Северный Самородок - ХранителиРодины.рф

Мне хочется познакомить Вас с очень интересным человеком. Его называли «русским Нансеном», его картинам рукоплескала Европа и Америка, он разрабатывал проекты железных дорог, исследовал Арктику… Догадались, о ком пойдет речь? Это мой земляк, Александр Алексеевич Борисов. Он родился 2 (14) ноября 1866 года в крестьянской семье в деревне Глубокий Ручей, что недалеко от Красноборска, на Северной Двине.Как же простой крестьянский мальчишка, из далекой глухой северной деревеньки смог сделать так много, достичь таких высот?!

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ, ДА НЕСЧАСТЬЕ ПОМОГЛО

Удивительно, но ему помог несчастный случай, который произошел с ним в детстве. Помогая отцу по хозяйству, на ноги десятилетнего Александра упали бревна. Мальчик долгое время не мог ходить. Родители решили дать обет, если сын поправится, отправить его на бесплатные работы в монастырь.

Так Александр стал послушником Соловецкого монастыря. Именно на Соловках мальчик «заразился» Севером и рисованием. Именно там, через несколько лет, тайно выправив паспорт и против воли отца сбежав на Соловки, будущий художник получил первый живописный опыт в иконописной мастерской. Именно там заметили его талант и отправили учиться в Санкт-Петербург.

А учился он в самом престижном, как сказали бы сегодня, учебном заведении - Академии художеств!Имена его учителей, Ивана Ивановича Шишкина и Архипа Ивановича Куинджи, вызывают трепет и глубочайшие почтение и в России, и за рубежом.Александр Борисов взял у своих учителей самое лучшее – точность рисунка у И.Шишкина и необычный колорит у А.Куинджи - и создал свой мир – мир Севера!

ХУДОЖНИК ВЕЧНЫХ ЛЬДОВ

Александр Алексеевич открыл чудесную красоту и загадочность суровой природы Крайнего Севера и для России, и для всего мира.

Работы его, представленные на выставках в Санкт-Петербурге, произвели очень большое впечатление на публику и вызвали массу восхищенных откликов коллег – живописцев: И.Е. Репин, Н.К.Рерих, М.В. Нестеров, В.М.Васнецов. Его называли и «художником вечных льдов», и «поэтом Севера», и «Баяном льдов и полуночного солнца».

Николай II, после выставки А.А.Борисова в Зимнем дворце, приобрел картину художника «Страна смерти» и передал ее в Русский музей. Сегодня Вы сможете по достоинству оценить эту картину в Российском государственном музее Арктики и Антарктики.

У Борисова была мечта - «… показать всему свету… необычайные красоты этого загадочного полярного мира». И он ее осуществил! Представьте только географию выставок его картин: Вена, Прага, Мюнхен, Берлин, Гамбург, Дюссельдорф, Кельн, Лондон, Вашингтон. И везде публика с восторгом принимала его. Правительство Франции наградило художника орденом Почетного легиона, Великобритании - орденом Бани, Швеции и Норвегии - орден Святого Олафа, который, между прочим, вручил ему знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен. Кстати, Борисов был первым русским художником, принятым Президентом США!

МИР, КУДА НЕ СТУПАЛА НОГА ХУДОЖНИКА

Вообще, когда мы говорим о Борисове, мы часто говорим «первый». Он первым отправился в арктическую художественную экспедицию, первым начал писать северные пейзажи. На Новой Земле он жил на 73-й широте! Дальше его на Север не ездил ни один художник.

И все для того, чтобы достичь своей мечты – «похитить молчаливую тайну Севера». Представьте себе - 40 градусный мороз. Даже выходить не хочется из теплого дома, не то, что работать на пленере. Но Борисова не останавливал даже такой адский холод. Вот что он пишет в своих Путевых заметках: «Работать было очень трудно; приходилось обрезать кисти, делать щетину короткой, растирать краски было почти немыслимо. <…> Кисть трещит, ломается, коченеющие руки отказываются служить. Но рисуешь, весь охваченный жаждой занести на полотно эти причудливые, мрачные, полные своеобразной красоты картины Крайнего севера». Какой силой воли и духа должен обладать человек, написавший эти строки!

Мы можем хоть ненадолго представить себя на месте А.А.Борисова и погрузиться в атмосферу Крайнего Севера в Музее художественного освоения Арктики имени А.А.Борисова г.Архангельска. Современный дизайн и видео-инсталляций словно отправляют нас в таинственный мир Арктики с мерцающими звездами, северным сиянием, шумом и завыванием вьюги. В загадочный мир Крайнего Севера, который так манил моего земляка!

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ АРКТИКИ

А.А.Борисов не просто писал Север, он исследовал его. Сначала Александр Алексеевич только принимал участие в экспедициях, а потом и сам организовывал их. В разных источниках вы можете встретить разное количество организованных художником экспедиций - от 6 до 10 и более. А.Борисов и его спутники открывали, обследовали и описывали новые географические объекты. Так на карте появились имена художников - учителей и друзей А.Борисова, государственных деятелей, которые помогали ему: ледники С. Ю. Витте, П.М. Третьякова, мысы И.Е. Репина, И.Н. Крамского, В.В.Верещагина, А.И.Куинджи, мыс и ледник В.М. Васнецова. И. И. Шишкина.

Свои путешествия и открытия, а также быт и традиции местного населения, к которым А.Борисов относился с большим уважением и сочувствием, художник описал в книгах «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» и «В стране холода и смерти».

НЕУСТАННАЯ ЗАБОТА О РАЗВИТИИ СЕВЕРА

Александр Алексеевич был очень успешным художником, обеспеченным человеком, объехал со своими картинами весь мир. В 1909 году, возрасте 43 лет, А.Борисов обрел семью и осел в Берлине. Но его постоянно тянуло на Север. Он достроил свой дом недалеко от Красноборска, и все лето семья проводила в усадьбе.

Там создавались самые значимые его проекты. Любовь Борисова к Северу была не созерцательная, а очень практическая.Он всегда заботился о процветании и развитии Крайнего Севера.

В 1915- 1916 году А.Борисов разработал план «Великого Северного железнодорожного пути», который должен был соединить Север, Сибирь и центр России. Именно железным дорогам отводил он главную роль в освоении Севера. Идея проекта была одобрена и царским правительством, а затем и Совнаркомом. Но реализация его была отложена в связи со сложной ситуацией в стране. В настоящее время Великий Северный железнодорожный путь частично существует в виде Печорской железной дороги и БАМа – Байкало-Амурской магистрали. Осталось построить только Севсиб – Северо-Сибирскую магистраль. Так осуществляются сегодня мечты и планы Борисова.

Воплотились в жизнь и другие инженерные предложения Борисова о развитии нашей области: возведен мост через Малую Северную Двину (в районе г. Котлас) и построен Целлюлозно-бумажный комбинат возле г. Коряжма.

Еще одно детище Борисова – курорт «Солониха». Он был открыт в 1922 году по инициативе Александра Алексеевича. Когда А.Борисов узнал о существовании целебного минерального источника близ Красноборска, он приложил все силы для создания на этом месте курорта. А.А.Борисов спроектировал его, был его первым управляющим, и патронировал до последних дней своей жизни. Курорт был открыт в 1922 году и работает до сих пор. Сегодня это санаторий.50 литров минеральной воды ежесекундно вырываются на волю и оздоравливают и северян, и гостей нашего Северного края.

ДОМ-УСАДЬБА В КРАСНОБОРСКЕ

И, конечно, особого внимания заслуживает Дом-усадьба художника на его Малой Родине, недалеко от Красноборска. Строительство своего дома А.А. Борисов начал в конце XIX века. В среде творческой интеллигенции в то время было модно иметь загородные дома для бесед и дружеских встреч вдали от городской суеты. Обычно они строились по проектам известных архитекторов. Но свой дом Борисов, конечно, спроектировал сам. С 1914 и до своей смерти художник жил здесь постоянно. В советские годы здание было передано детскому туберкулезному санаторию «Евда». Сейчас здесьрасполагается музейно-культурный центр «Дом-усадьба А.А.Борисова». Мне посчастливилось посетить этот удивительный дом, он произвел на меня очень большое впечатление. Предлагаю Вам совершить со мной небольшую экскурсию по усадьбе. Вы можете посмотреть и записанную там видео-экскурсию: https://www.youtube.com/watch?v=ALpb2sMPz1U&feature=youtu.be.

Итак, мысленно перенесемся на берег Северной Двины и окажемся в живописном парке. А в центре его мы увидим двухэтажный деревянный дом. Со стороны кажется, что это сказочный терем с башенками и тесовыми кровлями. Над домом возвышается восьмигранная застекленная башня, увенчанная шатром. Если выйти на балкончик, опоясывающий башню, открывается удивительный вид на Северную Двину и парк вокруг дома. Именно здесь художник создал целую серию замечательных лесных пейзажей.

Дом очень просторный - с 15-ю комнатами и огромной светлой мастерской. В своей мастерской и скончался 17 августа 1934 года Александр Алексеевич, работая над картиной об Арктике, что очень символично. Ведь всю свою жизнь художник посвятил служению Северу.

Музейные работники берегут память об этом удивительном человеке. В комнатах усадьбы они стараются воспроизвести интерьер по рисункам самого А.А.Борисова. И, конечно, важное место в музее занимает экспозиция картин художника.

В 1974 году перед музейным комплексом был открыт бюст А.А.Борисову.

Александр Алексеевич мечтал о том, чтобы в его мастерской занимались молодые художники. Через много лет его мечта сбылась. В настоящее время в Доме - усадьбе художника открыта творческая студия "Северное сияние". Там проходят музейные программы для дошкольников, выставки, экскурсии и художественные конкурсы.

ДОСТОИН НАШЕЙ ГОРДОСТИ И УВАЖЕНИЯ

Жители города и области знают и любят творчество А.А.Борисова, воплощают в жизнь его проекты. И мне хотелось бы, чтобы Вы, прочитав эту статью, захотели познакомиться с жизнью и творчеством моего удивительного земляка поближе.

Картины А.А.Борисова находятся в собрании государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Оно насчитывает около 400 работ художника. Произведения А.А.Борисова можно увидеть также в Государственной Третьяковской галерее и других музеях в городах нашей Родины.

Комментарии

  • Захотелось посетить это место! Замечательная статья!

  • Приветствую читателей!Красной нитью через всю статью пронизывает искренний интерес автора к теме,что,разумеется,подкупает.Вольно или невольно, начинаешь погружаться в материал, подкреплённый прекрасными фотокарточками,с не менее прекрасной девушкой,хоть это и не относится на прямую к теме,но добавляет общей картины.К сожалению,в те моменты погружения в материал, мгновениями меня как будто "не дожали" и не до конца раскрыли эпизод.Но, кажется,это условности формата,поэтому,не так критично.В целом,повторюсь,работа написана с явной заинтересованностью,грамотно,хоть и заметил отсутствие одного пробела где-то в середине,но этот малую оплошность,я считаю,можно и простить талантливой девушке.Добра всем и по-зи-ти-ва!

  • Очень хорошая статья! Очень полезно!

  • Очень интересно и познавательно!