музей самоваров есть также в Нижегородской области, поэтому до переезда в Карелию свою экспозицию мы не выставляли.  Да и, честно говоря, с ритмом и сутолокой большого мегаполиса, старинный самовар сочетается плохо. Зато здесь, в тайге, на чистом свежем воздухе севера, с нашими удивительными закатами и разлитой в воздухе тишиной – так и тянет посидеть вечером за самоваром, неспешно обсудить новости, полюбоваться окружающей красотой. Поэтому и Музей самоваров здесь – естественен, аутентичен, и мы с огромным удовольствием знакомим всех наших гостей с собранной коллекцией

Виктор Воробьёв, основатель музея

Среди экспонатов особенно выделяются три самовара.

Первый, конечно же, тот самый, бабушкин, с которого и началось создание экспозиции. Этот самовар был создан еще в XIX веке, и сейчас ему уже 150 лет. При его производстве использовался легендарный сплав «томпак» - то самое, известное по книгам и фильмам, «самоварное золото». Томпак, по сути, это – разновидность латуни, сплав меди и цинка, который издавна ценился за свой благородный цвет, и использовался для производства самых дорогих и востребованных предметов интерьера. Самовары, безусловно, были таковыми.

- Этот самовар моей бабушке подарила её мама, на свадьбу. Тогда это был по-настоящему дорогой, шикарный подарок – и бабушка сумела сохранить его в течение всей своей жизни, а прожила она – ни много, ни мало – 100 лет, без нескольких месяцев. Когда во время войны Новгородская область была оккупирована, а немцы выгнали её и четверых детей из родного дома (здание захватчики разобрали для строительства укреплений), то много имущества было потеряно. Но самовар бабушка сохранила, что доказывает его важность и ценность. Сейчас для нашей семьи это, конечно, фамильная реликвия. Иностранным гостям я говорю, что не случайно самовар стал одним из символов России – посмотрите сами, ему исполнилось 150 лет, а из него по-прежнему можно пить чай.

Виктор Воробьёв

Дорогой подарок

Второй самовар, про который необходимо рассказать, это, своего рода, иллюстрация к истории страны, рассказывающая о непрерывной традиции, преемственности от России дореволюционной – к России советской, и, от неё, к современной стране. Это самовар, который в 1911 году по случаю юбилея друзья и коллеги, вскладчину, подарили начальнику Тверского кадетского корпуса – позже, уже после революции на его базе появилось Тверское суворовское военное училище, знакомое современному телезрителю по сериалу «Кадетство».

- Сам по себе самовар – не очень дорогой. Видно, что военные преподаватели и в царское время были не самыми богатыми людьми, поэтому им пришлось на подарок скидываться. В тоже время понятно, что юбиляра они уважали. И это видно не только по тексту ручной гравировки, где к нему обращаются как к «справедливому и доброму», но и по тому, что найти самовар, в котором будет столь большая по площади плоская поверхность, для надписи с пожеланиями и 16 подписями, не так-то просто. Самовар и плоские поверхности – вещи вообще трудно совместимые. Поэтому тот факт, что и искали, и нашли, говорит о явно не официозном, не формальном, добром отношении к человеку со стороны его сослуживцев.

Виктор Воробьев

"Дворянский" самовар

Третий представитель коллекции, пожалуй, один из самых дорогих экспонатов – т.н. «дворянский» самовар, который выпускался на фабрике «ПецЪ», и представлял из себя скорее произведение ювелирного искусства. В Москве К. Я. Пец был, пожалуй, самым известным производителем самоваров, со своим оригинальным стилем и почерком. Эти самовары были дороги, с костяными ручками, посеребрением, позволить себе их мог далеко не каждый, и потому они быстро превратились в показатель статуса владельца. Потому, собственно говоря, их и прозвали «дворянскими».

- Этот самовар нам достался почти чудесным образом. Мы присмотрели его в Москве, в антикварном салоне на Старом Арбате – но стоил он каких-то бешеных денег. На эту сумму можно было приобрести десяток обычных самоваров. Поэтому мы каждый раз, бывая в столице, походили, смотрели на него, вздыхали и уходили. Но в один прекрасный день к нам вышла женщина, хозяйка салона. Выяснилось, что она нас – запомнила, а поскольку салон сейчас переезжает, то мы можем приобрести так полюбившийся нам самовар за совершенно другую цену. Мы, конечно же, согласились, сделка состоялась, и с тех пор он украшает нашу коллекцию – ведь, как говорят знатоки, ни одно музейное собрание самоваров не может считаться полным, если в нём нет самовара от К.Я. Пеца.

Виктор Воробьев

Комментарии