Воплощающий свои идеи в жизнь.
Соловов Георгий Николаевич. Художественная галерея, МБУК "Историко-краеведческий музей" Белебеевского района., Белебей, Республика Башкортостан
Белебеевская земля – «край поющих родников», названный так за чарующую красоту его живописных горизонтов и незабываемую притягательность для гостей. Окруженная источниками живительной силы, земля Белебея одаривает самобытным талантом служителей кисти и пера. Неудивительно, что именно здесь берут начало клуб самодеятельных художников «Родник» и Межрегиональный фестиваль поэзии «Родники вдохновения».
Идея создания клуба самодеятельных художников «Родник» г.Белебея принадлежит удивительному человеку, талантливому самородку, художнику, Заслуженному работнику культуры БАССР Георгию Николаевичу Соловову. Вся его жизнь посвящена служению малой родине, в каждой работе – душевная память о людях, а в каждом начинании – забота о них. Георгий Николаевич - человек дела, пример для всех нас.
Талант Георгия Соловова начинал зарождаться еще в детстве. Сутками готов был проводить время маленький Георгий в столярной мастерской, глядя на работу друга его отца Ивана Васильевича Ведехина, который, как по волшебству, превращал грубо отесанные чурбаны в резные изделия деревянного зодчества. Зачарованный сказочным зрелищем, мальчик решил: «буду краснодеревщиком». С зубилом и стамеской в кармане окончил Георгий Николаевич ремесленное училище и после службы в армии обосновался в Белебее, где полностью раскрыл свое самобытное дарование. Специальностей и должностей было много, а призвание одно – в творчестве созидать мир. Мастер-краснодеревщик оставил памятный след добрых дел для Белебеевского района и, не останавливаясь на достигнутом, видит новые горизонты.
В далеком 1976 году Георгию Николаевичу пришла идея о создании в Белебее клуба самодеятельных художников «Родник». Подобных объединений в Республике Башкортостан еще не существовало. Георгию Соловову удалось сплотить людей разных профессий и возрастов, стремящихся сохранить богатое наследие нескольких поколений самобытных художников. Вдохновленные идеей, они становились лауреатами и дипломантами престижных региональных и всероссийских выставок, фестивалей народного творчества. Неисчерпаемый энтузиазм, заряженный энергетикой родного края, уверенно вел к успеху. Ничего не стоило Георгию Николаевичу погрузить работы в небольшой «Москвич» и «покатить» на следующую выставку. «Самодеятельные художники – Родине!», «Белебею 200 лет», «Мой город»… Сколько было выставок и не перечесть! Благодаря Георгию Николаевичу о самородках земли Белебеевской узнали в Уфе и Москве, в Чехословакии и Германии.
В настоящее время клуб самодеятельных художников «Родник» продолжает свою творческую деятельность. «Родник» объединяет в себе более 50 художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, которые бережно хранят и развивают традиции старшего поколения художников города Белебея, демонстрируют собственные творческие находки, и вовлекают новых талантивых людей в вечное служение Искусству.
Вот уже четвертый год художники клуба «Родник» собираются на пленэры в разных местах Белебеевского района и пишут историю малой родины. На холстах художников клуба, созданных во время пленэров, можно увидеть уникальный колорит села Усень-Ивановское, его улицы, по которым когда-то прогуливались Марина Цветаева и Сергей Эфрон, живописные окрестности, связанные с жизнью и творчеством русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, а также исторические места родного Белебея. Такие пленэры объединяют века, даруя вдохновение служителям кисти и резца в передачи неповторимой красоты мест Белебеевсого района, воспетых в литературном творчестве.
При активном участии Георгия Николаевича Соловова был создан Музей народного творчества (сейчас - Художественная галерея Белебеевского района). Коллекции музея составляют работы белебеевских самодеятельных скульпторов, живописцев, художников-прикладников, чье творчество черпает истоки вдохновения в народном искусстве, в традициях и быте башкирского и русского народов. Творения самодеятельных авторов отличаются многообразием художественных решений, индивидуальностью манер, подкупающей простотой и искренностью. Всех объединяет жажда творчества, постоянный художественный поиск и желание запечатлеть в работах жизнь в разных её проявлениях. В фондах хранится более 2500 экспонатов. Особо ценными экспонатами являются кружево, гобелен, войлочные изделия, резные шкатулки и игрушки, а также произведения художников и скульпторов – ветеранов Великой Отечественной войны: С.В.Панина, А.М.Шевченко, Б.С.Зайцева, П.Е.Васильева, Н.И.Павлова, А.С. Нефёдова. Их нет среди нас, а тепло, которым дышит каждая работа, согревает в минуты сомнений и дает силы для будущих стремлений.
Помимо активной гражданственной позиции, способствующей внедрению смелых творческих идей во благо родного края, Георгий Николаевич является и техническим рационализатором в профессиональной сфере. Работая на Белебеевской мебельной фабрике, с 1977 года мастер Соловов начал реализовывать свою давнюю задумку - инкрустации по дереву мебели. В те времена нигде в Башкирии этим никто не занимался. Техника, в которой выполнены его работы, называется маркетри, в переводе с французского языка значит «мозаика». В своих работах мастер использует шпон толщиной не более 3 мм, разнообразный по цвету и фактуре. Из него затем и создаются мозаичные картины необычайной красоты, которыми декорируется мебель, стены, полы, потолки.
Работы художников-инкрустаторов во главе с Георгием Николаевичем и сейчас украшают заведения города. В Белебеевском историко-краеведческом музее на деревянных полотнах искусно раскрываются образы защитников Отечества разных времен. В детских садах радуют ребятишек герои народных сказок, воплощенных на картинках из шпона березы, липы, бука, орешника, красного дерева. Соловов Г.Н. и его товарищи занимались художественным оформлением детского сада «Буратино», который был участником ВДНХ и награжден золотой медалью выставки.
Возможность экономить ценную древесину и использовать в дело отходы шпона была предложена Георгием Николаевичем и реализована при отделке Дома техники г.Белебея (сейчас –Центральный Дворец культуры). В результате мастер изобрел новое изделие, названное паркелитом и впоследствии запущенное в производство деревообрабатывающих фабрик России. В 1990 году Соловов Г.Н. запустил на фабрике «Башмебельбыт» цех по производству высокохудожественной мебели с использованием станков ЧПУ, что дало возможность для родного предприятия освоения новых перспектив развития.
Последние годы трудовой деятельности главной задачей для Георгия Соловова стало развитие детско-юношеского творчества. Он преподавал резьбу по дереву подрастающему поколению. Вместе с юными учениками помогал восстанавливать интерьеры храмов Белебея, Дома-музея семьи С.Т. Аксакова в с.Надеждино. Ремесло талантливого художника-краснодеревщика передается молодым подмастерьям, а его любовь к Родине и желание совершать добрые поступки для людей воспитывают в нас лучшие качества. В мире немало зла, но оно меркнет перед благими деяниями настоящего МАСТЕРА.
Комментарии
Андрей
Хочу отметит скорпулезную работу автора статьи, видно человек в полной мере заинтересован в своей работе и интерес к своей деятельности. Это хорошее качество, особенно в наше время, когда основном все хотят получить иолько материальное, а здесь прослеживается духовное. Спасибо за интересное повествование.