Здесь Родины моей начало - ХранителиРодины.рф

У каждого из нас есть свой уголок, дорогой и близкий, с которого берет отсчёт та самая пядь земли, без которой не было бы тебя, твоих детей, внуков. Думаю, не ошибусь, если скажу, что для каждого из моих земляков, а сама я родом из этого села с таким замечательным названием, нет дороже места на земле, чем это сибирское село. Изюмовка… Вслушайтесь в эти звуки, звучащие ласково, гостеприимно. Это название соединило в себе все, что дорого человеку: родительский дом, березовые рощи вокруг, бескрайние поля. В 1906 году появилось село на карте Омской области. Красивое место выбрали переселенцы из уездного городка Изюм Харьковской губернии. За прошедшие годы немало бурь и потрясений было на его пути. Вместе со всей страной его жители пережили первую мировую, гражданскую войну, коллективизацию, суровую годину военных испытаний, нелегкие годы перестройки. Были победы и потери, радости и разочарования, неизменным оставалось одно – нелегкий крестьянский труд.

Вот как рассказывает о своём родном селе в своих стихах Полина Третинникова:

Среди деревень России,

Названий их всех я не знаю,

Стоит в уборе красивом

Деревня моя родная.

Березы в ней белоствольные,

С пышной зеленой листвою

Стоят они гордые, стройные,

Шумят над моей головою…

Атабайский участок №63 Борисовской волости был обмежован землемерами ещё в 1904 году. У аулов Бесенбай, Кенгельды, Куротога, Мурзабулат отторгалась значительная часть пастбищ и водопоев для скота. Часть таких мест изымалась у скотоводов, чем они были недовольны, спорили с землемерами. Участок был рассчитан на 123 душевые доли. Место было красивое, уютное – березовые колки и ясные, солнечные перелески без сильных ветров и песчаных суховеев. Для полноты природной красоты не хватало только речки. Деревушка в лесах была так хороша, как березовая царевна. Название дали украинцы, добровольные поселенцы, получившие после столыпинской реформы, разрешение заселять вольные сибирские земли. Первые поселенцы появились в начале 1906 года. Они остановились на квартирах в Боголюбовке и Михайловке, но прожили лишь два месяца, а потом уехали. Уж слишком глухим и неприветливым местом показалась им Сибирь. Чуть позже, в мае того же года, сюда приехали с семьями те, кому терять было нечего - Максим Акимович Москаленко и Фёдор Иванович Борисов. Они и стали основателями Изюмовки. Из Могилёвской станции первыми выехали семь дворов: Борисовы, Бурковец, Лазаревы, Романенко, Москаленко, Зинченко, Шипула. После отмены крепостного права выходцы Изюмовского уезда на Харьковщине получили по 3-6 десятин земли в разных участках. Землю арендовали у помещиков. С годами арендная плата и отработки возрастали, полученного хлеба едва хватало до Рождества. Мужики ходили на заработки на шахты и казачьи станицы. Положение большинства крестьян стало безвыходным. Это привело к массовым восстаниям в 1905 году. На участников выступлений и беспорядков налагали штрафы, описывали имущество, отбирали последних коров и лошадей. Вот эти битые розгами, судимые и обобранные бедняки и составили партию переселенцев, осевших на урочище Атабай. К особенностям Изюмовки можно отнести особую бедность и затянувшееся домообзаведение. На место прибыли почти без копейки. При опросе выяснилось, что из всей партии в 48 семей привезли лошадей лишь шестеро. У многих за плечами были небольшие мешки и кузовки. Вот и весь скарб. В Омске получили первый аванс по 15-20 рублей. Здесь даже не нашлось тех, кто бы занялся торговлей, лавочку открыла Раиса Сорокина из Боголюбовки, оборот за год составил 200 рублей. По прибытию на место переселенцы сразу же приступили к сооружению балаганов-шалашей, землянок. Не имея лошадей и плугов, некоторые начали резать дёрн лопатами. Удивительно, что казахи так долго хлопотавшие за свои земли, когда увидели бедность и беспомощность прибывших, привели лошадей, показали как надо напахивать пласты и резать дёрн для стен землянок. Так установились неплохие взаимоотношения.

Деревушка выстроилась в две улицы, с востока на запад. Первые землянки из дёрна появились в начале улицы Первомайской. Примерно посередине между улицами был лес высокий, просвечиваемый солнцем. Между улицами был общественный колодец, кузница деда Бурковца, кирпичный завод Романенко Савелия и Тимофея, мельница Романенко Ермолая Антоновича. Позже появились колхозная контора, мастерские, сараи, и чуть подальше амбары. В этом светлом лесу, посередине деревни, к празднику Троицы молодые парни для девушек и детворы делали качели. В этом же лесу бывало смотрели всем селом немое кино, между березами было натянуто большое полотно. В ожидании сеанса женщины пели песни, а мужской хор подхватывал украинскую песню: «Гей, гей, гей! Яром долыною казаки идуть!». Получили новоселы земельные наделы, сюда входила и земля под посев, под сенокос, под лес. Через год приехали семьи Романа Ключко и Тимофея Шабанова. Нанимая лошадей у жителей Борисовки и Боголюбовки, новосёлы освоили по 1-3 десятины целины, посеяли овёс, пшеницу и ячмень, посадили картошку. Осенью прибыло ещё несколько семей. После уборки урожая жители села собрались на сход, чтобы в числе текущих проблем решить вопрос о названии. Название Изюмовка предложил Савелий Иванов – участник столыпинской реформы. Об этом сообщил в своём письме его внук - Иванов Николай Савельевич, пилот гражданской авиации, который теперь проживает в Красноярске.

Осенью 1908 года было распахано под посев следующего года всего несколько полосок земли. И через 6 лет значительная часть земель оставалась нераспаханной, некоторые свои участки сдавали в аренду зажиточным хозяевам. К 1910 году в селе насчитывалось около 20 семей, с населением в 110 человек. По сведениям 1914 года в Изюмовке на 53 семьи имелось 45 жилых помещений: из них 36 дерновых землянок, 4 деревянных и 5 саманных домов. В хозяйствах имелось 89 рабочих лошадей, 8 быков, 76 коров.

Леса и радовали поселенцев и кормили. В лесах было изобилие грибов и живности (птиц, зайцев), в июле сушили землянику и зимой пекли пирожки и варили кисель, костянику набирали целыми кадками, она хорошо хранилась моченая в погребе. Зимой отстреливали зайцев и куропаток, отвозили в Омск, на базар. Сушили грибы, летом возили на базар свежие, зимой - сушенные.

Нужно было учить детей. Первая школа была на квартире А.П. Романенко. Школу построили только в 1914, учителем был Пётр Иванович Коломоец. А в 1926 году было построено здание для школы-четырехлетки. Оно и здание семилетной школы, построенное в 1939 году, просуществовали до начала 70-х годов.

С началом первой мировой войны опустело село, стали приходить в упадок хозяйства. Тяжелый ручной труд с раннего утра до позднего вечера был уделом многих изюмовцев. Многие еле-еле сводили концы с концами. Лишь после изгнания колчаковцев начались изменения к лучшему. Первыми в Борисовской волости изюмовцы объединились в коллективное хозяйство, в 1927 году под руководством Буякова была создана коммуна «Метизация». В 1938 году коммуна была преобразована в артель, затем был образован колхоз имени Пушкина, возглавил который Нестор Афанасьевич Ключко. Колхоз засевал 676 гектаров, на ферме содержалось 132 головы крупного рогатого скота, 29 свиней, 477 овец и коз. За один трудодень колхозники получали по 9,8 килограмма зерна и 55 копеек деньгами. Крепло, росло и ширилось год от года общественное хозяйство, улучшалась жизнь колхозников. Мирному труду помешала война.

Вместе со всей страной пережило село Великую Отечественную войну. 174 земляка прошли трудными военными дорогами. В боях погиб 71 человек, 103 вернулись с полей сражений с ранами и наградами за доблесть и славу. После войны изюмовцы с новой энергией взялись за разрушенное хозяйство. В годы послевоенных пятилеток на колхозные поля пришла мощная современная техника, ручной труд вытеснили машины. Гордятся изюмовцы не только боевыми подвигами земляков, немало сделано и руками тружеников земли сибирской. Орденами и медалями за трудовой подвиг награждены доярки, механизаторы водители.

В Изюмовке в 1947 году открылся детский дом, в нем жили 95 детей от 4 до 18 лет, просуществовал дом до 1955 года. Заведовал им Истомин Александр Алексеевич.

В апреле 1957 году на базе Изюмовской МТС был создан совхоз «Изюмовский», долгие годы руководил которым Филипп Никитич Демченко. В его состав вошли Александровка, Северное, колхоз Свердлова, Калинина, Пушкина, Швернина, Красный пахарь. Были построены фермы, машинно - тракторная мастерская, позже кирпичный завод. Жители села трудились на ферме, занимались растениеводством, развивалась социальная сфера. За десять лет в совхозе было построено 155 различных объектов. В том числе 121 дом, 2 школы, больница на 25 койко-мест, столовая, столярная мастерская, 3 зерносклада. Приземистые, глинобитные мазанки заменили современные дома. При директоре совхоза Карчевском Леониде Гавриловиче был открыт колбасный цех, кормоцех, построен новый детский сад, интернат, двухэтажные дома. В 1967 году на средства совхоза «Изюмовский» была возведена двухэтажная средняя школа. В 1969 году Татур Тамара Викторовна начала создавать хор. Было трудно, но Тамара Викторовна искала одарённых певцов, предъявляла к участникам высокие требования. Подбирали репертуар, создавали свою манеру исполнения – это четырёхголосный хор. Солисткой была Попиральчик Татьяна Васильевна – работница детского сада. Хору Изюмовского Дома культуры было присвоено звание народный.

Как у всякого другого села Омской области, у Изюмовки своя история, свои достижения, свои герои. У Изюмовки немало сыновей и дочерей, известных в районе своими добрыми делами. Звание «Настоящего человека» можно присвоить Вере Гавриловне Никитиной, первому библиотекарю, неугомонному депутату. Родилась Вера Гавриловна в Изюмовке. После школы заочно закончила Омский педагогический техникум. Профессию учителя выбрала из-за любви к детям. Работала в деревне Тарналы в малокомплектной школе, потом учителем начальных классов в изюмовской школе. В годы войны Вера Гавриловна Никитина  была секретарем комсомольской организации. Днём Вера Гавриловна работала в школе, потом в колхозе, потом с комсомольцами. С 1941 года в Изюмовке был открыт детский дом №115, куда были собраны дети-сироты со всех районов области. Помещение было маленькое, но ни один ребенок не остался без поддержки. С 1947 года по 1951 в нём жили дети погибших фронтовиков Шербакульского района. Работала в этом детдоме и Вера Гавриловна до 1954 года, пока его не расформировали.        С 24 сентября 1953 году работает сельская библиотека, до этого существовал только обменный пункт. Можно понять стремление сельчан иметь свою библиотеку, где зимние вечера можно провести за интересной книгой, пообщаться, телевизоров в те годы не было. И если у кого начинал светиться голубой экран, то соседи тут же собирались на своеобразные посиделки. На счастье изюмовцев председатель сельского совета Шабанов вызвал к себе депутата Никитину Веру Гавриловну и сказал: «Принимай дела, у тебя получится!». А сама Вера Гавриловна поначалу растерялась, только на поддержку людей и надеялась. Постепенно нашлось помещение, поехала в областную библиотеку имени А.С. Пушкина с просьбой помочь в комплектовании книжного фонда. Со временем изюмовская сельская библиотека стала лучшей в районе, а её заведующая побывала на съезде культработников в Москве. За успешную работу Вера Гавриловна получила медаль «За освоение целинных земель». 18 лет проработала Вера Гавриловна библиотекарем. В день библиотеку посещало 50-60 человек, шли семьями. В те годы библиотекаря трудно было застать на рабочем месте, особенно утром. Кем только они не были: политинформаторы и агитаторы, а при необходимости и лекцию прочитать могли,  ни один вторник на ферме не обходился без книжных обзоров. Выступали библиотекари и в роли книгоношей, принося книги в дома, на предприятия и организации. О подворных обходах вспоминают работники библиотек, когда с сумками, нагруженными книгами, хрупкие женщины шли в отдалённые уголки сел, чтобы повысить книговыдачу. Вера Гавриловна не просто интеллигентный, но и очень начитанный человек. Многие годы была депутатом, заместителем председателя сельского Совета, народным заседателем. Общественной работе отдавала всё свободное время, иногда обделяя семью. Но скольким другим семьям помогла, она была настоящей грозой дебоширов и пьяниц. Первое здание постепенно ветшало. Назрела необходимость в переезде, библиотека сменила адрес, переехав в построенный в 1973 году сельский Дом культуры.  Работала Вера Гавриловна бы и дальше, если бы не несчастье – отнялись ноги. Сначала была надежда, но ни врачи, ни курорты не помогли. Но и случившаяся беда, приковавшая её к постели, не сломила эту прекрасную женщину. Она старалась быть всегда бодрой, даже в коляске всю посильную работу по дому выполняла сама. Когда попадала в больницу, то держалась так, что соседки по палате забывали про свои болячки. Жила в Изюмовке женщина, которая смогла победить беду, которая несмотря ни на что, радовалась жизни. Вера Гавриловна всегда была полна оптимизма и верой в хороших людей.        Более ста лет стоит на сибирской земле село,  в котором живут замечательные люди, потомки тех, кто искал в заповедной сибирской дали лучшей доли. Несмотря на трудности, которые переживает село в разные годы, они не оставляют своё село, также создаются семьи, рождаются дети. И каждый из жителей Изюмовки подпишется под строчками Полины Третинниковой: Я очень хочу, чтобы стала Деревня моя ещё краше. И гордо для всех звучала Изюмовка славная наша!      Знание истории края, своего села, родословной семьи обогащает память и способствует формированию патриотизма. Изучая прошлое, мы находим много интересных примеров, как жили наши предки, какие трудности они преодолевали, как формировался и оттачивался сибирский характер. Происходит смена поколений. Вслед за старшим приходят их дети и внуки, которые многое о прошлом, об истории края и семьи должны узнавать не только из книг или учебников, а от своих родителей, из семейных бесед и реликвий. Цель данной работы – оживить в памяти уходящее, пробудить интерес молодёжи к нашему прошлому и своей малой Родине, чтобы его лучшие черты оставались и множились будущими поколениями.  

Комментарии