Меняем Крым на Нарым? - ХранителиРодины.рф

До музея политической ссылки можно добраться только водным путём. В июле 1912 года на берег у села Нарым Томской губернии сошёл с парохода вновь прибывший политический ссыльный. Тем человеком был Иосиф Виссарионович Джугашвили, будущий Сталин. Огромная фигура в истории нашей страны, а сейчас так и самая обсуждаемая в мире.

Гипсовая фигура вождя

Сейчас в Нарымском музее политической ссылки хранится сундук прибывшего сюда в 1912 году Сталина. Годом основания музея считается 1938. Сюда, в далёкий край, прибыла бригада исследователей из Новосибирска, которая занялась сбором материала о пребывании здесь, в Нарыме, в 1912 году в ссылке Иосифа Виссарионовича Джугашвили. Они расспрашивали Ефросинью Алексееву, у которой Сталин снимал жилье, и записывали воспоминания остальных жителей Нарыма – не только о вожде, но и о других политических ссыльных. А громких имён хватало: это Яков Свердлов, Валериан Куйбышев, Аркадий Иванов, Алексей Рыков, Михаил Томский, Николай Яковлев.

Из-за начала Великой Отечественной войны работы по созданию музея были временно прекращены, хотя в 1940 году здание успели построить.

Экспозицию продумывали, консультируясь с научными сотрудниками Центрального музея В. И. Ленина в Москве. Решено было усадьбу спроектировать так, чтобы в комплекс вошёл стоящий на своём историческом месте дом, где Сталин отбывал ссылку. В день открытия 27 июля 1948 года всех поразил грандиозный монумент главы государства в пять метров – гипсовая скульптура в полный рост, точная копия монумента, установленного на канале им. Москвы. Всю мощь и силу вождя передал в своём творении народный художник СССР Сергей Меркуров.

– Открытие было помпезным. У нас в фондах есть фильм об этом событии. Видно, как перерезают ленточку, идут к дому, общаются с Ефросиньей Ивановной Алексеевой, потом идут на берег протоки, и там её сын Яков рассказывает, как помогал Сталину в побеге. Этот видеоматериал стал для нас настоящей находкой, исторической летописью и музейной редкостью.

Нонна Чебыкина, заведующая Нарымским музеем политической ссылки

Сама Нонна Венеровна оценить это может как профессионал. Она пришла сюда работать в 2003 году в качестве музейного смотрителя, затем стала лектором-экскурсоводом, а с 2012 года заведует Нарымским музеем политической ссылки. Учреждение является филиалом (отделом Областного государственного автономного учреждения культуры «Томский областной краеведческий музей имени Михаила Бонифатьевича Шатилова»). Признаётся, что предложение поработать в музее было неожиданным, поле деятельности – совсем не знакомым и неизведанным.

– Никогда не могла предположить, что мне очень понравится этот род занятий. Сейчас Нарымский музей – это целый комплекс, центр культурной жизни, визитная карточка Нарыма. Музей сегодня – это развивающаяся платформа, которая движется вперёд, как мне кажется, не отставая от современного мира. Мы прислушиваемся к нашему посетителю. Хочу заметить, что у нас в 90% въездной турист.

В советские годы в Нарыме останавливались теплоходы, здесь была обязательная туристическая стоянка. Поездкой в музей награждали лучших школьников, передовиков производства. Смерть Сталина кардинально изменила жизнь страны, хрущёвское разоблачение культа личности коснулось и музея. Первой пострадала статуя вождя, её снесли и разобрали по частям. Бюст спрятали в Доме культуры, затем перенесли в подсобные комнаты музея, где он и хранился долгие годы. В 1956 году музей был закрыт для посетителей, шла его полная перепланировка, его переименовали в Нарымский мемориальный музей политических ссыльных большевиков. Новую экспозицию открыли в 1960 году, о Сталине уже практически ничего не рассказывали; домик, в котором он жил, закрыли. Экскурсоводы рассказывали в целом о политических ссыльных, а надо сказать, что в Нарыме, например, в 1908 году на 166 дворов приходилось 328 ссыльных. Например, у тех же Алексеевых, что сдавали Сталину комнату в своем доме, бывало, что квартировали по восемь человек сразу.

– Это было не бесплатно. Государство выделяло ежемесячное пособие в размере пяти с половиной рублей; в некоторых документах указано, что получали ссыльные и больше. Для сравнения – корова тогда стоила три рубля. Деньги для села немалые, а вот ссыльные жаловались, что им не хватает этого пособия. Раз в год им выдавали деньги для покупки вещей на зиму. Женщинам чуть больше, чем мужчинам.

Нонна Чебыкина

В 1967 году в музее вновь проводится реэкспозиция. Бюст вождя нашли и замуровали в одну из стен здания: сказали – не мы его сюда убирали, не нам его доставать. В 1991 году, когда началась перестройка и поменялись многие политические взгляды в стране, музей переименовывают в Нарымский музей политической ссылки, а в экспозиции появляется раздел о ссылке в советский период. При разборе был обнаружен бюст Сталина. В 1996 году, когда экспозицию обновляли к 400-летию Нарыма, его решили вернуть. Поставили в дальний угол, развернули лицом к стенке, но жители Нарыма возмутились. Сейчас бюст Сталина от той самой пятиметровой скульптуры стоит в центре зала. Его не тронули ни при организации новой выставочной планировки в 2001 году, ни при обновлении экспозиции в 2013 году.

Место политической ссылки

Первый зал современного музея отдали под краеведение. Здесь рассказывается о том, как и кем строился Нарым. Он был основан в 1596 году казаками, которые сюда пришли в период присоединения сибирских земель. Форпост имел важное стратегическое значение.

Во втором зале рассказывается о царской ссылке: от восстания крестьян Степана Разина и Емельяна Пугачева до декабристов, народников и социал-демократов. Первыми политическими ссыльными в Нарыме стали два декабриста – Павел Фомич Выгодовский и Николай Осипович Мозгалевский. Оба приговорены к большим срокам наказания. Интересна судьба Выгодовского: он был крестьянского происхождения и фамилию носил Дунцов. Для того чтобы стать членом тайного общества соединенных славян, нужно было быть дворянином. Он это происхождение добыл обманным путём, став польским шляхтичем. В Нарыме он прожил 26 лет, и был весьма беспокойным поднадзорным. В конце концов его арестовали и увезли в тюрьму, затем сослали в Восточную Сибирь.

После декабристов последовали в Нарым участники Польского освободительного движения. Затем представители нового молодого террористического движения «Народная воля». В начале XX века, после событий 1905 года, в Нарыме появились марксисты.

Надо сказать, что жизнь у ссыльных была сложная, им всё запрещалось, но, несмотря на все запреты и регламенты, им удалось организовать домашнее обучение, они лечили людей. Также велась большая культурная работа, был организован театр. На спектаклях Нарымского театра бывал томский губернатор собственной персоной.

В целом жители Нарыма сочувственно относились к ссыльным, хотя полиция запрещала с ними дружить. Ссыльные организовали свою столовую, кооператив, а на заработанные деньги выписывали газеты, книги, лекарства и готовили побеги, что и случилось с Иосифом Джугашвили. Ему помог бежать Яков Алексеев. Через Нарымскую протоку он переправил Сталина на пароход «Сухотин». По Оби Сталин покинул Сибирь. В Нарымской ссылке он пробыл 41 день.

Третий зал музея посвящён репрессиям 1930–1950-х годов. Здесь рассказывается о людских судьбах, демонстрируются документы и фотографии, предметы быта. В сам Нарым спецпереселенцев не селили, они обустраивали свою жизнь дальше по течению. Их высаживали на берег в том месте, куда мог пришвартоваться пароход с баржей.

Фонды музея представлены документальным наследием. В доме Алексеевых сохранена обстановка крестьянской избы начала ХХ века. Кстати, хранится тут и тот сундук Сталина, с которым он сошёл на берег в 1912 году. Забирать его с собой тот не стал – громоздкий. Наказал хозяйке беречь его и отдать товарищу, который приедет за ним из Колпашево.

Год сундук простоял запертым на замок. Когда Ефросинья Ивановна открыла его, там были книги, газеты, которые разобрали ссыльные квартиранты, стакан с подстаканником, сковорода со сковородником. Был там и старый серый костюм, у которого локти и колени, как она говорила, были совсем пропащие. И она из него перешила для своего младшего сына Павла одежду. Эта семья не была забыта, хозяевам дома была назначена персональная пенсия.

– В большинстве случаев в музей привлекает личность Сталина. И сейчас интереса становится больше. У нас есть виртуальная экскурсия по экспозиции, но сейчас тенденция такова, что музеи теряют свою главную привлекательность – это эксклюзивность. Мы следим за инновационными разработками, какие сегодня предлагают музею для работы, оцениваем, как это будет адаптировано под наш музей, каким спросом пользоваться, и тогда уже принимаем решение.

Нонна Чебыкина, заведующая музеем

В современном музее каждый может найти что-то своё, что-то новое. В нашем музее проходят мероприятия различного рода как для дошкольников, учащихся младшего, среднего и старшего звена, так и для взрослых. Культурно-образовательные программы, в том числе такое массовые, как «Ночь музеев», «Ночь искусств», новогодние праздники, мастер-классы и т. д.

Селькупская культура

Этнографическая часть экспозиции Нарымского музея посвящена малым коренным народам Сибири. Под открытым небом в 2003 году открыт уголок селькупской старины. Здесь можно познакомиться с богатейшей культурой племен, обитавших на этой земле. Когда казаки Ермака пришли в этот край, селькупы были на пороге создания государственности, у них было развито литьё, кузнечное дело, ткачество. Не было письменности, они поклонялись своим тотемным богам. Особенно трепетно они относились к культовым сооружениям, задабривая духов самым лучшим, что у них было.

Особо гордится музей эвенкийским костюмом, кстати, эвенков называют «французами Сибири». Это был самый щеголеватый народ и великие модники. Платье расшито бисером, лоскутками кожи, монетами.

Селькупы и сейчас живут в Нарыме, это уникальный и загадочный народ. Они поддерживают связь между собой и объединяются в национальные сообщества. Например, одно из таких действует на территории Парабельского района. Оно называется «Колта куп». Сегодня коренного жителя севера Томской области уже не отличишь от тех, кто приехал сюда после завоевания Сибири. Тем не менее, окончательно своего национального колорита нарымские селькупы все-таки не утеряли, сохранив желание заниматься традиционным промыслом, а также не забывая духовной культуры своих предков.

Как найти

с. Нарым Парабельского района Томской области

ул. Куйбышева, 33. Тел.:8 3822 901 945

сайт: https://tomskmuseum.ru/nmps/

виртуальный тур:

https://tomskmuseum.ru/nmps/nvtnarymzns/Vtour_narimMus/

email: narummuseum@mail.ru

Зимой можно доехать за 7 часов по зимнику и замерзшей Оби, летом работает речной транспорт. Сезонный катер ходит от Парабели – районного центра.

Комментарии