Г.К. Вагнер и Рязань - ХранителиРодины.рф

На обороте Сталин...

Наверное, название нашего древнего города вызывает в памяти большинства трагические события татаро-монгольского нашествия, подвиг Евпатия Коловрата, Авдотьи Рязаночки. Может, кому-то вспоминается, что мудрая дева Феврония родом из наших рязанских мест. Вероятно, каждый знает, что с Рязанью связано имя великого русского поэта Сергея Есенина. Но немецкая фамилия "Вагнер" не вызывает ассоциации с Рязанской землёй. Между тем в ряду выдающихся людей, родившихся здесь, Георгий Карлович Вагнер занимает очень значимое место.

В течение нескольких лет в училище осуществляется проект «Маршрутами Вагнера»: проводятся экскурсии по Рязани и Рязанской области (с. Соха, Красное, Кирицы, Перевлес), более дальние поездки (Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Переславль Залесский, Ярославль, Зарайск, Коломна, Юрьев-Польский).

Большое воспитательное значение имеет знакомство с личностью Вагнера. Высокие нравственные качества этого человека являются примером,

Родился Георгий Карлович 19 октября 1908 года в городе Спасске Спасского уезда Рязанской губернии в семье налогового инспектора Карла Августовича Вагнера и преподавательницы музыки Киры Владимировны Вагнер-Кожиной. По линии отца Георгий Карлович – потомок великого немецкого композитора Р. Вагнера, по линии матери – ученого и мореплавателя В.М. Головнина. Наиболее ранние впечатления связаны у Вагнера не со Спасском, а с Исадами. Исады – древнее село на Оке, первое летописное упоминание о котором, относится к 1217 году. История села очень богата и связана в том числе с Прокопием Ляпуновым – организатором первого народного ополчения в годы Смуты. В Исадах проводили летние месяцы семьи всех детей дедушки – Владимира Николаевича Кожина. Именно Исады Георгий называл земным раем. Благодаря Исадам у ребенка сформировалось понимание красоты природы, причем не экзотической, а обычной среднерусской.

Георгий Карлович писал, что отразились эти детские впечатления и на его книге «Рязанские достопамятности», написанной спустя много лет. А еще в Исадах пробудилась любовь к рисованию. В Спасской школе, где учился Георгий, он был первым учеником по этому предмету.

Вагнер с глубоким уважением вспоминал преподавателей Спасской школы – исключительных профессионалов и настоящих интеллигентов. Георгия Карловича в высшей степени отличало это прекрасное человеческое качество – умение быть благодарным. Это относится и к преподавателям Рязанского художественно-педагогического техникума, в который он поступил в 1927 году. Вагнер очень высоко ценил годы, проведенные здесь. Свои воспоминания «Пять лет и еще один год в Рязанском художественном техникуме» он заканчивает словами: «Если мне и удалось чего-то добиться в искусствоведении, то прежде всего благодаря тому, что я вынес в свое время из Рязанского художественного техникума и Рязанского областного (потом – художественного) музея».



После смерти Ленина еще в Спасске Вагнер стал увлекаться копированием его портретов. И все свои большие портреты привез в Рязань на приемные испытания в Художественный техникум. Но внимание директора техникума Ивана Ивановича Куриленко привлекла только одна работа, изображавшая ярмарку в селе Исады. Этот эскиз был сделан наспех, яркими пятнами, без всяких деталей, разными чернилами и анилиновыми красками. Большое впечатление на Вагнера-абитуриента произвели работы выпускников техникума, которые висели на всех свободных местах: это был яркий, красочный мир, черного цвета не было вообще, даже тени были синие. Эти особенно врезалось в его память.

В программу занятий училища, студентом которого стал Вагнер, входил пленэр. После первого курса состоялась поездка в село Кирицы, где было хорошо сохранившееся имение фон-Дервиза. В этом удивительно красивом месте, связанном с именем выдающегося архитектора Ф. О. Шехтеля, студенты писали пейзажи. На лето были заданы натюрморты собственной композиции. Вагнер написал два больших натюрморта. Осенью эти работы были выставлены в техникуме. На одном из натюрмортов Иван Иванович Куриленко написал красным карандашом: «Перевести на 3 курс».

Эта ученическая работа интересна не только своими живописными достоинствами, но и другими особенностями: она написана на холсте, сшитом из двух кусков (видимо, из экономии), и, как выяснилось, на оборотной стороне другой работы, которая представляла собой портрет Сталина! Шел 1928 год, «вольность» сошла студенту с рук, ее, скорее всего и не заметили тогда. Но в этом можно увидеть и нечто символическое – позже в сталинских лагерях Вагнер проведет десять лет.

А пока, закончив в 1930 году техникум, проучившись в нем три года вместо положенных четырех, Вагнер начинает преподавать здесь, одновременно работая в Рязанском краеведческом музее.

В 1932 году Георгий Карлович оставил преподавательскую деятельность, продолжая работать в музее, где занимался паспортизацией древних архитектурных памятников. Интерес к архитектурному наследию Рязани, любовь к древнерусскому искусству, понимание его великой ценности отличало молодого сотрудника музея, поэтому развернувшаяся в 1932-1933 годах компания по разрушению храмов глубоко возмутила его. Он не скрывал своего мнения. Последовал донос, арест, лагерь на Колыме.

С 1937 по 1947 год отбывал срок. Об этом страшном периоде своей жизни Вагнер написал в воспоминаниях «Десять лет Колымы за Сухареву башню». После освобождения он возвращается на работу в Рязанский областной музей. Художественный техникум за эти годы стал художественным училищем. Вагнер снова начинает преподавать, но навязчивый контроль со стороны начальства, узкая творческая среда были причиной его ухода из училища. В те же годы в училище работала Ариадна Эфрон – дочь Марины Цветаевой. Единство их судеб вызвало взаимную симпатию. В 1949 году Вагнер и Эфрон были арестованы вновь как «прежде судимые». В Рязань Вагнер больше не вернулся, однако его связь с училищем не прерывалась. Георгий Карлович поддерживал отношения со своим учителями и учениками, о которых он написал в воспоминаниях, не раз приезжал в училище. Он высоко оценивал годы обучения в Рязанском художественном техникуме. Памяти любимых учителей, Ивана Ивановича Куриленко и Андрея Ильича Фесенко Вагнер посвятил ряд своих научных трудов.

Интерес к научным исследованиям сохранялся у Георгия Карловича при любых обстоятельствах, но полноценно заниматься наукой он смог, только вернувшись из ссылки. 16 самых драгоценных лет были потеряны в тюрьмах, этапах, ссылках. Но в жизненных тяготах, тяжких испытаниях Вагнер сохранил неиссякаемый интерес к истории русского искусства.

В 1956 году Вагнер начинает работать в институте археологии в должности лаборанта. Одновременно он пишет статьи, книги. Одна из первых книг - “Старые художники и архитекторы Рязани”, изданная 1960 году (сейчас это библиографическая редкость). Но главной работой в 60- е гг. было исследование архитектуры и скульптуры Владимиро-Суздальской Руси. Особый интерес ученого вызывал Георгиевский собор в Юрьеве - Польском.

В 1968 году Вагнер блестяще защищает одновременно кандидатскую и докторскую диссертации. В дальнейшем Георгий Карлович занимается теоретическими вопросами изучения древнерусского искусства, публикует книги “Проблема жанров в древнерусском искусстве”, ”Канон и стиль в древнерусском искусстве”.

Итогом научной деятельности ученого стала книга «Искусство Древней Руси» (написанная совместно с Т. Владышевской) и альбом “Великая Русь”.

Трогательной, нежной была и любовь большого ученого к «малой Отчизне» — древней Рязанской земле. Никогда не забывал ее ни в сталинских застенках, ни в годы гонений и испытаний, ни в более благополучное время. Почти в каждом письме его обширнейшего эпистолярного архива — строчки, добрые слова о Рязанском крае, Спасске.

При каждой возможности навещал родные места, приезжая вместе с женой Александрой Николаевной Терновской (до ее смерти в 1978 году).

Выступал с лекциями, беседами, работал над рукописями. Несколько его работ посвящены исследованию памятников рязанского зодчества, творчеству рязанских живописцев XIX века. Бывая в Спасске, всегда заходил помолиться в небольшой кладбищенский храм Вознесения Господня. В конце 1980-х (может быть, в 1990 году) летом ему удалось побывать в селе Исады. Осенью того же года он прислал землякам в Спасск деньги на реставрацию храмов. В сопроводительном письме писал: «Посылаю деньги… на дело нужное и Богоугодное — половину на ремонт восстанавливаемой древней церкви в Исадах, вторую половину — на реставрацию Спасского храма».

Особая страница в научных исследованиях Вагнера – труды, посвященные Рязани: альбом «Рязань», «Рязанские достопамятности», « Окраинными землями Рязанскими», «По Оке от Коломны до Мурома» и другие. Преданность рязанской земле, ее истории Георгий Карлович пронес через всю свою жизнь, он всегда передавал поклон Рязани. Говорят, что слова ”Поклон Рязани” стали его последними словами.

Среди рязанских памятников, о которых пишет Вагнер, есть, конечно же, и Рязанский кремль.

Вагнер рассматривает кремль как выдающийся памятник древнерусской архитектуры, уделяя первоочередное внимание его главной постройке - Успенскому собору.

Георгий Карлович писал, что Успенский собор в Переяславле Рязанском не только явился крупнейшим произведением Якова Бухвостова, но и занял одно из первых мест среди лучших архитектурных произведений конца 17 в.

Крупный ученый, выдающийся исследователь древнерусского искусства является Почетным гражданином Рязани. Имя Г.К. Вагнера носит Рязанское художественное училище, Спасский историко–архитектурный музей. Но нам кажется, что многим это имя недостаточно известно. Редкая скромность отличала Г.К. Вагнера при жизни. И сейчас без шумихи, но по-прежнему служа благу отечественной культуры, живет он в своих научных трудах, книгах, посвященных Рязани. Личность Г.К. Вагнера, его деятельность – пример подлинного патриотизма, глубокой любви и к своей малой родине, и к Родине великой.

Комментарии