Одобрено редакцией
Хрустальный звук музея
Музей хрусталя имени Мальцовых, Гусь-Хрустальный, Владимирская область
Люди старшего поколения еще помнят те времена, когда хрусталь в доме был знаком состоятельности семьи.
Сегодня мерки богатства и обеспеченности значительно изменились, но красивый хрусталь, как и сама красота в классическом смысле слова, из моды не выходят. Это подтверждает Музей хрусталя им. Мальцовых, образовавшийся в 1983 году и расположенный в уникальном памятнике архитектуры – Георгиевском соборе в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области. Это единственное хранилище наследия знаменитой фабрики по производству стекла.
Город на всю страну знаменит своими изделиями из хрусталя. А всего-то четыре столетия назад это был лишь посёлок Гусская волость. В 1756 году купцы Мальцовы в урочище Шиворово на реке Гусь Мещёрского края начали строить стекольную мануфактуру. Так образовался Гусевской хрустальный завод – старейшее предприятие по производству стекла в России.
Храм и терем
11 лет строился Георгиевский собор на средства мецената и владельца хрустального завода Юрия Степановича Нечаева-Мальцова. Автором проекта стал знаменитый архитектор Леонтий Бенуа. Храм – терем с богато украшенными фасадами и шатрами – впечатляет своими размерами и великолепием снаружи и внутри. Мозаичные полотна В. А. Фролова и живописные В. М. Васнецова дают ощущение восторга от красоты. Грандиозное по своим размерам полотно «Страшный суд» (7х7 м) считается лучшим из церковных произведений знаменитого художника.
2 сентября 1901 года в соборе начались службы, а спустя полтора десятилетия, уже после революции храм пришёл в запустение. И только в 1923 году было принято решение разместить в нём советские государственные учреждения – Дворец труда им. Л. Троцкого, затем библиотеку, музыкальную школу и даже складские помещения.
Но величественный исполин не был разрушен, он только лишился куполов. Частично сохранилось и его внутреннее убранство. Из пяти уникальных полотен, после реконструкции удалось восстановить только два – «Страшный суд» площадью 50 кв. м и мозаику «О тебе радуется, Благодатная».
Исцеляющий букет
В музее хрусталя всё сочетается в полной гармонии – и великолепие здания, и сами экспонаты, как старых мастеров, так и современников.
Старинные графины и бутыли простой формы передают историю и древность ремесла, более поздние художественные изделия – мастерство и фантазию стеклодувов. Есть изделия, имитирующие золото и серебро, а также издающие чудесный малиновый звон.
А вот стеклянный букет, у которого отдельная история. Её любят рассказывать посетителям. У стекольных дел мастера Разумея Васильева заболела маленькая дочка. В бреду ей чудилось лето и цветы. Тогда за одну ночь мастер сделал из стекла удивительный букет и у постели ребёнка «распустились» нежные бутоны. Девочка поправилась, а об этом исцеляющем букете узнал управляющий. Он забрал творение себе и хранил отдельно. Так оно сохранилось до наших дней.
- Изделия изготовлены из разноцветного стекла. Их секрет мастера хранили в глубокой тайне. Знаменитое урановое стекло выпускалось на Гусевском заводе с 1830 года. Для получения необычного оттенка мастера добавляли в стекло урановый краситель. Чтобы дорогое сырьё не попало в руки конкурентов, мастера хранили его под одеждой, прятали на рабочем столе. Многие хрустальщики потом погибли от неизвестной тогда лучевой болезни. В 1950-е годы выпуск такой продукции был прекращен во всём мире.
Мальцовы были прогрессивными заводчиками – закупали лучшее передовое оборудование, посылали своих мастеров учиться за границу новым техникам работы со стеклом. На их хрустальных заводах умели делать венецианское и богемское стекло, в эпоху модерна освоили метод травления в «технике Галле» и многое другое. В те времена особенно ценился прозрачный хрусталь с алмазной гранью.
Поставщики императорского двора
За время своего существования мастерство гусевских стеклодувов постоянно видоизменялось и совершенствовалось. Техника производства хрусталя становилась всё сложнее и разнообразнее. Стекло всё больше становилось похоже на полудрагоценные камни – авантюрин, малахит, яшму. Богатство красок и сверкающих граней удивляло и радовало не только отечественного покупателя. Продукция хрустального завода, представленная на международных выставках, была замечена и полюбилась зарубежным знатокам и фирмам. Такой исполин в сфере изящного, как торговый дом Фаберже, считал за честь приобретение изделий из Гусь-Хрустального. «Мальцовский» хрусталь стал не просто торговой маркой, а товарным знаком высокого качества и поставщиком императорского двора. Получить право изображать на своей продукции герб России – это дорогого стоит. Заслуженная честь для владимирских стеклодувов.
Даже человека, мало разбирающегося в искусстве, не может не тронуть увиденное в музее. Стекло, в которое в буквальном смысле вдохнули мастерство, талант, старание, не перестаёт удивлять возможностями стеклодувов вот уже много лет.
Гимн стеклу
Впечатляет и коллекция хрусталя советской эпохи. По ней можно изучать историю страны: индустриализация, коллективизация, Великая Отечественная война – всё это в оттенках, гранях и нюансах хрустальных изделий.
- Музей формировался на моих глазах. Когда начинаешь дело с нуля и вкладываешь в него душу, сердце и старание, то появляется уже не просто результат, а живой организм, твоё детище. Таковым стал для меня Музей Хрусталя. Наверное от того, что он рос и создавался с большими трудностями, моё отношение к нему особое.
Самые большие проблемы возникли с картиной Васнецова «Страшный суд». Семиметровое полотно было в очень плохом состоянии, ему требовалась реставрация, стоимость которой специалисты оценили в 220 тыс. рублей. Это на 40 тыс. больше всего годового бюджета музея. Мало того, холст надо было дублировать, а ткани шириной 7 метров взять было негде, таких форматов в стране не ткали. Но и это ещё не вся проблема. Для восстановления красок картины требовалось 40 кг натурального мёда, 12 кг осетрового клея и многое другое. Казалось, что восстановление монументального полотна зашло в тупик. Но энтузиасты – создатели музея смогли преодолеть все препятствия, и 13 июля 1983 года картина вернулась на своё место в Георгиевский собор. Словно в награду за старания, будущий музей ждал большой подарок. Неожиданно в подвалах завода нашлось хранилище изделий из хрусталя. Оно лежали там ещё с XIX века – без описи, в обычных ящиках, пересыпанные стружкой. В таком виде ценности дожили до наших дней и имели огромную историческую и музейную значимость. Всего 5236 предметов. Теперь предстояло расположить всю эту красоту в огромных пространствах храма.
- Было непросто расставить хрупкие и изящные экспонаты в огромном соборе. Пространство как бы «давило» и уменьшало небольшие по габаритам хрустальные предметы. Над созданием экспозиции работали несколько художников. Идея художника-дизайнера Леонтия Озерникова по созданию пристенных витрин с верхней и нижней подсветкой оказалась очень удачной. По центру поставили подиум также с мягким подсветом. Большое пространство, которого мы сначала боялись, было успешно покорено.
В цокольном помещении музея есть выставочный зал. Здесь проводят тематические выставки – исторические, декоративно-прикладные, художественные и даже археологические.
То ли в силу архитектурных особенностей, то ли из-за самой звенящей экспозиции в Георгиевском соборе создалась особая, музыкальная акустика. Это позволяет раз в два года проводить здесь музыкальный фестиваль «Хрустальная лира». Классическая музыка в сочетании со старинным интерьером создают особенную атмосферу, а сверкающие гранями экспонаты усиливают её и формируют неповторимый эффект. Ведь хрусталь по сути – та же музыка, только в стекле.
Музей в цифрах
Коллекция музея отражает этапы развития мастерства местных стеклодувов. Представлены изделия от XVIII века до современных мастеров. Экспозиция насчитывает около 2000 экспонатов. Это вазы, фужеры, сервизы, графины, подсвечники, блюдца, предметы интерьера.
Как найти
Адрес: г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, д.2а
Телефон: +7 (49241) 2-19-30
Время работы Музея хрусталя им. Мальцовых
вторник–среда: с 10:00 до 16:00;
четверг–воскресенье: с 10:00 до 17:00;
понедельник – выходной день;
3-й вторник месяца – санитарный день.
До музея можно добраться на маршрутных автобусах № 4, 6, 10, 11 и 124.
Комментарии