Родина Щепкина. Музей на Белгородчине посвящён жизни и творчеству актёра - ХранителиРодины.рф

Первое здание музея открыли ещё в 1973 году. Белгородская область – родина, пожалуй, самого знаменитого русского актёра XIX века Михаила Семёновича Щепкина. Его имя носит Белгородский драматический театр и Всероссийский театральный фестиваль, который ежегодно проводится в регионе. А вот узнать о его нелёгкой судьбе и творчестве можно, отправившись в музей, что в селе Алексеевка Яковлевского городского округа.

В память о знаменитом земляке

Первый музей здесь был создан в 1973 году общественными усилиями, чтобы сохранить память об актёре. А в год 200-летия со дня его рождения, в 1988 году, был торжественно открыт новый большой музей из четырёх залов с экспозициями, и рядом с ним – усадьба, в какой мог жить Щепкин в детстве и юности.

Новое здание спроектировали специально для музея, его залы оформляли художники из Ленинграда и сотрудники Белгородского краеведческого музея. В фойе при входе – скульптура Щепкина на фоне большого панно, на котором изображены знаменитые люди того времени – писатели, драматурги, актёры, с кем вместе работал Щепкин.

В музее четыре выставочных зала. Первый рассказывает о детстве и юности Щепкина – он родился в 1788 году в семье крепостных графа Волькенштейна – «в селе Красном, что на речке Пенке», как написано в его книге «Записки актёра Щепкина». Село Красное находится неподалёку от Алексеевки.

- При оформлении экспозиции художники специально для нашего музея создали несколько картин. Например, в первом зале есть картина художника Игнатьева о том, как дворяне развлекались в своих поместьях, устраивая крепостной театр. Щепкин был крепостным с рождения, и только в 1822 году смог получить вольную – благодаря своему таланту и своим друзьям.

Виталий Харченко, директор музея

В первом зале музея представлен быт, который окружал Щепкина в детстве и юности – народные костюмы и домашняя утварь. Также в экспозиции есть книги того времени, веер слоновой кости, гусиное перо и фарфоровая чашка, такая лёгкая, что веса ее в руке не замечаешь. Есть секретер начала XIX века – за таким писали дворяне.

Отец Щепкина был управляющим графа Волькенштейна, он имел возможность отправить сына учиться сначала в Белгород, потом в уездное училище города Суджа Курской губернии. Там Щепкин впервые сыграл в ученическом театре.

«В 1802 году привезли меня в Курск и отдали в губернское училище», – пишет Щепкин в своей книге. Кстати, написать её посоветовал сам Александр Сергеевич Пушкин. И не только посоветовал, но и собственноручно написал две первых строки – копия этой страницы есть в музее.

В Курске Щепкин женился. Его супруга Елена Дмитриевна была вольной девушкой, но, выйдя замуж за крепостного, сама стала крепостной. У них родилось девять детей, двое умерли в младенчестве, семерых они воспитали.

- Никто из детей Щепкина не выбрал профессию актёра, семейную традицию вспомнили только правнучки. Александра Александровна Щепкина и Вера Николаевна Щепкина – мать и дочь – были актрисами, всю жизнь проработали в Малом театре в Москве.

Виталий Михайлович, директор музея

По провинциальным театрам

В Курске в Дворянском собрании братья Барсовы содержали свой частный театр. Волею случая молодой Щепкин попал туда за кулисы – младший брат братьев Барсовых учился в училище вместе с ним. В этом театре Щепкин переносил реквизиты, суфлировал роли, а в 1805 году спас «горящий» спектакль: все билеты были проданы, а актёр, игравший главную роль, запил. Щепкин, знавший эту роль, блестяще сыграл ее, и братья Барсовы взяли его в труппу.

В 1812 году театр Барсовых распался, здание закрыли на ремонт, но Щепкин к тому времени уже стал знаменитым актёром. Второй зал посвящён его деятельности в провинциальных театрах – он играл в Харькове и в Полтаве. Губернатор Полтавы, князь Репнин, поклонник Щепкина, пригласил его в свою труппу. На стенде представлена переписка князя Репнина с графиней Волькенштейн о выкупе Щепкина из крепостной неволи – граф к тому времени уже умер. Графиня запросила за него восемь тысяч рублей – по тем временам баснословные деньги.

Князь Репнин и поклонники Щепкина решили сделать несколько спектаклей в городе Полтаве на ярмарке и собрать деньги на выкуп актёра. Деньги жертвовали и крестьяне, и мещане, и купцы – набрали 5 тысяч рублей. На стенде под стеклом можно увидеть списки пожертвований на выкуп Щепкина. Также в экспозиции представлен уголок провинциального актёра с зеркалом и реквизитом.

Оставшиеся 3 тысячи рублей князь Репнин заплатил сам, и из-за этих денег с 1818 года еще на четыре года актёр стал его крепостным. И только в 1822 году благодаря писателям – друзьям из Украины, которые заплатили Репнину векселями, Щепкин вместе с семейством стал, наконец, вольным человеком.

После этого он заключает контракт с тульской труппой, едет в Тулу, где его выступления видит чиновник императорского Малого театра Михаил Загоскин, который пишет своему руководству: «Такого орла нам надо забрать к себе». Щепкин в одном спектакле, который смотрел Загоскин, играл сразу три роли, причём одну женскую. Загоскин приглашает его в Москву, куда Михаил Семёнович с семейством переезжает в марте 1823 года. В Малом театре актёр прослужил 40 лет.

 «В пользу актёра Щепкина»

Щепкин стал основоположником реалистического театра. Когда крепостные актёры развлекали дворян в поместьях, они читали монологи, громко крича, и это считалось смешным. Но Щепкин играл в Малом театре, пропуская роль через себя, и ученики продолжили его традицию.

В Москве актёр снимал и жил в нескольких домах, их изображения есть в экспозиции. В 60-е годы, когда он был уже знаменит на всю Россию, он жил в особняке на Третьей Мещанской и в Большом Спасском переулке. Эти здания сохранились.

Художник Мельников подарил белгородскому музею три картины: Щепкин и Шевченко, с которым актёр очень дружил, Щепкин в московской гостиной и Щепкин на отдыхе в Ялте с Белинским. По приезду в Москву актёр знакомится со знаменитыми людьми того времени, встречается с Пушкиным, с Гоголем. Хоть Гоголь и был моложе его на 30 лет, но между ними завязалась настоящая дружба.

На стендах представлены несколько афиш, сохранившихся с того времени. Щепкин играл в «Ревизоре» и «Женитьбе» Гоголя, «Моцарте и Сальери» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова. На афишах того времени есть надпись: «В пользу актёра Щепкина».

- Ведь актёры не получали зарплату, их заработком были проданные билеты – часть оставалась театру, а часть платилась актёрам.

директор музея

Есть в экспозиции переписка Щепкина с Герценом, Шевченко, Гоголем. Есть письмо, где Щепкин просил его не переделывать пьесу «Ревизор», и Гоголь даёт добро на постановку пьесы в Малом театре.

Интересный экспонат – дорожный ларец того времени, предназначенный для письменных принадлежностей, Виталий Михайлович называет его «ноутбук XIX века». Ездили тогда на бричках, останавливались в трактирах, в гостиницах, на постоялых дворах и писали письма с известиями о своём пути.

В музее есть портрет Щепкина позднего периода, его написал неизвестный художник. Это копия, подлинник находится в Третьяковской галерее.

Щепкин заболел и в 1963 году поехал в Ялту на лечение. По приезду он играл спектакль у городничего, у него там поднялась температура, его отвезли в гостиницу, и там он умер. Похоронен актёр в Москве на Пятницком кладбище.

Село обрело вторую жизнь

В третьем зале музея, самом большом, есть реконструкция московской гостиной, есть также уникальная мебель, подаренная потомками Щепкина. Для первого музея ещё в 1973 году праправнучка Щепкина передала кресло-кровать, на котором актёр любил отдыхать. Переписку с правнучкой начал директор сельской школы Иван Иванович Шелехов, который был инициатором создания музея, а затем переписку продолжила Лидия Николаевна Гольцова, научный сотрудник музея, заслуженный работник культуры РФ.

Потомкам Щепкина, а также современному театру, продолжающему традиции великого актера, посвящён четвёртый зал музея.

С 1988 года, с момента открытия, в музее не было капитального ремонта. На 2021 год выделены средства для реставрации и усадьбы, и капремонта самого здания.

- Пока мы делаем в усадьбе косметический ремонт своими силами. Но здесь, конечно, нужна полная реконструкция. Это усадьба зажиточного крестьянина, простые люди так не жили. Тут есть и горница, и кухня с русской печью, и «пунька» – отдельный домик для летнего отдыха, и хозяйственные постройки.

директор музея

Всего в фондах музея, по словам директора, более пять тысяч экспонатов. Работу с ними ведут как научные сотрудники, так и студенты-практиканты Белгородского института культуры. Поддерживаются и постоянные контакты с Белгородским академическим драматическим театром имени Щепкина.

Есть в Алексеевке и свои театралы: в 1992 году в село приехала из Чечни режиссёр Лидия Хомченко, и с тех пор она ведёт в Доме культуры народный театр «Зеркало».

- В этом театре играют наши односельчане, взрослые и дети. Каждый год ко дню рождения Щепкина в ноябре у нас в селе проходит фестиваль народных театров. Так что щепкинские традиции на его родине живы. А прошлым летом мы впервые проводили фестиваль уличных театров прямо на территории музея.

Виталий Михайлович

Виталий Михайлович – по образованию юрист, более 20 лет проработал в милиции, в том числе участковым на территории Алексеевского сельского поселения. В 2007 году пришел в музей директором, так что он в этой должности уже тринадцатый год.

- Наше село просто воспряло именно благодаря музею, обрело как бы вторую жизнь. До 1988 года сюда ведь даже дорог хороших не было! А теперь наш музей – один из культурных центров региона.

Виталий Михайлович

Как найти

Белгородская область, Яковлевский городской округ, село Алексеевка, ул. Центральная, д. 34, тел. 8-47-244-6-43-64.

От Белгорода – 55 километров, ехать в московском направлении через Строитель и Яковлево, затем свернуть на Дмитриевку и через 10 км будет Алексеевка.

Комментарии